Использование ИКТ на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя – активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Использование современных средств, таких как компьютерные программы, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.

Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учёбе, но и даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Каждый ученик работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку.

Компьютерные обучающие программы используются мною как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала. Конечно, применение обучающих программ требует тщательного подбора материала, предварительной огромной работы учителя. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом и рассказать о том, какие конкретно компьютерные программы помогают мне в работе и на каком этапе.

На начальном этапе обучения речевые умения и навыки учащихся могут быть закреплены и отработаны с помощью программ “Мир вокруг нас. Английский для детей 6 – 11 лет”, “Алик. Моя первая английская азбука”, “Английский язык от A до Z. Миссия – шпион”, “Занимательный английский для детей”. Формы работы с компьютерными программами разнообразны. “Мир вокруг нас” - серия увлекательных игр разного уровня сложности, которые помогают ребёнку сделать первые шаги в изучении английского языка. Этот диск я использую при работе по темам “Числительные”, “Цвет”, “Животные”, при знакомстве с буквами. В играх, где требуется помочь механику отремонтировать насосы, ученик должен на игровом поле открыть пары карт с одинаковыми предметами. Каждый раз, кликнув на карту, ребёнок видит предмет или предметы и слышит названия этих предметов, что даёт возможность запомнить их. В подобных играх также запоминаются слова, обозначающие цвет, числительные. Программа включает упражнения на аудирование. Например, помоги правильно набрать номер телефона. Ученик слышит номер, который сначала называют по одной цифре, и “нажимает” на кнопки телефона. Если он с задачей справился, сразу получил оценку – его похвалили. На следующем уровне игры задача усложняется: номер телефона называют в более быстром темпе по три цифры сразу, но у ребёнка есть возможность прослушать номер столько раз, сколько ему нужно, кликнув на изображении механика. В другой игре ученик должен высадить с корабля животных, названия которых он слышит, соотнести картинку с тенью. Следующая игра заключается в освобождении животных, названия которых ребёнок слышит.

При знакомстве с буквами, ученик видит графическое изображение буквы, слышит её название, знакомится со словами, которые пишутся с этой буквы. Таким образом, пополняется словарный запас ученика. На диске есть песня об алфавите, которую дети с огромным удовольствием поют вместе с забавными героями.

При изучении букв английского алфавита я также использую на уроках диск “Алик. Моя первая английская азбука”. Дети выполняют такие задания, как открой карточки с одинаковыми буквами, найди каждой заглавной букве строчную, выбери букву, которую назвали, выбери букву, с которой пишется слово (на экране дети видят картинку с изображением предмета и слышат название этого предмета).

“Английский язык от A до Z. Миссия – шпион” - замечательная программа, позволяющая познакомить учащихся с новыми словами, потренировать их в употреблении и проконтролировать знание лексики по темам “Цвет”, “Числительные”, “Семья”, “Время”, “Транспорт”, “Внешность”, “Мебель”. Данная программа содержит упражнения на чтение и понимание прочитанного: ребёнок видит предмет и ищет соответствующее слово, читает описание внешности человека и составляет фоторобот, читает название цвета на определённом поле картинки и заливает это поле нужной краской, разгадывает код сейфа, прочитав числительное и набрав определённую комбинацию из цифр.

“Занимательный английский для детей” - программа, которая содержит несколько игр, в процессе которых ученик может самостоятельно проверить и оценить свои знания. Помогая капитану справиться с трудностями в путешествии, ученик выполняет задания разного характера. Ребёнок читает и ищет соответствие английского слова с русским; читает и подбирает антонимы; слышит слово на английском языке и ищет его перевод, читая слова, записанные на русском языке; слышит слово на русском языке и ищет его перевод, читая слова, записанные на английском языке; подбирает к картинке слово из данных слов. Последнее задание включает слова по темам “Движения”, “В полёте”, “В зоопарке”, “В океане”. В другой лексической игре требуется из данных слов выбрать слова, относящиеся к одной теме. Также есть упражнение на обучение письму: вставь в слова пропущенные буквы. Можно проконтролировать умение ребёнка читать и понимать прочитанное с помощью заданий, в которых нужно дополнить предложение, выбрав слово из данных, или составить предложение из данных слов, ответить на вопросы, выбрав правильный ответ. Каждое предложение прочитывается, поэтому у ребёнка есть возможность проверить себя, правильно ли он прочитал то или иное слово в предложении и запомнить, как оно читается, если была допущена ошибка.

С учащимися средних и старших классов использую учебные диски “Учите английский”, “Английский для школьников 5 – 9 классов”, “Английский: Путь к совершенству 2”, “Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия”, “Профессор Хиггинс”, а также программу Л. Романовой: учебный диск “Английская грамматика”. Поскольку эти диски очень объёмные, остановлюсь кратко на содержании некоторых из них.

“Учите английский” - диск, включающий разнообразные игры, которые помогают отработать навыки и проверить умения аудирования по темам “Внешность”, “Числительные”, “Еда”, “Погода”, “Дни недели”, “Отдых”, “Путешествия”, “В городе”. Также этот диск я использую при обучении диалогической речи.

“Английский для школьников 5 – 9 классов” - программа, включающая несколько уровней изучения языка. На диске 144 урока с диалоговыми ситуациями из жизни: 72 диалога и 72 тренинга на отработку грамматических тем. Иллюстрированный и озвученный словарь курса содержит более 10000 слов. Диск включает огромное количество интерактивных грамматических упражнений с системой контроля, материалы по страноведению: статьи о Великобритании, её традициях и культуре, а также сведения об истории развития английского языка.

“Английский: Путь к совершенству 2” - курс разговорного английского языка, содержит 40 уроков по 8 темам, видеофрагменты, аудиоинформацию и диалоги, учебник по грамматике с тестами, “озвученный” словарь к каждому уроку, толковый словарь английского языка, около 200 заданий и тестов, более 20 игровых ситуаций и игр.

“Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия” - программа, разработанная в соответствии с Государственным стандартом образования РФ, созданная на базе обязательного минимума содержания основного образования РФ. Диск содержит 1235 тестовых заданий, распределённых по 43 темам, 5 вариантов ЕГЭ для подготовки к экзамену.

ИКТ используются мною и при организации проектной деятельности школьников: поиск информации в сети Интернет, оформление проектных работ. Такие информационные проекты, как “Animals in Our Life”, “Great Britain”, “Holidays in Great Britain and in the USA”, “Come to Dinner”, “Personal Computer Systems”, “An Ideal Welfare State”, “Penza”, были представлены учащимися в форме компьютерных презентаций. Теперь данные презентации успешно используются мною в учебном процессе на разных уроках в качестве иллюстративного материала. Умение работать в программе Microsoft Power Point позволяет мне создавать собственные презентации к урокам, использование которых делает занятия более наглядными, повышает интенсивность учебного процесса.

Считаю, что разнообразие тем, увлекательность, красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации компьютерных обучающих программ способствуют быстрому запоминанию и стимулируют детей к активной работе на уроке. Применение компьютерных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся, вовлечь их в самостоятельный процесс обучения. Эффективность урока повышается.

Приложение.