Программное содержание: 1. Познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов севера: меховой мозаикой, вышивкой бисером. 2. Закрепить знания детей о народах, живущих на севере, их одежде. 3. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, композиции. 4. Формировать интерес у детей к национально-художественным традициям народов севера. 5. Воспитывать доброжелательное отношение к национальностям, населяющим Крайний север.
Материал: Образцы орнаментов из бисера, меховой мозаики. Иллюстрации с изображением орнаментов. Силуэты парок на каждого ребенка. Простые карандаши. Гуашь. Ватные палочки.
Словарная работа: Меховая мозаика, бисер, парка.
Ход занятия
Дети входят в изостудию, тихо звучит музыка: песня “Табаларым тыыннара” слова и музыка М.Чарду. На мультимедийном оборудовании изображение летней тундры. Воспитатель в образе хозяйки чума встречает детей, приглашает их к очагу.
Воспитатель: Доробо ло рум! (здравствуйте на долганском языке). Рада видеть вас у себя в гостях. Вы когда-нибудь бывали летом в тундре? Давайте вспомним, как красива наша тундра летом.
Слайд 2.
Летом в тундре цветут белые ромашки, колокольчики, ярко-оранжевые жарки, седовласая пушица. И среди этого многоцветья летней тундры и зимнего безмолвия живут талантливые народы: ненцы, нганасаны, долганы. Чем занимаются народы севера?
Дети: Народы севера ловят рыбу, охотятся, пасут оленей.
Воспитатель: Правильно, они пользуются тем, что дает человеку природа. У оленя очень теплый мех, из него шьют одежду и обувь. Украшают одежду орнаментом из меха оленя, цветного сукна и бисера.
Слайд 3.
Нганасане украшают парку аппликацией из полосок ткани черного, белого и красного цвета. Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой, по преданию произошел род нганасан. Нганасанские орнаменты в основном геометрические. Это затейливое сочетание кубиков, треугольников, линий, клеток.
Слайд 4.
У долган цвет орнамента отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь.
В орнаментах народы севера рассказывают о жизни в тундре. Рассмотрите орнамент.
Послушайте загадку: Бродит одиноко огненное око.
Всюду где бывает, взглядом согревает (солнце)
Воспитатель: Это долганский орнамент, изображение солнца, называется он – “Комулан”.
Слайд 5.
У ненцев сочетание цветов в орнаменте основано на контрасте светлого и темного меха.
Послушайте ненецкую загадку:
Зимой они почти голые, но весной покрываются новыми шкурами. Что это? (оленьи рога)
Рассмотрите ненецкий орнамент – “Красивые рога”.
Гимнастика для пальчиков.
Давайте сделаем рожки над головой и превратимся в оленят
(руки перекрестить над головой, пальцы растопырены).
Оленята потянулись, (руки в том же положении, поднимаем руки вверх, потягиваемся)
Вправо, влево повернулись (повороты вправо, влево)
Скачут быстро по дорожке (сжимаем и разжимаем пальцы)
Молодых оленей ножки (стучим кулачками друг о друга)
В своих орнаментах северяне не только рассказывают о жизни в тундре, но еще верят, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак–глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким.
Слайд 6.
Женскую одежду также украшали специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивали крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.
Слайд 7.
Орнаменты одной народности отличаются от другой по рисунку и его форме, материалу изготовления. С большим мастерством украшается одежда долган, нганасан. Кантики из сукна, аппликации из кожи, меховая мозаика, узорчатое шитье оленьим волосом, сочетается в красивом геометрическом орнаменте. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают нганасанские швеи, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.
Слайд 8.
Очень красивы вещи, любовно расшитые бисером долганскими мастерицами, нельзя не залюбоваться радужными узорами из бисера. Украшают не только одежду, но и кошельки, сумки. Воспитатель раздает детям вышитые бисером вставки для унтаек, предлагая полюбоваться красотой орнаментов.
Слайд 9.
Долганский орнамент – “Розетка” обычно украшает середину изделия.
Слайд 10.
У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений. Попробуйте угадать, как называется такой орнамент-загадка:
Черная птица
Меня не боится,
Моргнет удивленно
И каркнет …. (ворона)А вот еще загадка:
Наступил мой каблучок
На березовый (сучок)
Рассмотрите следующий орнамент и скажите, что он напоминает? Как будто люди встали в хоровод. Это ненецкий орнамент – “Головки”.
Из таких узоров северные народы составляют орнаменты для ковриков, салфеток, посуды, украшают ими одежду, обувь, жилище. Ненцы очень любят расшивать меховые сумки для хранения одежды.
Слайд 11.
Кроме украшения одежды и жилища народы севера занимаются резьбой по кости мамонта, оленьему рогу, дереву, камню, металлу
Разноцветным огнем
Бисер весело горит.
В парке с ярким шитьем,
В танце девушка летит.
Нет красавицы милее,
А какой у нее смех.
Лучше всех она умеет,
Бисером украсить мех.
Динамическая пауза.
Звучит песня “Мастерицы” слова и музыка Александра Корюкова.
Дети исполняют танец “Мастерицы”.
Практическая работа.
Ребята, давайте украсим праздничную парку орнаментом.
Показ и объяснение способа рисования.
- Рассмотрите орнамент (педагог показывает детям образец). Как расположены элементы орнамента? В середине полосы расположен орнамент “Розетка”. Над “Розеткой” и под ней закругленными линиями выполнен узор “Ноготь”. По низу парки выполнен узор “Ноготь”. Какого цвета элементы орнамента?
- Простым карандашом нарисуйте эскиз орнамента. Бисер мы будем изображать ватными палочками. Возьмите палочку, выберите нужный цвет краски обмакните палочку в гуашь и по нарисованным линиям примакиванием изобразите бисер.
Дети украшают парку гуашевыми красками, используя вместо кисточки ватные палочки.
Итог: Рассматривание работ.
Я возьму в ладони серебристый бисер,
Разбросаю россыпь, и снег заискрится.
Враз земля надела снежнобелый свитер,
И тундра показалась мне царицей.
А мои ресницы пусть ласкает иней.
Я б легко взлетела, если б были крылья,
Облачившись в платье цвета неба синего,
По подолу – злато расписного стиля.
И взяла б я в руки солнца бубен алый,
Обжигая пальцы с ним бы станцевала.
Окроплю водицей все вокруг я талой –
Вот такой орнамент я нарисовала!
Елена Саган