Цели урока:
– Закрепить умение писать Ь в окончаниях глаголов 2 лица ед. ч.
– Повторить изученные правила правописания ь и изученных орфограмм.
– Развивать мышление и умения логически рассуждать.
– Обогащать речь учащихся пословицами и поговорками.
– Развивать кругозор детей.
– Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: наглядные карточки, индивидуальный раздаточный материал, каравай хлеба.
1. Проверка домашнего задания.
– Откройте дидактический материал М.Ю. Полниковой на стр. 35 задание № 8.
Назовите глаголы, у которых нельзя определить лицо. (Кусали, наскочил )
– Почему нельзя определить лицо у этих глаголов? (Это глаголы прош .вр.)
– Что можно у этих глаголов определить? (Род)
– Назовите глаголы с Ь на конце. Почему вы его написали? (Глаголы 2 л., ед. ч.)
Чем они различаются? (Возвратные и непвозвратные).
2. Повторение изученного.
На доске: ш.тает, к.чаю, л.скаеш(ь,-), нап.даете, г.даем, к.зниш(ь,-), ш.гают.
– Какой частью речи являются написанные на доске слова?
– Вставьте и объясните пропущенные буквы.
– По каким признакам можно разделить данные глаголы на группы?
(По лицам:
1-е л.: качаю, гадаем.
2-е л.: ласкаешь, казнишь, нападаете.
3-е л.: шатает, шагают.
По числам:
ед. ч.: качаю, ласкаешь, казнишь, шатает.
мн. ч.: гадаем, нападаете, шагают. )
– Как можно определить лицо и число глаголов?
– Какое местоимение вы подставите к глаголу 2-го лица ед. числа?
– Какие окончания имеют глаголы 2-го лица ед. числа?
– О какой орфограмме надо помнить, когда вы пишите эти окончания?
– Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о правописании глаголов 2-го лица ед. числа и вспомним все правила правописания мягкого знака.
3. Словарно-орфографическая работа.
– Посмотрите на изображённый квадрат и шифр к нему. Если вы определите, какое математическое действие надо выполнить с цифрами квадрата для выявления букв и правильно произведёте вычисления, то узнаете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.
– С помощью какого действия узнаем буквы слова? ( умножение)
Какое это слово? (КИВАТЬ)
– Как вы понимаете слово КИВАТЬ?
(Кивать – покачивать головой, слегка наклоняя её вперёд.
Кивать – указывать на кого-то или на что-то движением головы)
– Какая буква в этом слове является орфограммой?
– Определите смысл поговорки Иван кивает на Петра.
( поговорка о тех людях, которые перекладывают вину или ответственность друг на друга).
– Переделайте эту поговорку в форму диалога и запишите. Как эти предложения оформите на письме?
4. Физкультминутка.
– Я буду называть глаголы 2-го лица ед. числа и множ. числа. Если я назову глагол 2-го л. Ед.ч., вы приседаете один раз и делаете хлопок. Если услышите глагол 2-го л. мн. ч., приседаете 2 раза и делаете 2 хлопка. Постарайтесь сосчитать сколько глаголов 2-го л. ед. ч. будет названо?
(Пляшешь, пляшите, спишь, спите, меняешь, любишь, любите, взлетаете, сердишься, сердитесь, дружишь, дружите.)
5. Закрепление.
Упражнение № 1.
– Прочитайте. Сгруппируйте пословицы и поговорки попарно в зависимости от смысла. Найдите общие признаки в каждой паре. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
На доске: Мног… захочеш… – п . следнее п . т . ряеш…
Что п . сееш…, то и п . жнёш… .
За двумя зайцами п . гониш.ся – ни одного (не) п . ймаеш… .
В дырявый мешок (не) напихаеш . ся.
Бе(с,з)донную бочку в. дой (не) н . полниш… .
Что прип . сёш… , то и п . н . сёш… .
Упражнение № 2.
– Чтобы выполнить следующее упражнение вы должны сказать, когда мы пишем Ь.
( ь – показатель мягкости согласного звука.
Ь – разделительный.
Ь – показатель ж.р. у сущ-х с шипящим звуком на конце.
Ь – показатель глагола 2-го лица ед. числа.
Ь – показатель неопределённой формы.)
– У меня в руках слова. Представитель каждого ряда вытаскивает слово, определяет признак Ь и, если Ь надо писать, прикрепляет слово в нужный столбик, если не надо писать – объясняет почему.
Слова: помощ., плат.е, изучаеш., дол.ка, товарищ., коп.ё, помниш., поч.ка, смерч., ругаеш.ся, пес.ня, здоров.е, грустиш., брош., шюёт, береч., дын.ка, мощ.ный, об.ёмный, нож., смеёш.ся, мелоч., п.ём, сжеч. .
Упражнение № 3.
(У детей карточки с напечатанными предложениями)
– Прочитайте предложения. Составьте из них текст. В 1-ом предложении должен быть глагол 2-го лица ед.ч. буд.вр.; во 2-ом предложении – глагол 3-го лица ед. ч. наст. вр. . Порядок остальных предложений определяйте по смыслу. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
Существуют страны, в которых для изготовления хлеба используют ф… соль, к… ртофель и ж… луди.
Привыч… ный нам хле… изготавливают из хлебных злаков.
В (Г,г)ермании и скандинавских странах хле… делают из ржи и ячменя.
В (И, и)ндии для этого используют просо.
Существует столько видов хлеба, сколько и наций.
В (К,к)итае хле… п…кут из рисовой муки.
В любой точк… (З, з)емли ты обнаружиш… какой-либо вид хлеба.
6. Подведение итога урока.
– Сегодня на уроке мы закрепляли знания о правописании глаголов 2-го лица ед.ч. и правописании Ь. Что мы ещё повторили?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как вы оцениваете проведённый урок и себя на уроке?
7. Домашнее задание.
Не задавалось, т.к. урок проводился в пятницу.