“Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. (Приложение.) (Слайд 1).
С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагоги понимают, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу”. (Слайд 2).
Вспоминаются удивительные слова Софокла: (Слайд 3)
Много есть чудес на свете,
Но чудесней человека,
Нет на свете ничего.
Вот уже пятый год я являюсь классным руководителем школьного коллектива. Со дня нашего знакомства я не перестаю задавать себе вопрос: “А какова моя миссия как классного наставника?” (Слайд 4)
И нахожу ответ у великого учителя и просветителя Жак Жана Руссо: “Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет... не судьей, не солдатом,не священником: он будет прежде всего человеком...”. Исходя из этого и строится моя концепция педагога: “Не навреди! Помоги воспитаннику самопроявиться, самовыразиться, самореализоваться, а значит и самовоспитаться!” (Слайд 5).
Все это сообразуется с моими принципами воспитания: (Слайд 6)
- гуманизм и эстетическая направленность;
- принцип природосообразности;
- культурологическая направленность;
- коллективное творческое дело;
- личностно – ориентированный подход;
- принцип концентрации воспитания;
- принцип социального взаимодействия.
Воспользовавшись шутливой аббревиатурой, считаю возможным так “расшифровать” слово “классный”: К – качество; Л – личность; А – активность; С – сердечность; С – сотрудничество”; Н – новации; ЫЙ – окончание, которого (в работе) нет! (Слайд 7)
И если в воспитательном процессе через общение с детьми классный руководитель
относительно прав, удачлив и успешен, (Слайд 8
то в работе с родителями (очень часто) он испытывает трудности, (Слайд 9)
воспринимая общение с родителями как неизбежную, “нервическую” и
неблагодатную часть своей деятельности. (Слайд 10).
Вся работа (функционал) с родительским коллективом класса строится следующим образом: индивидуальная, групповая и коллективная (организационные, текущие, итоговые родительские собрания всевозможных форм и видов). Поэтому уже на стадии знакомства с родительским коллективом и формировании родительского актива я старалась понять каждого из родителей как человека вообще. (Слайд 11).
Помогали мне в этом анкеты, психологические тесты, психологические игры, ассоциативные синквейны и прочее. Диагностика проводилась на первых родительских собраниях и только с добровольного согласия родителей. В этом случае можно использовать игру “ Бинго”: Коллектив родителей разбивается на группы по 3 человека. Каждой группе выдается листок на котором рисуется круги Эйлера. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников группы людей, в чем-то на себя похожих, например: родился в феврале; любит тихие вечера; имеет большую коллекцию марок; нравится зима; любит море и т.д. участникам нужно найти схожие качества. (Слайд12).
(Слайд 13). Если говорить о родительских собраниях, то 99% успеха зависит от явки родителей. Я считаю, что явка родителей на собрание – это показатель доверия и уважения к классному руководителю как к Личности.
(Слайд 14). Если продолжать разговор о сплочении и формировании родительского коллектива, то я не буду оригинальна в мысли о коллективном творческом деле как прекрасном педагогическом рецепте. В моем классе оно начиналось в 7-м классе с оформлением классного уголка,
(Слайд 15). В 8-м классе приоритетным направлением сотрудничества с родителями были выбраны здоровьесберегающие технологии: “Нет курению, нет наркотикам, нет азартным играм!” Именно благодаря родителям рассказывали ребятам о преимуществах здорового образа жизни, а затем и сами ребята принимали участие в профилактической пропаганде здорового образа жизни в городе.
(Слайд16). Таким образом, коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых (классный наставник, родитель) и детей.
(Слайд17). И, наверное, самой лучшей оценкой деятельности родителей класса наряду с благодарностью от классного руководителя и администрации школы является вручение грамот родителям на итоговом родительском собрании. Грамот, сделанных руками самих ребят и вручаемых мамам, папам, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам в различных номинациях, например, “Самому спортивному папе”, “Самой эрудированной маме”, “Самому сильному брату” “Самой доброй маме – доктору”, “Самому путешествующему папе”, “Папе-студенту” и т.д. (Слайд 18).
Окончание учебного года, это тоже стало доброй традицией класса, мы празднуем вместе с родителями.
И также как родители моих учеников гордятся нашими прекрасными детьми, так и я, как классный руководитель, горжусь родителями своего класса, такими мудрыми, гуманными и самоотверженными.
Позвольте напомнить известную притчу о том, как один властелин задал своему визирю коварный вопрос и получил достойный ответ.
Зажав в ладонях бабочку, властелин спросил:
– А скажи-ка мне, мудрейший, жива бабочка или мертва?
– О, великий! – ответил мудрец – Все в твоих руках!