Выступление на семинаре "Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога"

Разделы: Администрирование школы


Приложение 1.

Выбор данной темы не случаен, т.к. сейчас о здоровье обучающихся говорят очень много и часто и этот вопрос волнует как родителей, так и педагогов.

Анализ состояния здоровья детей, поступающих в школу, показывает, что здоровыми являются не более 12% из них; 50% имеют различные функциональные нарушения, а 38% – хронические болезни. Всё это вызывает вполне обоснованную тревогу педагогов, медиков, родителей. От первого класса к 11-му в два раза увеличивается число детей с заболеваниями туберкулёзом, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения, слуха. Отмечается увеличение эндокринных заболеваний в пять раз. В среднем по России на первом месте такие заболевания, как кариес – 23,8%, заболевания опорно-двигательного аппарата – 24,6%, органов зрения и слуха – 23%, ЛОР-заболевания – 16,4%, травмы – 9,1%. Что касается рейтинговой оценки заболеваемости, то нарушение осанки, патология слуха и зрения у детей – это заболевания, во многих случаях связанные непосредственно с условиями обучения и наследственными факторами, кариес – это проблема не только школы, но и муниципальных властей, так как массовый стоматологический осмотр детей в целях профилактики и лечения в последние годы прекращён.

Тревогу вызывает состояние психического состояния детей, т.к. они являются причиной 70% случаев серьёзных нарушений здоровья детского населения и 33% случаев непригодности юношей к воинской службе, 80% школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности. По данным углубленных медосмотров, частота психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, а в подростковом – 20–25%, что в 10 раз выше допустимых норм.

Поэтому все усилия по внедрению даже самых передовых здоровьесберегающих технологий останутся безрезультатными, если школьники будут перегружены большим объёмом домашних заданий, если с большим напряжением будут заниматься в школе. Содержание и формы учебной деятельности оказывают серьёзнейшее влияние (положительное или негативное) на состояние и здоровья детей. Изучение предметов включённых в учебные планы, не должно подрывать здоровье детей, а педагогические технологии должны способствовать такой организации учебного процесса, чтобы дети успешно развивались как психологически, так и физиологически. В настоящее время школы могут изменить учебный план, выбрать программы и учебники, методические принципы и приёмы. Учитель может, выбирать различные варианты учебного предмета, а также создавать собственные.

Инвариантная часть в учебных планах одинакова. Важно, чтобы вариативная часть (она может быть различна в разных школах и у различных учителей) исходила из анализа индивидуальных особенностей детей и требованию к здоровью.

Нормироваться в школе могут количество часов, отводимых на изучение предметов каждой из областей, предполагаемые результаты деятельности.

Попытки решить проблемы здоровья детей путём уменьшения учебных нагрузок неизбежно приведут к неадекватности педагогических результатов социальному запросу общества. Если ребёнок окончит такую школу, то он останется невостребованным обществом, а, следовательно, попадёт в категорию нездоровых людей.

Поэтому руководителям учебных учреждений необходимо умело решать вопросы, связанные с экспертизой учебных планов, программ, технологий с точки зрения их влияния на состояние здоровья.

Желательно проводить валеологическую экспертизу учебных планов, программ, новых педагогических технологий. Очень важно чтобы школа действовала по принципу “НЕ НАВРЕДИ”.

И как же школа может повлиять на сложившуюся ситуацию?

Принимая во внимание рекомендации НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, предполагает использовать для анализа эффективности учебного процесса, следующие критерии:

  • Соответствие суммарной учебной нагрузки и основных режимных моментов гигиеническим требованиям
  • Соответствие основных режимных моментов внеучебного времени современным гигиеническим требованиям
  • Показатели умственной работоспособности, свидетельствующие о степени выраженности утомления
  • Физиометрические показатели, свидетельствующие о степени напряжённости функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной системы
  • Показатели физического развития обучающихся;
  • Показатели заболеваемости обучающихся;
  • Школьная тревожность

Поставив перед собой задачу, проанализировать эффективность учебного процесса, мы провели ряд исследований:

1. При выявлении соответствия суммарной учебной нагрузки и основных режимных моментов гигиеническим требованиям учитывалось, что:

  • учебный план программы составляется с учётом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников; при составлении учебного плана мы всегда это учитываем;
  • рекомендуемая программа не превышает максимально допустимое количество часов в неделю с учётом её продолжительности (согласно санитарным требованиям);
  • занятия проводятся только по 6-ти дневной рабочей неделе;
  • если программы и учебные планы составляются для начальной школы, то в 1-х классах должен применяться “ступенчатый” режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки;
  • программы и учебные планы обеспечивают плотность учебной работы по основным предметам не более 80%;
  • программы и учебные планы предусматривают создание условий для удовлетворения потребностей школьников в движении. Ежедневная двигательная активность обучающихся должна составлять не менее 2-х часов. Это может быть обеспечено за счёт проведения физминуток, проведения подвижных игр на уроках, проведения внеклассных спортивных мероприятий; в нашей школе введён третий час физкультуры на этих уроках проводятся подвижные игры на воздухе, в спортзале; большое внимание учителя уделяют двигательной активности обучающихся, проходят различные внеклассные спортивные мероприятия.
  • в программе, учебном плане необходимы рекомендации в отношении расписания.

Основные предметы для младших школьников должны проводиться на 2–3-х уроках, для обучающихся среднего звена и старшего возраста – на 2–3–4-х уроках. Наибольшая нагрузка приходится на вторник и четверг, а среда – облегченный день. При составлении расписания учитывается шкала трудности предметов и выше названные требования.

Нами была проведена исследовательская работа по определению удовлетворённости учащимися расписанием , 70% опрашиваемых – удовлетворены расписанием.

2. Для выявления соответствия основных режимных моментов внеучебного времени современным гигиеническим требованиям был проведён социологический опрос родителей и обучающихся школы.

– чтобы установить, как внедрение программ учебного плана, педагогических технологий повлияло на продолжительность подготовки домашних заданий (время подготовки домашних заданий в соответствии с СанПиНом: 1-й кл – 2-й кл – до 1,5ч; 3–4 кл – до 2-х ч: 5–6 кл – 2,5ч; 7–8 кл – 3ч; 9–10–11 кл – 3,5 – 4ч). (Данные школы.)
Начальные классы 2–3 кл 1ч – 25%, 1,5ч – 37,5%, 2ч – 27,6%
9–11 классы. 1ч– 17%, 1,5ч – 8%, 2ч – 36%, 3ч – 17%, 3,5 ч – 4%, 4ч – 16%, более 4ч – 2%
опрос уч-ся: 1ч – 16%, 1,5ч – 9%, 2ч – 42%, 2,5ч – 3%, 3ч – 10%, более 3ч – 10%, 4–5ч – 10%
7% обучающихся– учение даётся легко;
30% обучающихся считают, что объём домашних заданий завышен,
33% обучающихся устают после выполнения домашних заданий

Следует отметить, что существующая программа не способствует перегрузке обучающихся.

– опрос родителей, каков характер сна у детей и какова продолжительность сна (гигиенические нормы сна 1–4-е кл – 10–11ч; 5–9 кл – 9–10ч; 10–11-е кл – 8–9ч). (Данные школы.)

Характер сна:

9–11 кл 2–3 кл
Спокойный – 84,9%,
Беспокойный – 24,5%
Бессонница – 3,8%
Спокойный – 87,5%
Беспокойный – 12,5%
Бессонница –
Продолжительность сна
7–8ч – 60,3%
8–9ч – 24,5%
9–10ч – 15,2%
8–9ч – 7,5%
9–10ч – 72,5%
10–11ч – 27,5%

Вывод: мы видим, что большинство обучающихся старших классов не досыпают и это влияет на их утомляемость в школе

– опрос родителей, какова длительность прогулок (гигиенические нормы: для уч-ся нач. школы продолжительность прогулок 3–3,5ч; для уч-ся среднего звена – 2–3ч; для уч-ся старших классов – 2ч);

Длительность прогулок в учебное время
9–11кл 2–3 кл
до 1ч – 24,5%
1–2ч – 37,7%
2–3ч – 24,5%
3–4ч – 9%
более 4ч – 4,3%
до 1ч – 10%
1–2ч – 35%
2–3ч – 27,5%
3–4ч – 12,5%
более 4ч – 15%

Вывод: из данных опроса видно, что более 50% обучающихся находятся на воздухе согласно норме. На вопрос имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам утвердительно ответили только – 31% уч-ся, т.е. уч-ся не умеют рационально распределять своё время
– с помощью опроса родителей определена выраженность невротических симптомов: головная боль, бессонница, слабость и др.;

Жалобы ребёнка
9–11кл 2–3 кл
Нет жалоб – 34%
Головная боль – 13,2%
Усталость – 35,8%
Слабость – 17%
Нет жалоб – 47,5%
Головная боль – 27,5%
Усталость – 27,5%
Слабость – 10%
64% обучающихся устают после дня занятий в школе
67% обучающихся испытывают усталость в конце учебной недели
Проявление агрессии ребёнком
Часто – 28,3%
Иногда – 35,8%
Редко – 15%
Нет – 20,9%
Часто – 2,5%
Иногда – 55%
Редко – 25%
Нет – 17,5%

В связи с этими данными на общешкольном родительском собрании была проведена беседа для родителей “Если у вас агрессивный ребёнок”

Также был проведён цикл классных родительских собраний по режиму дня обучающихся
– анкетирование обучающихся с целью определения уровня мотивации учебной деятельности. (Данные школы.)

Анкета для обучающихся

Цель: изучение школьной нагрузки.

  Да Не совсем Нет
1. нравится ли тебе учиться в нашей школе 68% 24,8% 7,2%
2. легко ли тебе даётся учение 7,2% 62,8% 30%
3. устаёшь ли ты после дня занятий в школе 64,2% 19% 16,8%
4. испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели 66,7% 14,3% 19%
5. устраивает ли тебя режим 6-ти дневной учебной недели 14% 9% 77%
6. устаёшь ли ты после выполнения домашних заданий 33,3% 28,2% 45,5%
7. имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам 31% 29% 40%
8. успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены 28,6% 31% 40,4%
9. считаешь ли ты. Что объём домашних заданий завышен (предметы) 30,2% 11,6% 58,2%
10. насколько ты удовлетворён расписанием по дням недели 70% 25% 5%
11. сколько времени ты тратишь на подготовку домашних заданий 1ч – 16%
1,5ч – 9%
2ч – 42%
2,5ч – 3%
3ч – 10%
более 3ч – 10%
4–5ч – 10%
   

3. Для выявления показателей умственной работоспособности, свидетельствующих о степени выраженности утомления мы воспользовались:

– чтобы определить умственную работоспособность младших школьников можно воспользоваться фигурными таблицами и методикой “Счёт”, для оценки умственной работоспособности подростков можно воспользоваться корректурной пробой. Обследование – перед 1-м и после последнего урока

В результате исследования мы получили неожиданные результаты в ряде классов работоспособность перед первым уроком на много ниже, чем после последнего. В начальных классах произошло разделение у некоторых обучающихся перед первым уроком (вторая смена) работоспособность выше, чем после последнего, у ряда обучающихся противоположные показатели.

4. Для выявления физиометрические показатели, свидетельствующие о степени напряжённости функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной системы

– при решении задач этого блока можно рекомендовать измерить артериальное давление, частоту сердечных сокращений. Для оценки необходимо использовать возрастные нормы этих показателей.

Показатели артериального давления

В течение недели медработником школы измерялось артериальное давление у уч-ся 6–11 классов результаты:

Давление в норме повышенное пониженное
93,6% 1,4% 5%

5. Для выявления показатели физического развития учащихся.

– физическое развитие целесообразно определять при помощи метода сигмальной оценки. Измерив, рост и вес ребёнка, сравнить эти данные со средними величинами стандартов физического развития. Хотя это и трудоёмкая работа, но в тоже время нужная, т.к. если физически дети развиваются нормально, это свидетельствует о физиологичности учебного процесса, о том, что учебный процесс способствует сохранению здоровья обучающихся наши полученные данные:

 

6. Показатели заболеваемости учащихся.

– следует оценить частоту и распространённость различных групп заболеваний у обучающихся, изменение соотношения обучающихся в группах здоровья, а также в группах для занятий физической культурой. Можно использовать для анализа такие показатели, как число случаев заболеваний на одного ребёнка в год, число пропущенных дней, пропущенных по болезни на одного обучающегося в год, индекс здоровья. Особенно следует обратить внимание на степень распространённости таких заболеваний, как миопия, нарушение осанки, желудочно-кишечные заболевания.

Углубленный медосмотр специалистами ЦРБ

Осмотрены уч-ся – 5–7-х классов, результат:

  1. снижения зрения – 23,9%,
  2. увеличение щитовидной железы – 4,3%,
  3. нарушение осанки – 21,7%,
  4. хронический гастрит – 10,9%,
  5. ДЖВП – 7%,
  6. хронический пиелонефрит – 4%,
  7. ВСД – 5%,
  8. отит – 2%,
  9. бронхиальная астма – 2%,
  10. здоровые дети – 15%.

Наиболее распространённые заболевания обучающихся за учебный год;

  1. ОРВИ – 64,5%,
  2. ангина – 16,1%,
  3. пиелонефрит – 6,5%,
  4. острый гастроэнтероколит – 12,9%.

В дальнейшем мы планируем в своей работе использовать методику лечения зрения (комплекс упражнений для глаз по восстановлению зрения) американских учёных Брегда, Бейтса

7. Школьная тревожность.

– по данным опроса около 60% детей имеют школьную тревожность. Проявляется она в форме беспокойства, тревоги, неуверенности в себе. Многие дети перед контрольными работами и экзаменами теряют сон, аппетит; у них увеличивается двигательная активность, потоотделение, частота пульса. Для диагностики школьной тревожности мы воспользовались шкалой Филипса (можно воспользоваться для выявления тревожности у младших школьников шкалой Сирса, у обучающихся среднего звена – шкалой Кондаша.)

Качественно проведённая экспертиза планов и учебных программ позволяет своевременно отмечать их неблагоприятное воздействие на здоровье, позволяет повысить эффективность учебного процесса.