Интегрированный урок (русский язык + литература) "Речь как средство характеристики литературных героев. Виды простых предложений, используемых М.Горьким в пьесе "На дне". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель:

  • закрепляющее повторение знаний по теме “Простое предложение (виды, знаки препинания)” и и углубление знаний о неполном предложении, по теме “Характеристика литературного героя”;
  • формирование знаний об эллиптических, парцеллятивных конструкциях;
  • развитие аналитических умений учащихся;
  • воспитание творческого читателя.

Методы и приёмы: учебное исследование; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; тренировочные упражнения.

Оборудование: опорная таблица “Стили речи”, текст пьесы М.Горького “На дне”.

Структура:

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя с привлечением афоризмов, записанных на доске.

“Знай же, художник, что нужна во всём простота и единство” (Гораций) – о простоте синтаксических конструкций и единстве формы и содержания – это тема урока.

“Ни одно человеческое исследование не может состояться, если оно не прошло через доказательства”– цель урока.

“Человек – это великолепно! Это звучит гордо!” – 3 группы учащихся исследуют речь 3 персонажей драмы Горького “На дне”– форма организации.

Инструментарий для исследования – словарные слова.

II. Актуализация знаний учащихся.

1) Рассказ о предложении по схеме на форзаце учебника.

2) Синтаксический разбор простого предложения из пьесы: Шум в квартире Костылёвых стихает, удаляясь, должно быть, в сени из комнаты. Слышно крик старика: “Стой!” Громко хлопает дверь, и этот звук, как топором, обрубает весь шум. На сцене– тихо. Вечерний сумрак. (По выбору учащихся.)

3) Прочитать схему. Какая из них вернее отражает соотношение: простое предложение – сложное?

4) Словарно-орфографическая работа (индивидуальная работа учащегося у доски).

  • Писатель, пишущий драматическое произведение (драматург).
  • Авторские пояснения к тексту пьесы, касающиеся смены обстановки, поведения актёров и т.д. (ремарки).
  • Слова отдельного участника диалога (реплика).
  • Элемент сюжета, вступительная часть произведения, изображающая жизнь персонажей в период, непосредственно предшествующей завязке действия (экспозиция).
  • Художественный прием, в основе которого лежит воспроизведение писателем образов, мотивов, приёмов другого автора или “образы литературы в литературе” (реминисценция).
  • Выражение чувств , эмоций, выразительность, эмоциональность (экспрессивность).
  • Насыщенность краткими выразительными изречениями (афористичность).
  • Выразитель и защитник системы взглядов, идей какого-либо общественного класса, строя, направления (идеолог).
  • Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем (сострадание).

III. Основное.

1) Объяснение нового материала. Виды неполных предложений: эллиптические, парцеллятивные конструкции, умолчание (стилистические фигуры речи).

2) Закрепление нового материала. Исследование фрагментов пьесы М. Горького “На дне” (групповая работа).

Материал для исследования и задания к нему:

1-я группа:
А. А ты, милый, бароном был?
Б. Бабочка совсем слабого состава. Идёт, по сеням цепляется за стенки и – стонает…
В. Эх ты, детынька ! Устала? Ничего!
Г. Молчать, старая собака!

2-я группа.
А.” Офелия! О… помяни меня в твоих молитвах!”
Б. Превосходная лечебница…Мрамор…мраморный пол! Свет… чистота., пища… всё– даром!
В. “Обжирайтесь, мрачные умы!”
Г. “Наши сети притащили мертвеца”.

3-я Группа.
А. В карете прошлого – никуда не уедешь.
Б. Дважды у бить нельзя.
В. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются.
Г. Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!

Задания:

  1. Кому принадлежат эти реплики?
  2. Определить среди реплик лишнюю, обосновать свой выбор.
  3. Чем интересны реплики с точки зрения форм и содержания, с точки зрения синтаксиса, стилистической принадлежности?
  4. Как речь характеризует литературных героев?

3) Сообщения учащихся о результатах исследования.

4) Примерные варианты ответов:

1-я группа: Лука – проповедник утешительной лжи – с состраданием относится к умирающей Анне, живущему воспоминаниями Барону и ко всем остальным обитателям ночлежки. Сочувствие, сострадание слышится в его речи, для которой характерны простые предложения, осложнённые обращениями – словами, содержащими в себе оценку, уменьшительно-ласкательные суффиксы, неполные предложения с экспрессивной окраской, эллиптические и парцеллятивные конструкции.

2-я группа. Сверчков-Заволжский по сцене, в прошлом актёр театра потерял имя, известен в ночлежке по прозвищу Актер. Цитирует Беранже, Шекспира, Пушкина. Но не только реминисценции выдают в нём человека искусства. Он в душе поэт (как он расписывает лечебницу). Реминисценции, объединённые темой смерти, как бы предсказывают судьбу , а назывные предложения утверждают бытие предмета, те существование лечебницы. Но Актёр потерял не только имя , но и веру в себя.

3-я группа. Сатин – в его речи содержатся элементы публицистического стиля, для которого характерен облегчённый синтаксис 9 простые односоставные обобщённо-личные предложения и безличные). Сатин – идеолог философии Максима Горького (приём и особенность выражения авторской позиции в драматическом произведении).

IY. Обобщение. Итоги. Рефлексия.

Д/З. В чём проявилась индивидуальность стиля писателя в пьесе с точки зрения пунктуации?