Тип урока: урок – освоение новых знаний.
Цель: познакомить учащихся со словами, имеющими непроизносимые согласные в корне слова, через проблемную ситуацию.
Задачи:
- Образовательная – ввести понятие “непроизносимые согласные” и решать орфографическую задачу: почему в некоторых словах согласные звуки не произносится?;
- Развивающая – совершенствовать коммуникативные навыки;
- Воспитательная – воспитывать интерес к родному языку.
Методы: словесный, практический, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы: фронтальная, работа в парах.
Оборудование:
- слова-карточки (для доски);
- рабочие листы (на каждого учащегося);
- карточки с заданиями для работы в парах ;
- маркеры, карточки– “светофоры” (на каждого учащегося);
- ТСО: компьютер, проектор, экран, документ-камера.
Оформление доски. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (музыкальное сопровождение). |
|||||||||||||||||||||||||||||
– Сегодня на уроке русского языка – мы
проведём новое исследование в разделе “Слово”. – Скажите, что такое исследование? |
– Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Три царевны из орфографического царства (иллюстрации)
|
– Мы отправимся орфографическое царство. Им
правят три сёстры: орфограммы-согласные буквы. Одна из них следила,
чтобы на конце или в середине слова была написана правильная буква.
Назовите её. – Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? – Чем же занималась третья сестра-орфограмма? Ответ на этот вопрос вы сможете получить сегодня на уроке. – На доске находятся карточки со словами, а у вас на партах индивидуальные рабочие листы с этими словами. – Возьмите рабочие листы, прочитайте слова. – Что вы можете сказать об этих словах? – Почему? – Назовите корень в этих словах. – Выделите его – Что интересного заметили в произношении этих слов? |
– Правописание проверяемых согласных букв в
корне слова. – Чтобы не забывали при необходимости писать удвоенную согласную в корне слова.
Один из учеников читает вслух. |
|||||||||||||||||||||||||||
III. Открытие новых знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||
|
1) Постановка проблемы – Какой возникает вопрос? Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование. – Продолжим работать на рабочих листах. 2) Поиск решения – Когда звук [т] не произносится в словах. Какие у вас предположения? |
– Почему в некоторых словах звук [т] не
произносится?
Один ученик работает у доски, остальные на местах.
Ученики сигнализируют светофорами – правильность,
неправильность.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Правило:
Тема:
|
– Что вы наблюдаете? – Составьте определение , когда согласный звук [т] не произносится? – Как мы его назовём? 3) Выражение решения – Сравним ваше определение с правилом в учебнике, на странице 59. (Знак вопроса заменить на правило) – Сформулируйте тему урока.
– Чем же занималась третья сестра-орфограмма в орфографическом царстве? |
– Во всех словах второго столбика буква “т”
стоит между согласными буквами.
В первом столбике – этого нет.
– Непроизносимые согласные в корне слова – Она следила за написанием слов с непроизносимыми согласными. |
|||||||||||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка (музыкальное сопровождение). – Вы хорошо поработали, давайте отдохнём. |
|||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление. |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
1.Игра: “Найди слова с непроизносимым согласным звуком” – Посмотрите внимательно по сторонам и найдите слова с непроизносимыми согласными на карточках, размещённые по классу – Молодцы, вы очень внимательны! 2. Самостоятельная работа в парах (Музыкальное сопровождение). – Предлагаю закрепить новое знание. (Опустить экран, включить проектор.)
3. Отчёт работы в парах |
Дети находят слова с непроизносимыми согласными и доказывают. Остальные сигнализируют светофорами – согласие, несогласие
Дети работают в парах: выполняют задание, составляют отчёт .
– Одна пара отчитывается. |
|||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||||||
домик с дом. заданием |
– В учебнике на странице 59, выполнить
упражнение 76, – По желанию, вы можете сочинить стихи на или составить схему на новое правило. |
Получают карточки – домики с домашним заданием. | |||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока | |||||||||||||||||||||||||||||
– Подведем итог урока. – Назовите ключевые слова урока. – Как определить место непроизносимого согласного в слове? – Что помогло вам на уроке получить новые знания? – Где может пригодиться новое знание? |
– Непроизносимые согласные в корне слова. – Если слове стоят подряд три согласных звука, один звук из трёх (средний) не произносится. – Совместное исследование, работа в парах, знания с предыдущих уроков. – При изучении других тем, в написании текстов письма, при выполнении контрольной работы. |
||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия (музыкальное сопровождение). |
|||||||||||||||||||||||||||||
– Оцените свою деятельность на уроке по
“Волшебной лестнице знаний”. – Урок окончен. Спасибо за работу |
Каждый ученик определяет свою ступеньку успешности на “Волшебной лестнице знаний” |