Цели:
- сформировать представление о закономерностях смены природных условий в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;
- развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: видео проектор, физическая карта России, карта природных зон, карточки для работы в группах, фломастеры, ватманы, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
1. Рассказ учителя (выступление сопровождается показом слайдов). Презентация.
Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Пушкин писал в своём стихотворении:
2. Объявление темы и целей урока.
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Как вы уже поняли из стихотворения, речь пойдет о горных системах.
Тема нашего урока: “Высотная поясность”.
Объявление темы и целей урока.
Как вы уже поняли из рассказа, сегодня мы будем знакомиться с высотной поясностью и поговорим о закономерностях смены природных условий в горах.
3. Какие горы находятся на территории России?
(Кавказ, Урал, Алтай) – правильно.
Рассмотрим картосхемы этих горных сооружений.
Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000км
– Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала?
Как бы горы небыли высоки в тундре будет только 2 природные зоны.
Юг Сибири (схема).
В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. В горах выделяется несколько высотных поясов: Какие? (Горно-степной, горно-таёжный и высокогорный). – Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?
Северный Кавказ (схема).
Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями. Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.
– С чем связана сложная структура высотной поясности Кавказа?
– Какие зоны расположены у подножий гор?
Понятие о высотной поясности.
А) Высотная поясность(вертикальная) – это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах.
Б) Закономерная смена климата, почв, растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью. (Запишите определение в тетрадь)
– Почему в горах происходит смена ПТК? (Понижение температуры.)
– Горы оказывают влияние на природу, если да то как?
(Холодный климат; Низкое атмосферное давление; Мало кислорода; Больше ультрафиолет лучей).
– В каких горах богаче природа?
Закономерность расположения природных зон. Запишите их в тетрадь.
Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на
север.
Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.
4. Закрепление изученного.
1. Практическая работа.
Сегодня у каждого сочинца, да и не только у него, а у всех жителей нашей необъятной Родины, на устах трепетные слова: “Сочи – столица Зимней Олимпиады 2014 года!”
Чем привлек Международный Олимпийский комитет этот необыкновенный уголок Сочи? Почему выбор пал именно на него? Чем обладает Красная Поляна – хрустальное сердце Сочи?
Давайте, опираясь на различные источники информации, попытаемся найти и обосновать доводы – “За” и “Против”, но будем очень стараться, чтобы отыскать все аргументы “За”
С этой целью попробуем создать образ Красной Поляны.
Нам это сделать не трудно, потому что каждый из нас хоть раз побывал в этом уникальном уголке страны.
Что вам известно о Красной Поляне?
Ученики: примерные ответы детей. (Здесь всегда зимой лежит снег и можно покататься на лыжах и санках. Здесь есть канатная дорога и можно подняться высоко в горы; это любимое место отдыха Президента Владимира Владимировича Путина; здесь можно летом совершить сплав по реке Мзымте; в краснополянской школе есть музей защитников Кавказа; Поляна богата минеральными водами…)
Учитель: Молодцы! Уже есть начало.
А теперь организуем работу в группах по созданию географического, исторического и художественного образа Красной Поляны, выявим ее уникальность.
На столах у вас карты, фотографии, журналы, проспекты.
Постарайтесь с помощью информационного материала увлекательного рассказать об особенностях географического положения и природы, связав это с высотной поясностью.
Задание:
1-я группа: Приложение 1;
2-я группа: Приложение 2;
3-я группа: Приложение 3;
4-я группа: Приложение 4;
5-я группа: Приложение 5.
(Идет работа в группах – 10 мин.)
Учитель объявляет об окончании работы
Свои маршруты учащиеся запечатлели на ватманах, с объяснением на поставленный вопрос.
Учитель анализирует работу групп, дает им оценку.
5. Итог урока.
– О какой природной зоне мы говорили на уроке?
– Чем высотная поясность отличается от других природных зон?
Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
Параграф 31 с. 189–190.