Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие “готовность ребенка к школе” - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.
Цель: психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
Задачи: развитие межличностного восприятия школьников, создание психологического комфорта в классном коллективе, формирование позитивного отношения к учебе, коррекция детских страхов.
Занятие для 1 класса “Урок и перемена”
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, учить применять их на практике, способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление, речь).
Ход занятия
Психолог:
“Аня шагала в школу,
А путь был не далек.
Над нею закружился красивый мотылек.
Она ему сказала: “Дай лапку, мой дружок!
Не учишь ты уроков,
Счастливый мотылек!
Давай с тобою вместе
Кружится весь денек!
Прощай, прощай, мой милый,
Уже звенит звонок!
Прозвенел у нас звонок,
Сейчас начнется наш урок!”
Беседа на тему “Что такое урок?”
Дети высказывают свои мнения.
Психолог: “ Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, есть такое правило “Готов к уроку”: по звонку ученик становится возле свой парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило”.
Проигрывание ситуаций.
Что нужно сделать:
а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;
б) когда хочешь что-либо сказать;
в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.
Психолог: “А что мы на уроке делаем?
(Ответы детей).
- Правильно: а) говорим, б) слушаем, в) читаем, г) пишем”.
Игра “Проверь свою память”
Психолог: Можешь ли ты с первого раза запомнить услышанное тобой предложение из 6-7 слов? А из 10-12?
Можешь ли ты с первого раза запомнить пословицу или скороговорку и повторить ее?
Игра на внимание
Психолог: На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и сложите голову на парту. У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя.
Психолог:
“А сейчас мы проведем физминутку:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будешь наклоняться
Влево-вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма
Поднимайся на носочки,
Словно тянешься к цветам
1, 2, 3, 4, 5 – повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули – и снова в путь.
Психолог: “Сейчас я прочитаю вам стихотворение Б. Заходера “Перемена”.
“Перемена, перемена!” -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел!
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!
- Почему Вова дремлет на уроке?
- Почему не может сказать ни слова у доски?
- Никто из вас не узнал себя в этом мальчике?
Беседа “Что можно сделать за перемену?”
Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики, дежурным вытереть доску, поиграть в игры.
Выработка правил поведения.
Осуществляется самими детьми:
- в школе можно улыбаться и смеяться,
- нельзя ругаться и драться и т.д.
Рисование на тему “Что мне нравится в школе”.
Завершение занятия.
Психолог:
“Прозвенит сейчас звонок -
Наш закончится урок.
Урок закончен.
В начале занятия мы научились выполнять правило “Готов к уроку”, то же самое нужно делать, когда занятие закончено: учитель по звонку говорит: “Занятие закончено”, и все ученики встают возле своих парт”.