Урок трудового обучения по теме "Приготовление простых растворов". 6-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 6


Цель урока: совершенствование умений и навыков выполнения приёмов.

Задачи урока:

1) образовательные:

  • уточнить и закрепить знания учащихся о растворах;
  • отработать приёмы приготовления простых растворов;

2) коррекционные:

  • развитие и коррекция: памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;
  • развитие общей и мелкой моторики кистей рук при выполнении практической работы.

3) воспитательные: воспитание мотивации к учению, трудолюбия.

Материально-техническое оснащение занятия: ящики для раствора, вёсла, вёдра, сита, штукатурные лопатки, штукатурные ковши, песок, цемент, известковое тесто. Операционные карты, планшет “Компоненты простых растворов”, карточки с заданиями, плакат с зашифрованным словом. Образцы вяжущих материалов (цемент, гипс, известь, глина), образцы заполнителей (песок, опилки, соломенная сечка). Инструкции по ТБ. Перчатки х/б, перчатки резиновые, очки защитные.

Словарь: компоненты, вяжущие материалы, заполнители, известковое тесто, цементный раствор, глиняный раствор, перемешивание, однородный, пластичный, дозирование.

Ход занятия

I. Организационный момент:

  • приветствие, рапорт дежурного,
  • проверка готовности учащихся (спецодежда, головные уборы, состояние рабочих мест, инструмента и инвентаря),
  • расшифровка закодированного слова и формирование темы урока на основе этого слова совместно с учащимися

Учащимся предлагается расшифровать представленное на плакате слово, которое будет   относиться к теме занятия.

Цель: Развитие и коррекция внимания на основе упражнения на его концентрацию и устойчивость.

Зашифрованное слово - “раствор”. (Тема урока “Приготовление простых растворов”);

  • сообщение задач урока;
  • мотивационная установка на работу на уроке;
  • профилактика нарушений зрения (написать глазами сегодняшнюю дату и день недели).

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: повторить и актуализировать имеющиеся знания; коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении.

Беседа по вопросам:

Учитель. Что такое раствор?

Учащиеся. Раствор - это смесь вяжущего материала, заполнителя и воды.

Учитель. Для чего применяют раствор?

Учащиеся. Раствор применяют для оштукатуривания поверхностей.

Учитель. Какие материалы необходимы для приготовления раствора?

Учащиеся. Для приготовления раствора необходимы вяжущие материалы, заполнитель и вода.

Работа с дидактическими карточками. (Приложение 1)

Учитель. Вам предлагаются карточки с заданиями, где вы должны определить, какие материалы относятся к вяжущим материалам, а какие - к заполнителям.

Учащиеся. Выполняют задания (задания дифференцированы по степени сложности. Беседа.)

Учитель. Для чего служит в растворе вяжущий материал?

Учащиеся. Вяжущий материал в растворе служит для связывания частичек заполнителя между собой и придания раствору прочности.

Учитель. Для чего в растворе нужен заполнитель?

Учащиеся. Заполнитель в растворе создаёт скелет и уменьшает расход дорогостоящих вяжущих материалов.

Межпредметная связь

Учитель. Сегодня один килограмм цемента стоит в магазине 10 рублей. Подсчитайте, сколько стоит мешок цемента (в мешке - 50 кг).

Учащиеся. Мешок цемента стоит 500 рублей.

Это, ребята, очень дорого, так как для приготовления раствора при оштукатуривании или ремонте помещения используется много килограммов цемента.

Упражнение. Распознавание материалов, необходимых для приготовления цементного и известкового растворов по внешнему виду (работа в микрогруппах).

Цель: Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в узнавании и различении материалов через зрительный и тактильный анализаторы.

Развитие коммуникативных навыков общения

У каждой микрогруппы набор баночек с вяжущими материалами и заполнителями. На крышках баночек наклеены разноцветные кружки с цифрами.

Задание для 1-й микрогруппы: выбрать все материалы для приготовления цементного раствора.

Задание для 2-й микрогруппы: выбрать все материалы для приготовления известкового раствора.

Учащиеся рассматривают представленные образцы материалов, помешивают их палочкой, определяют на ощупь.

Выбрав нужные материалы - выступают с отчётом.

Учащиеся. 1-я микрогруппа. Для приготовления цементного раствора выбирают баночку № 1 с вяжущим материалом - цементом и баночку №4 с заполнителем - песком.

Учитель. Давайте сверим, правильно ли вы выбрали нужные материалы.

Учащиеся. Сверяют свои ответы с правильным ответом на вывешенных кружках на доске (цифры записаны на обратной стороне).

Учащиеся. 2-я микрогруппа. Выбирают баночку №2 с вяжущим материалом - известью и баночку №3 с заполнителем - песком.

(Сверяют свои ответы с правильным ответом).

Учитель. По каким признакам вы распознали материалы?

Учащиеся. По внешнему виду (по цвету, сыпучести, порошкообразному виду).

Учитель. Подумайте и скажите, какой раствор прочнее: известковый или цементный?

Учащиеся. Прочнее - цементный раствор.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно справились с заданиями. Знание вяжущих материалов и заполнителей пригодится вам при приготовлении растворов.

Для приготовления растворов используют одно или два вяжущих материала. Как называются растворы, приготовленные с применением одного вяжущего материала?

Учащиеся. Такие растворы называются простыми.

Учитель. Назовите виды простых растворов.

Учащиеся. К простым относятся растворы: цементный, известковый, глиняный, гипсовый.

Учитель. А как обозначаются простые растворы?

Учащиеся. Простые растворы обозначаются двумя цифрами.

Учитель. Расшифруйте состав цементного раствора – 1:3.

Учащиеся. В состав цементного раствора входят: 1 часть цемента и З части песка.

Работа по выбору нужного компонента раствора.

Цель: коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Учитель. Следующее задание определит, кто лучше всех знает компоненты, входящие в разные виды растворов.

(Вывешивает на доске планшет с написанными соотношениями растворов, в которых не хватает некоторых компонентов).

Учащиеся. Выходят по очереди к доске, находят нужный компонент на табличке и вставляют его на место.

Компоненты простых растворов

…?... + ПЕСОК + ВОДА = ГЛИНЯНЫЙ РАСТВОР

ГИПС + …?... + ВОДА = ГИПСОВЫЙ РАСТВОР

ИЗВЕСТЬ + ПЕСОК + ВОДА = …?...

ЦЕМЕНТ + ПЕСОК + …?... = ЦЕМЕНТНЫЙ РАСТВОР

Учитель. Мы выяснили, что название раствора определяется видом вяжущего материала. Давайте все вместе повторим их названия.

Учащиеся. Хором повторяют названия простых растворов: глиняный раствор, гипсовый раствор, известковый раствор, цементный раствор.

Учитель. Все необходимые сведения о простых растворах мы с вами повторили. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Эти знания будут нужны вам для правильного приготовления растворов при оштукатуривании поверхностей.

Учитель. Комментированная оценка деятельности учащихся с учётом их интеллектуальных возможностей.

III. Практическая работа

Цель: отработка приёмов приготовления простых растворов.

1) Сообщение сведений о требованиях, предъявляемых к качеству растворов.

Учитель. Раствор должен быть хорошо перемешанным, однородным, пластичным, не содержать крупных частиц песка. Готовый раствор нужно просеять через сито.

2) Правила приготовления раствора.

Учитель. Все материалы для приготовления раствора сначала надо просеивать и отмерять в нужном количестве.

Учитель. Чем можно отмерять нужное количество песка, цемента?

Чем можно наливать воду?

Учащиеся. Нужное количество песка и цемента можно отмерять совком, ковшом. Наливать воду – ковшом.

Учитель. Чем будем перемешивать сухую смесь песка и цемента, и чем перемешивать раствор?

Учащиеся. Перемешивать сухую смесь будем штукатурной лопаткой, а раствор – веслом.

3) Повторение правил безопасности при приготовлении растворов.

Учитель. Какие правила безопасности нужно соблюдать при подготовке материалов для приготовления растворов?

Учащиеся. При просеивании песка, цемента, насыпания их в ящик, нужно обязательно надевать очки.

Учитель. Особую осторожность нужно соблюдать при работе с известью. Необходимо надевать резиновые перчатки и очки. Все эти правила записаны в инструкциях, которые есть у нас в мастерской. Не забывайте использовать их.

4) Повторение алгоритма приготовления раствора.

Цель: развитие и коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе; установлении последовательности работы.

Учитель. Элементарные приёмы просеивания песка и цемента, дозирования материалов, их перемешивания, затворения смеси водой, перемешивания раствора вы освоили на предыдущих уроках. Сейчас необходимо вспомнить операции, которые необходимо выполнить при приготовлении раствора.

Учитель. Раздаёт учащимся разрезанные операционные карты приготовления раствора, которые нужно собрать в правильной последовательности.

Учащиеся. Наклеивают разрезанные операции на пронуммерованный лист в нужной последовательности работы. Сверяют свои ответы с операционной картой, вывешенной на доске.

Учитель. Теперь приступим к выполнению практической работы.

Выдаёт задания (уч-ся со средним уровнем – приготовление известкового раствора;

уч-ся со сниженным уровнем – приготовление цементного раствора).

5). Самостоятельная работа учащихся (под контролем и с помощью учителя) с опорой на операционную карту. (Приложение 2)

Цели:

  1. Применение знаний, практических умений и навыков.
  2. Развитие навыков контроля и самоконтроля.

Учащиеся. Приготавливают раствор. Определяют его готовность.

Учитель. Совершает обходы рабочих мест с целью проверки:

  • организации рабочего места,
  • правильного дозирования материалов,
  • последовательности выполнения операций,
  • соблюдения правил т/б,
  • правильного владения инструментом,
  • соблюдения культуры труда,
  • контроля качества выполненной работы.
  • оказания необходимой помощи учащимся;

IV. Уборка рабочих мест, приведение в порядок инструментов, инвентаря, спецодежды

V. Подведение итогов занятия:

  • достижение цели урока;
  • общая оценка овладения учащимися приёмов приготовления раствора;
  • отчёт учащихся о проделанной работе (Приложение 3);
  • разбор допущенных ошибок и способов их устранения;
  • совместная оценка выполненных работ.

VI. Домашнее задание

Составить схемы приготовления растворов (известкового – учащимся со средним уровнем интеллектуальных возможностей, цементного – со сниженным уровнем интеллектуальных возможностей).