Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе;
- воспитание художественного вкуса.
Оборудование: Приложение “Вальс цветов” П.И. Чайковского, “Аве Мария” Ф. Шуберта, “Свадебный марш” Мендельсона, “Только ты” Элвис Пресли, “Лебедь” Сен-Санса.
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята!
Мы часто беседуем о том, какое место занимает музыка в жизни человека, а сегодня мы поговорим о ней, как о прекрасном целителе нашего здоровья. Любое музыкальное произведение несет в себе громадный заряд информации, которая воздействует на человека. Как же научиться использовать музыку себе во благо? Об этом мы узнаем на сегодняшнем занятии.
Учитель: Вспомните о том, как воспринимает музыку еще не родившийся ребенок?
Ученик: Французский врач-отоларинголог Альфред Томатис первым в мире обнаружил, что человеческий эмбрион начинает слышать уже на 16-ой неделе – т.е. за 5 месяцев до своего появления на свет. К этому времени слуховой аппарат будущего ребенка уже сформировался. С данного момента развивающийся в утробе матери плод постоянно слышит где-то высоко над собой некий загадочный ропот, словно “глас свыше”, – речь своей матери. Кстати, исследования этого ученого показали, что плод (и позднее – новорожденный) лучше воспринимает звуки высокой частоты (т.е. тонкий голос матери), чем низкочастотные (глуховатый голос отца).
Учитель: Правильно. Исследования современных ученых и врачей доказали, что на 5-ом месяце плод в утробе матери не только слышит звуки, но и различает их, причем посредством не только слухового аппарата, но и всей поверхностью кожи. Он уже способен реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему уже нравиться или не нравиться. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное “образование”, обычно характеризуются опережением стандартных темпов своего физического и речевого развития, а также наличием у них повышенных адаптивных способностей. Знаменитый отечественный психоневролог – академик В.М. Бехтерев – еще в начале ХХ в. первым в России стал изучать влияние музыки на детей. Уже в те годы было очевидно, что для детей очень полезны классическая музыка и колыбельные песни. По словам ученого, музыка не только развивает детей, но и оказывает на них общеоздоравливающее действие. В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал очень важную роль именно колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка.
В одной из клиник штата Теннесси (США) новорожденные слушают аудиозаписи с музыкой, исполненной на арфе (это и колыбельные, и мелодии из мультфильмов Уолта Диснея, и произведения классической музыки). В результате таких сеансов младенцы становятся спокойнее, лучше спят, охотнее едят и быстрее выздоравливают.
Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Все люди нашей планеты постоянно испытывают информационное давление, являющееся причиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и физических перегрузках не только не теряет своей актуальности, но выходит на лидирующие позиции. И, таким образом, важно найти способы устранения волны негативных эмоций и хронического утомления. Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса – это музыка.
Наша цель как раз и состоит в том, чтобы определить особенности влияния музыки на человека.
Ученик 1: Музыкотерапия – это метод лечения с использованием музыки.
Положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева . Сегодня музыкотерапия широко используется в хирургии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии.
Различают пассивную и активную музыкотерапию. При пассивной пациенту предлагают прослушать различные музыкальные композиции, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. При активной человек сам принимает участие в исполнении музыки: играет на музыкальных инструментах, поёт, отбивает такт ногой или хлопает в ладоши.
Музыкотерапевты отмечают, что для каждого конкретного пациента нужно подбирать индивидуальные мелодии, но существуют и “мелодии-целители” для определённого психологического состояния или заболевания.
Ученик 2: К примеру, снять стресс поможет романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Ученик 3: “Аве Мария” Шуберта, “Лунная соната” Бетховена, “Лебедь” Сен-Санса, “Метель” Свиридова – вместе с гипнозом и иглоукалыванием помогают от алкоголизма и курения.
Ученик 1: Бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой и Таривердиева – от неврозов и раздражительности.
Ученик 2: Язва желудка и двенадцатиперстной кишки исчезает при прослушивании “Вальса цветов” из балета Чайковского “Спящая красавица” и мелодичной музыки Моцарта.
Ученик 3: При переутомлении поставьте записи музыки Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Элвиса Пресли, а при синдроме хронической усталости послушайте “Утро” Грига, “Рассвет над Москвой-рекой” (фрагмент из оперы Мусоргского “Хованщина”), романс “Вечерний звон”, мотив песни “Русское поле”, “Времена года” Чайковского, музыку Брамса.
Ученик 1: Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность “Свадебный марш” Мендельсона.
Ученик 2: “Картинки с выставки” Мусоргского умиротворят в гневе.
Ученик 3: Снимает головную боль и мигрень прослушивание знаменитого “Полонеза” Огиньского, “Мелодии” Глюка, “Юморески” Дворжака, “Весенней песни” Мендельсона, музыки Гершвина.
Ученик 1: Нормализует сон и работу мозга сюита “Пер Гюнт” Грига.
Ученик 2: При депрессии – “Хабанера” из оперы Бизе “Кармен”, “Турецкий марш” Моцарта, “Триумфальный марш” из “Аиды” Верди.
Ученик 3: При плохом аппетите рекомендуется слушать музыку “Битлз” и фортепианные концерты Листа, а пение хором “Реквиема” Моцарта, по мнению музыкотерапевтов, укрепляет иммунитет человека..
Ученик 1: Забыть о неприятностях и проблемах вам поможет “Аве Мария” Ф. Шуберта и “Колыбельная” И. Брамса.
Ученик 2: Сонливость (особенно по утрам) прогонят концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.
Ученик 3: Ощущением утренней свежести наполнят вашу душу “Утро” Грига, симфонический эскиз “Море” Клода Дебюсси, “Пробуждение птиц” Оливье Мессиана.
Ученик 1: При нарушении сна (бессоннице) помогут “Пьесы” Чайковского, “Мелодия” Глюка, “Мечты” Шумана, “Грустный вальс” Яна Сибелиуса.
Ученик 2: Религиозная музыка дарит людям ни с чем не сравнимое ощущение покоя и духовной просветлённости, помогает побеждать невзгоды и облегчает боль.
Ученик 3: Мигрень помогут одолеть “Юморески” Дворжака и Гершвина, “Весенняя песня” Мендельсона.
Ученик 1: Головная боль, связанная с эмоциональной перегрузкой, уменьшится при прослушивании сюиты “Маскарад” Хачатуряна, “Венгерской рапсодии” Листа и “Дон Жуана” Моцарта.
Учитель: Как проводить сеансы музыкотерапии? Лучше делать это ежедневно, вначале прослушивая музыкальные произведения по 10 – 15 минут и постепенно увеличивая это время, прислушиваясь к собственным ощущениям. Музыка должна быть приятной и понятной для вашего восприятия, поэтому, если вы не понимаете её, если она раздражает и утомляет вас, лучше найдите другое произведение с аналогичным воздействием. Слушать музыку, удобно расположившись в кресле, расслабившись и прикрыв глаза. Не следует увлекаться громким звучанием – поставьте средний уровень звука. Ни к чему вам и наушники – они могут спровоцировать ухудшение слуха.
Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.
- Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса – то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.
- Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные – поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
- Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
- Также очень важны такие характеристики, как диссонансы – дисгармоничное сочетание звуков – они возбуждают, раздражают, и консонансы – гармоничное сочетание звуков – они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра– и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”.
Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего “прописывают” больным – это произведения Моцарта. В частности, она даже снимает риск наступления эпилептических припадков.
Не злоупотребляйте роком, – помните, что прослушивание и тем более исполнение тяжелого рока способствует разрушению организма. Передозировка наркотиков, самоубийства – нередкое явление в среде рок-музыкантов.
Подводя итог всему вышесказанному, я хочу пожелать вам, дорогие ребята, начинающие любители музыки и меломаны с многолетним стажем – слушайте классику на здоровье! Она напомнит вам о любви и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет вам неведомые стороны богатейшего мира творчества, приносящего радость, здоровье и наслаждение!
Итак, до новых встреч в мире прекрасного!