Цели урока.
- Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания о функциях.
- Продолжить совершенствование навыков чтения графиков на примере линейных функций.
- Установить связь между коэффициентами линейной функции и координатами точек пересечения ее графика с осями координат.
- Показать межпредметную связь, а также связь изучаемого материала с некоторыми жизненными явлениями.
Методы обучения
- Систематизирующий и преобразовательный.
- Частично-поисковый метод.
- Практический.
- Демонстрационно-иллюстративный.
- Контроль и самоконтроль.
Оборудование. Карточки для самостоятельной работы, компьютер, мультимедийный проектор.
План урока.
I. Актуализация знаний.
П. Отработка умений и навыков в ходе устной работы.
III. Задачи с практическим содержанием.
IV. Исследование “Секреты линейной функции”.
V. Проблемная ситуация.
VI. Подведение итогов урока, постановка задания на дом.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- Фронтальный опрос:
- Какую функцию называют линейной?
- Что представляет собой график линейной функции?
- Что необходимо знать для построения графика линейной функции?
- От чего зависит положение прямой на координатной плоскости?
- Только ли графиком линейной функции является прямая?
- В чём отличие графиков прямой пропорциональности и линейной функции?
- Какой из данных графиков является графическим изображением линейной функции?
II. Отработка умений и навыков в ходе устной работы.
№ 1. Определи числа k и b в заданных функциях.
функция | k | b | |
1 | f(x) = 3x | ||
2 | h(x) = 4 – x | ||
3 | u(x)=5+ x/3 |
№ 2. При построении графиков функций (Приложение. Слайд) ученик допустил ошибки. Докажите, что графики построены неверно.
№3. Для каждой из записанных здесь формул найди соответствующий график на рисунке:
(Слайд) |
№ 4. Найти уравнение линии с угловым коэффициентом -1/2 и проходящей через точку (0, 3).
III. Задачи с практическим содержанием.
Математика – наука прикладная и сейчас мы рассмотрим примеры зависимостей, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Эти примеры – примеры линейной функции.
№ 5. На сколько поднимется гемоглобин в крови у человека, употребляющего в пищу 500 г яблок или 400 г гранатового сока? На эти вопросы мы сможем ответить с помощью графика.
Что обозначает общая точка графиков? Сделать вывод о зависимости гемоглобина от массы употребляемого в пищу продукта. Одинакова ли эта зависимость для яблок и для гранатового сока?
№ 6. На чертеже два графика I-й график показывает зависимость количества бактерий от дня использования антибиотиков, II-й график – зависимость количества бактерий от дня заболевания (без использования лекарственных средств), ответить на вопросы.
- В какой день количество бактерий у обоих заболевших будет одинаковым?
- Проследи как изменяется количество бактерий у каждого больного.
- На какой день количество бактерий у заболевших будет равно 120 тыс. экземпляров.
IV. Исследование “Секреты линейной функции”.
Группа сильных учащихся дома готовила задание. Им необходимо было обобщить изученный материал и ответить на следующие вопросы:
1. Частные случаи уравнений линейной функции и их графики:
а) к = 0, в ≠ 0
б) к ≠ 0, в = 0
в) к = 0, в = 0
2. Расположение прямых на плоскости при к = 1, в = 0 и к = -1, в = 0.
3. Рассмотреть случаи взаимного расположения прямых на плоскости:
а) к1 = к2
б) в1 = в2
в) к1•к2 = -1
На уроке эти ученики выступают с результатами проделанной работы.
№ 7. Выполни задание:
- Даны две линейные функции у = k1х + b1 и у = k2х + b2. Подберите такие коэффициенты k1, k2 и b1, b2, чтобы их графики были параллельны.
- Даны две линейные функции у = k1х + b1 и у = k2х + b2. Подберите такие коэффициенты k1, k2 и b1, b2, чтобы их графики были взаимно перпендикулярны.
- Составь уравнение прямой, параллельной оси Ох и расположенной ниже этой оси.
V. Проблемная ситуация.
Как описать график движения туриста, представленный на рисунке, с помощью
формулы? И можно ли это сделать?
Если известно, что турист первую часть пути от дома до станции шел полтора часа
со скоростью 6 км/ч. Затем полчаса он отдыхал, а после отдыха оставшуюся часть
пути до станции он прошел за один час со скоростью 5 км/ч.
Учащиеся исследуют график и приходят к выводу.
S= | 6t, если 0
≤ t
< 1,5 9, если 1,5 ≤ t < 2 5t – 1, если 2 ≤ t < 3 |
Творческое задание “Запутанный след”.
На экране записан рассказ. Необходимо найти ошибки.
Текст: Понятие функция появилось до нашей эры. Функции бывают различные. Линейную функцию можно задать формулой у = кх + вх. Область определения множество положительных чисел. Графиком линейной функции является прямая, обязательно проходящая через начало координат.
Ответ: Понятие функция появилось в XVII веке. Функции бывают различные. Линейную функцию можно задать формулой у = кх +в. Область определения множество действительных чисел. Графиком линейной функции является прямая.
VII. Подведение итогов урока, постановка задания на дом.
Карточки по выбору на “4”, на “5”.