Портрет-шутка

Разделы: МХК и ИЗО


Презентация. (Слайд 1)

Цель: изучить мимику лица и виды сатиры, чтобы научится создавать сатирические образы и дружеские шаржи.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. формировать умение находить смешные, сатирические образы человека, тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении;
  2. развить зрительную память, глазомер, пространственное мышление, наблюдательность;
  3. воспитывать положительное отношение к юмору.

Зрительный ряд: слайды различных видов сатирических образов; образец педагогического рисунка.

Материалы:

  • карандаш, кисть, краски акварельные, альбом;
  • для учителя – доска, мел, – бумага, методическая таблица “Мимика”.

Задание: нарисовать смешные образы человека.

Задание на дом: подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, подумать к ним текст соответствующего содержания; индивидуальное задание по желанию: подобрать сообщение о творчестве одного из карикатуристов. (А.А. Агин – иллюстратор книги “Мертвых душ” Н.В. Гоголя).

Ход урока

Организационный момент:

1–2 мин настроить ребят на урок, проверка готовности к уроку

Повторение опорных знаний:

  1. С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке?
  2. Какие виды портрета вы знаете?
  3. Изображая голову человека, как расположить глаза?
  4. Изобразите схему построения лица человека

Сообщение темы урока.

Знаете ли вы, как называется изображение, намеренно подчеркивающее и преувеличивающее отрицательные особенности объекта и не смотря на это пользующееся неизменным интересом? ЭТО КАРИКАТУРА!

Сегодня на уроке вы узнаете о разновидностях карикатуры, научитесь приемам создания сатирических образов и дружеских шаржей.

Изучение нового материала:

  1. На ночь два оконца закрываются, а с восходом солнца сами открываются.
  2. Между двух светил я в серединке один.
  3. Не сеют, не сажают, сами вырастают.
  4. Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – я с радостью этим зверям отдаю.
  5. Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной.

(Слайд 2)

  • Что меняет наше лицо? (Эмоциональное состояние и возрастные изменения.)

(Слайд 3)

Как известно, у человека бывает разное настроение. Разное выражение лица человека называется мимикой.

(Слайд 4)

Просмотр и разбор методической таблицы “Мимика”.

(Слайд 5–9)

Виды мышц:

(Слайд 10)

  • Жевательные – мышцы передвигают нижнюю часть лица (челюсть);
  • Мимические – мышцы, которые под влиянием душевных переживаний или иных воздействий изменяют выражение лица.

(Слайд 11)

Мимические мышцы намного слабее скелетных мышц, не имеют заметного рельефа. Их сокращение проявляется лишь перемещением кожи и изменением форм кожных образований лица (веки, губы). Они располагаются около глаз, рта, ноздрей. Подчиняются волевым импульсам реакции на внешние раздражители.

Просмотр иллюстраций.

(Слайд 12)

Художники карикатуры и шаржа используют знание мимики лица, утрируют их выражение ради художественной выразительности.

Карикатура –

1) рисунок, комически или сатирически изображающий кого-нибудь. (Злая карикатура; карикатура на бюрократов.);
2) смешное, жалкое подобие чего-нибудь. (Эта картина – карикатура на искусство.)

(Слайд 13)

Карикатура – (от итал. – нагружать, преувеличивать) – изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные особенности объекта, явления с целью их осмеяния и разоблачения. Карикатура является одной из самых распространенных форм сатиры в изобразительном искусстве. Карикатура как особый сатирический жанр изобразительного искусства получил развитие в графике, главным образом газетно-журнальной, и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации. В карикатуре широко используются изобразительные метафоры уподобления, каламбуры, которые часто сопровождаются текстом (иногда стихотворным), поясняющим и усиливающим ее смысл.

Карикатурист – художник, рисующий карикатуры.

Карикатурный – смешной, подходящий для карикатуры образ.

Еще один из видов карикатуры – это ШАРЖ.

Шарж – шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт.

(Слайд 14)

Шарж (от франц. – преувеличение) – в изобразительном искусстве разновидность художественной графики. В отличие от более широкого понятия карикатуры шарж ограничивается обычно более или менее острой критикой одного реального лица (человека). В основе своей он всегда портретен, в нем редки сюжетные элементы. В так называемом дружеском шарже черты и особенности юмористического характера обычно преобладают над сатирическими – то есть художник “смеется” не зло, а добродушно, иронически.

Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика изображаемого с остроумным и комическим преувеличением характерного.

Вот что по поводу своих шаржей говорит известный советский художник Ф. Решетников: “Свои шаржи я делаю только на тех людей, которых хорошо знаю. Мне просто хочется весело рассказать о неповторимой оригинальности их внутреннего мира, сделать наглядным то, что рассказывается лишь в минуты наибольшей непосредственности поведения”.

Человек – основной персонаж карикатуры. Он бывает изображен в ней в самых различных положениях – он может лежать, сидеть, бежать или прыгать, выполнять различные работы.

Физкультминутка (точечный массаж лица).

Практическая работа:

Выполнение портрета с разными выражениями на лице: веселого, грустного, злого, доброго, применяя дружеский шарж.

(Слайд 15)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
– Контроль организации рабочего места
– Правильность выполнения приемов работы
– Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения
– Контроль объема и качества выполняемой работы.

(Слайд 16)

Итог урока: выставка работ учащихся, анализ работ

– С чем сегодня познакомились на уроке
– Что научились рисовать на плоском листе бумаги?

Домашнее задание: подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, подумать к ним текст соответствующего содержания; индивидуальное задание по желанию: подобрать сообщение о творчестве одного из карикатуристов. (А.А. Агин – иллюстратор книги “Мертвых душ” Н.В. Гоголя.)