Выбор данной темы не случаен, т.к. сейчас о здоровье обучающихся говорят очень много и часто и этот вопрос волнует как родителей, так и педагогов.
Анализ состояния здоровья детей, поступающих в школу, показывает, что здоровыми являются не более 12% из них; 50% имеют различные функциональные нарушения, а 38% – хронические болезни. Всё это вызывает вполне обоснованную тревогу педагогов, медиков, родителей. От первого класса к 11-му в два раза увеличивается число детей с заболеваниями туберкулёзом, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения, слуха. Отмечается увеличение эндокринных заболеваний в пять раз. В среднем по России на первом месте такие заболевания, как кариес – 23,8%, заболевания опорно-двигательного аппарата – 24,6%, органов зрения и слуха – 23%, ЛОР-заболевания – 16,4%, травмы – 9,1%. Что касается рейтинговой оценки заболеваемости, то нарушение осанки, патология слуха и зрения у детей – это заболевания, во многих случаях связанные непосредственно с условиями обучения и наследственными факторами, кариес – это проблема не только школы, но и муниципальных властей, так как массовый стоматологический осмотр детей в целях профилактики и лечения в последние годы прекращён.
Тревогу вызывает состояние психического состояния детей, т.к. они являются причиной 70% случаев серьёзных нарушений здоровья детского населения и 33% случаев непригодности юношей к воинской службе, 80% школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности. По данным углубленных медосмотров, частота психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, а в подростковом – 20–25%, что в 10 раз выше допустимых норм.
Поэтому все усилия по внедрению даже самых передовых здоровьесберегающих технологий останутся безрезультатными, если школьники будут перегружены большим объёмом домашних заданий, если с большим напряжением будут заниматься в школе. Содержание и формы учебной деятельности оказывают серьёзнейшее влияние (положительное или негативное) на состояние и здоровья детей. Изучение предметов включённых в учебные планы, не должно подрывать здоровье детей, а педагогические технологии должны способствовать такой организации учебного процесса, чтобы дети успешно развивались как психологически, так и физиологически. В настоящее время школы могут изменить учебный план, выбрать программы и учебники, методические принципы и приёмы. Учитель может, выбирать различные варианты учебного предмета, а также создавать собственные.
Инвариантная часть в учебных планах одинакова. Важно, чтобы вариативная часть (она может быть различна в разных школах и у различных учителей) исходила из анализа индивидуальных особенностей детей и требованию к здоровью.
Нормироваться в школе могут количество часов, отводимых на изучение предметов каждой из областей, предполагаемые результаты деятельности.
Попытки решить проблемы здоровья детей путём уменьшения учебных нагрузок неизбежно приведут к неадекватности педагогических результатов социальному запросу общества. Если ребёнок окончит такую школу, то он останется невостребованным обществом, а, следовательно, попадёт в категорию нездоровых людей.
Поэтому руководителям учебных учреждений необходимо умело решать вопросы, связанные с экспертизой учебных планов, программ, технологий с точки зрения их влияния на состояние здоровья.
Желательно проводить валеологическую экспертизу учебных планов, программ, новых педагогических технологий. Очень важно чтобы школа действовала по принципу “НЕ НАВРЕДИ”.
И как же школа может повлиять на сложившуюся ситуацию?
Принимая во внимание рекомендации НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, предполагает использовать для анализа эффективности учебного процесса, следующие критерии:
- Соответствие суммарной учебной нагрузки и основных режимных моментов гигиеническим требованиям
- Соответствие основных режимных моментов внеучебного времени современным гигиеническим требованиям
- Показатели умственной работоспособности, свидетельствующие о степени выраженности утомления
- Физиометрические показатели, свидетельствующие о степени напряжённости функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной системы
- Показатели физического развития обучающихся;
- Показатели заболеваемости обучающихся;
- Школьная тревожность
Поставив перед собой задачу, проанализировать эффективность учебного процесса, мы провели ряд исследований:
1. При выявлении соответствия суммарной учебной нагрузки и основных режимных моментов гигиеническим требованиям учитывалось, что:
- учебный план программы составляется с учётом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников; при составлении учебного плана мы всегда это учитываем;
- рекомендуемая программа не превышает максимально допустимое количество часов в неделю с учётом её продолжительности (согласно санитарным требованиям);
- занятия проводятся только по 6-ти дневной рабочей неделе;
- если программы и учебные планы составляются для начальной школы, то в 1-х классах должен применяться “ступенчатый” режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки;
- программы и учебные планы обеспечивают плотность учебной работы по основным предметам не более 80%;
- программы и учебные планы предусматривают создание условий для удовлетворения потребностей школьников в движении. Ежедневная двигательная активность обучающихся должна составлять не менее 2-х часов. Это может быть обеспечено за счёт проведения физминуток, проведения подвижных игр на уроках, проведения внеклассных спортивных мероприятий; в нашей школе введён третий час физкультуры на этих уроках проводятся подвижные игры на воздухе, в спортзале; большое внимание учителя уделяют двигательной активности обучающихся, проходят различные внеклассные спортивные мероприятия.
- в программе, учебном плане необходимы рекомендации в отношении расписания.
Основные предметы для младших школьников должны проводиться на 2–3-х уроках, для обучающихся среднего звена и старшего возраста – на 2–3–4-х уроках. Наибольшая нагрузка приходится на вторник и четверг, а среда – облегченный день. При составлении расписания учитывается шкала трудности предметов и выше названные требования.
Нами была проведена исследовательская работа по определению удовлетворённости учащимися расписанием , 70% опрашиваемых – удовлетворены расписанием.
2. Для выявления соответствия основных режимных моментов внеучебного времени современным гигиеническим требованиям был проведён социологический опрос родителей и обучающихся школы.
– чтобы установить, как внедрение программ учебного плана, педагогических
технологий повлияло на продолжительность подготовки домашних заданий (время
подготовки домашних заданий в соответствии с СанПиНом: 1-й кл – 2-й кл – до
1,5ч; 3–4 кл – до 2-х ч: 5–6 кл – 2,5ч; 7–8 кл – 3ч; 9–10–11 кл – 3,5 – 4ч).
(Данные школы.)
Начальные классы 2–3 кл 1ч – 25%, 1,5ч – 37,5%, 2ч – 27,6%
9–11 классы. 1ч– 17%, 1,5ч – 8%, 2ч – 36%, 3ч – 17%, 3,5 ч – 4%, 4ч – 16%, более
4ч – 2%
опрос уч-ся: 1ч – 16%, 1,5ч – 9%, 2ч – 42%, 2,5ч – 3%, 3ч – 10%, более 3ч – 10%,
4–5ч – 10%
7% обучающихся– учение даётся легко;
30% обучающихся считают, что объём домашних заданий завышен,
33% обучающихся устают после выполнения домашних заданий
Следует отметить, что существующая программа не способствует перегрузке обучающихся.
– опрос родителей, каков характер сна у детей и какова продолжительность сна (гигиенические нормы сна 1–4-е кл – 10–11ч; 5–9 кл – 9–10ч; 10–11-е кл – 8–9ч). (Данные школы.)
Характер сна:
9–11 кл | 2–3 кл |
Спокойный – 84,9%, Беспокойный – 24,5% Бессонница – 3,8% |
Спокойный – 87,5% Беспокойный – 12,5% Бессонница – |
Продолжительность сна | |
7–8ч – 60,3% 8–9ч – 24,5% 9–10ч – 15,2% |
8–9ч – 7,5% 9–10ч – 72,5% 10–11ч – 27,5% |
Вывод: мы видим, что большинство обучающихся старших классов не досыпают и это влияет на их утомляемость в школе
– опрос родителей, какова длительность прогулок (гигиенические нормы: для уч-ся нач. школы продолжительность прогулок 3–3,5ч; для уч-ся среднего звена – 2–3ч; для уч-ся старших классов – 2ч);
Длительность прогулок в учебное время | |
9–11кл | 2–3 кл |
до 1ч – 24,5% 1–2ч – 37,7% 2–3ч – 24,5% 3–4ч – 9% более 4ч – 4,3% |
до 1ч – 10% 1–2ч – 35% 2–3ч – 27,5% 3–4ч – 12,5% более 4ч – 15% |
Вывод: из данных опроса видно, что более 50% обучающихся находятся на воздухе
согласно норме. На вопрос имеешь ли ты достаточное количество времени для
занятий по интересам утвердительно ответили только – 31% уч-ся, т.е. уч-ся не
умеют рационально распределять своё время
– с помощью опроса родителей определена выраженность невротических симптомов:
головная боль, бессонница, слабость и др.;
Жалобы ребёнка | |
9–11кл | 2–3 кл |
Нет жалоб – 34% Головная боль – 13,2% Усталость – 35,8% Слабость – 17% |
Нет жалоб – 47,5% Головная боль – 27,5% Усталость – 27,5% Слабость – 10% |
64% обучающихся устают после дня занятий в
школе 67% обучающихся испытывают усталость в конце учебной недели |
|
Проявление агрессии ребёнком | |
Часто – 28,3% Иногда – 35,8% Редко – 15% Нет – 20,9% |
Часто – 2,5% Иногда – 55% Редко – 25% Нет – 17,5% |
В связи с этими данными на общешкольном родительском собрании была проведена беседа для родителей “Если у вас агрессивный ребёнок”
Также был проведён цикл классных родительских собраний по режиму дня
обучающихся
– анкетирование обучающихся с целью определения уровня мотивации учебной
деятельности. (Данные школы.)
Анкета для обучающихся
Цель: изучение школьной нагрузки.
Да | Не совсем | Нет | |
1. нравится ли тебе учиться в нашей школе | 68% | 24,8% | 7,2% |
2. легко ли тебе даётся учение | 7,2% | 62,8% | 30% |
3. устаёшь ли ты после дня занятий в школе | 64,2% | 19% | 16,8% |
4. испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели | 66,7% | 14,3% | 19% |
5. устраивает ли тебя режим 6-ти дневной учебной недели | 14% | 9% | 77% |
6. устаёшь ли ты после выполнения домашних заданий | 33,3% | 28,2% | 45,5% |
7. имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам | 31% | 29% | 40% |
8. успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены | 28,6% | 31% | 40,4% |
9. считаешь ли ты. Что объём домашних заданий завышен (предметы) | 30,2% | 11,6% | 58,2% |
10. насколько ты удовлетворён расписанием по дням недели | 70% | 25% | 5% |
11. сколько времени ты тратишь на подготовку домашних заданий | 1ч – 16% 1,5ч – 9% 2ч – 42% 2,5ч – 3% 3ч – 10% более 3ч – 10% 4–5ч – 10% |
3. Для выявления показателей умственной работоспособности, свидетельствующих о степени выраженности утомления мы воспользовались:
– чтобы определить умственную работоспособность младших школьников можно воспользоваться фигурными таблицами и методикой “Счёт”, для оценки умственной работоспособности подростков можно воспользоваться корректурной пробой. Обследование – перед 1-м и после последнего урока
В результате исследования мы получили неожиданные результаты в ряде классов работоспособность перед первым уроком на много ниже, чем после последнего. В начальных классах произошло разделение у некоторых обучающихся перед первым уроком (вторая смена) работоспособность выше, чем после последнего, у ряда обучающихся противоположные показатели.
4. Для выявления физиометрические показатели, свидетельствующие о степени напряжённости функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной системы
– при решении задач этого блока можно рекомендовать измерить артериальное давление, частоту сердечных сокращений. Для оценки необходимо использовать возрастные нормы этих показателей.
Показатели артериального давления
В течение недели медработником школы измерялось артериальное давление у уч-ся 6–11 классов результаты:
Давление в норме | повышенное | пониженное |
93,6% | 1,4% | 5% |
5. Для выявления показатели физического развития учащихся.
– физическое развитие целесообразно определять при помощи метода сигмальной оценки. Измерив, рост и вес ребёнка, сравнить эти данные со средними величинами стандартов физического развития. Хотя это и трудоёмкая работа, но в тоже время нужная, т.к. если физически дети развиваются нормально, это свидетельствует о физиологичности учебного процесса, о том, что учебный процесс способствует сохранению здоровья обучающихся наши полученные данные:
6. Показатели заболеваемости учащихся.
– следует оценить частоту и распространённость различных групп заболеваний у обучающихся, изменение соотношения обучающихся в группах здоровья, а также в группах для занятий физической культурой. Можно использовать для анализа такие показатели, как число случаев заболеваний на одного ребёнка в год, число пропущенных дней, пропущенных по болезни на одного обучающегося в год, индекс здоровья. Особенно следует обратить внимание на степень распространённости таких заболеваний, как миопия, нарушение осанки, желудочно-кишечные заболевания.
Углубленный медосмотр специалистами ЦРБ
Осмотрены уч-ся – 5–7-х классов, результат:
- снижения зрения – 23,9%,
- увеличение щитовидной железы – 4,3%,
- нарушение осанки – 21,7%,
- хронический гастрит – 10,9%,
- ДЖВП – 7%,
- хронический пиелонефрит – 4%,
- ВСД – 5%,
- отит – 2%,
- бронхиальная астма – 2%,
- здоровые дети – 15%.
Наиболее распространённые заболевания обучающихся за учебный год;
- ОРВИ – 64,5%,
- ангина – 16,1%,
- пиелонефрит – 6,5%,
- острый гастроэнтероколит – 12,9%.
В дальнейшем мы планируем в своей работе использовать методику лечения зрения (комплекс упражнений для глаз по восстановлению зрения) американских учёных Брегда, Бейтса
7. Школьная тревожность.
– по данным опроса около 60% детей имеют школьную тревожность. Проявляется она в форме беспокойства, тревоги, неуверенности в себе. Многие дети перед контрольными работами и экзаменами теряют сон, аппетит; у них увеличивается двигательная активность, потоотделение, частота пульса. Для диагностики школьной тревожности мы воспользовались шкалой Филипса (можно воспользоваться для выявления тревожности у младших школьников шкалой Сирса, у обучающихся среднего звена – шкалой Кондаша.)
Качественно проведённая экспертиза планов и учебных программ позволяет своевременно отмечать их неблагоприятное воздействие на здоровье, позволяет повысить эффективность учебного процесса.