Цель урока: привитие интереса к предмету, развитие у детей познавательной активности, творчества, актёрских способностей, расширение кругозора, патриотическое воспитание учащихся.
Ход вечера
- Вступительное слово учителя.
- Устный журнал о биографии учёного. (Приложение)
- Театрализованное представление учащихся с показом мультимедийной презентации.
- Заключительное слово учителя о выдающейся роли Н.И. Лобачевского в мировой науке.
Оформление и оборудование класса:
- Плакат “Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) –знаменитый русский математик; создатель неевклидовой геометрии; автор трудов по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии”– с портретом учёного. Высказывания о Н.И. Лобачевском, эпиграф к вечеру: Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. А.С.ПУШКИН
- Фотоматериалы о местах жизни Н.И. Лобачевского, портреты Н.И. Лобачевского, К.Ф. Гаусса, Евклида.
- Плакат с названиями опубликованных работ ученого – О началах геометрии (1829–1830), Воображаемая геометрия (1835), Применение воображаемой геометрии к некоторым интегралам (1836), Новые начала геометрии с полной теорией параллельных (1835–1838), Геометрические исследования по теории параллельных линий (1840).
- ПК и презентация, сопровождающая театрализованное представление.
Театрализованное представление учащихся
НОВЫЕ НАЧАЛА
И стояла геометрия Эвклида,
как египетское чудо — пирамида.
Строже выдумать строенья невозможно.
Лишь одна была в ней глыба ненадежна.
Аксиома называлась “ПАРАЛЛЕЛИ”,
разгадать ее загадку не сумели…
РАЗГОВОР МЕЖДУ ПОЭТОМ И ДРУГОМ ЛОБАЧЕВСКОГО
Поэт
Вы начали, так продолжайте: кто он,
ваш друг, что скоро мир перевернет?
Друг Лобачевского
Ему Ньютона жребий уготован.
И я не ошибусь на этот счет.
Тому лет десять в университете
учился я. Он был уже звездой
в науках точных… И в другом заметен —
он с лет младых и честный, и прямой.
С начальством дерзок.
Поэт
В нем душа поэта.
Друг Лобачевского
Он и поэт.
Поэт
А все ж прошу ответа:
что главное в нем?
Он философ?
Друг Лобачевского
Да.
Вселенную он обнимает взглядом.
О звездах, о неведомых мирах
речь поведет — огонь в его глазах,
и забывает мир, который рядом.
Поэт
Быть может, век иной наступит скоро,
и станет просвещение опорой
России новой… Знает только бог,
что будет. Все ж представить смог
я математика. Вы живо рассказали.
Державин родом тоже из Казани.
ОТКРЫТИЕ
Свечу зажег,
и пламя осветило
стол письменный,
Эвклида старый том…
Мерцали звезды в небе
за окном.
Вселенная бескрайняя манила…
“Доказать, что параллельны параллели,
на бумаге все ученые хотели.
Бились лучшие умы
и не сумели.
Ну, а может,
так нельзя добиться цели…
Геометрию наукой отвлеченной
все считают… „
И подумал вдруг ученый:
“Но ведь связана
с природой аксиома!
Мы природу понимаем
по-земному…
Во Вселенной расстоянья неземные,
могут действовать законы там иные!“
Он по комнате шагал
и думал снова:
„Древний опыт —
геометрии основа.
Геометрия незыблема
веками.
Создавалась „геометрия“
руками.
Вот укладывали камни
в пирамиду.
В пирамиду, что простая только
с виду.
Ткали пряжу.
Нитка тонкая, льняная,
как натянешь —
словно линия прямая“.
Даже в горле пересохло от волненья…
Он на шаг, всего на шаг
был от решенья.
„Да, конечно, да!
Доказывать бесцельно!
Параллельные пойдут непараллельно!
Там, где звездный мир
раскинулся без края, —
аксиома параллелей там другая!
Параллельна геометрия Эвклида.
Есть еще одна —
совсем другого вида!“
Смотрел он долго в зимнее окно.
Горели звезды
в небе над Казанью.
Вселенная была с ним заодно:
открылся чистый купол мирозданья.
И звезды в вышине огнем горели,
твердя: НЕПАРАЛЛЕЛЬНЫ ПАРАЛЛЕЛИ.
В Казани
вышел труд его
в журнале.
Ученые плечами пожимали.
Ни слова одобренья.
Слышал лишь:
— Так, господа, гора рождает мышь! —
Непониманье.
От него не скрыться.
В нем столько боли, горечи таится…
Оно сжимает, давит, словно спрут…
Но в Петербург
его отослан труд.
Должны. Должны понять его в столице…