Химия и проблемы охраны окружающей среды

Разделы: Химия


Цели:

  1. Обучающаяся: обобщить и систематизировать знания о природе, экологии.
  2. Развивающая: формирование индивидуального экологического сознания.
  3. Воспитательная: воспитывать требовательность к себе, ответственность за охрану окружающей среды.

Тип урока: Урок–конференция.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

КМО: Мультимедиа проектор, коллекции нефтепродуктов, экологический вестник, музыкальные композиции: “Прости, Земля”, “Чистые пруды”, задачи, тест.

Межпредметные связи: материаловедение (получение пластмасс, красителей, нефтепромысел, состав и структура углеводородов нефти), техническое обслуживание и ремонт автомобиля, биология, экология, география.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.).

II. Актуализация опорных знаний (5 мин.).

В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным, а очень часто и катастрофическим воздействием хозяйственной деятельности человека на природу.

Производственная деятельность человека нанесла биосфере – живой оболочке Земли – серьезный урон, нарушив сложившееся за время существования планеты экологическое равновесие. Загрязнение окружающей среды в нашем сознании связывается в первую очередь с отравлением воды, воздуха, земли, которое может непосредственно влиять на здоровье и самочувствие человека. Однако химическое загрязнение чревато и косвенными эффектами. Например, большие выбросы углекислого газа сказываются на климате, что, в свою очередь, отражается на производстве продуктов питания; изменение концентраций биогенных элементов (азота, серы, фосфора, калия и др.) приводит к гибели одних популяций и бурному размножению других.

Химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами:

  1. повышение концентрации биогенных элементов из-за канализационных сбросов и стока с полей удобрений, вызывающих бурное развитие водорослей и нарушение баланса в существующих экосистемах;
  2. отравлением воды, почвы и воздуха отходами химических производств;
  3. воздействием на воду и почву продуктов сжигания топлива, снижающих качество воздуха и вызывающих кислотные дожди;
  4. потенциальным заражением воздуха, воды и почвы радиоактивными отходами, образующимися при производстве ядерного оружия и атомной энергии;
  5. выбросами углекислого газа и химических веществ, снижающих содержание озона, что может привести к изменению климата или образованию “озоновых дыр”.

III. Доклады обучающихся (50 мин.).

План:

  1. Охрана атмосферы от химического загрязнения.
  2. Атмосфера – регуляторный механизм биосферы.
  3. Омские предприятия, загрязняющие атмосферу (ТЭЦ-5, ЗТУ, ОНПЗ).
  4. Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения.
  5. Загрязнение водных ресурсов.
  6. Питьевая вода.
  7. Экологическое состояние реки Иртыш.
  8. Рыбы-мутанты.
  9. Охрана водных ресурсов.
  10. Экологический мониторинг.
  11. Загрязнение литосферы.
  12. Бытовой мусор.
  13. Охрана земельных ресурсов.
  14. В Омской пыле вся таблица Д.И.Менделеева.

IV. Закрепление знаний (15 мин.).

Задача № 1: При сгорании в карбюраторе автомобиля 1 кг горючего в воздух попадает 800 г СО (II). Рассчитайте массу и объем СО, образующего при горении 100 кг горючего.

Задача № 2: Установлено, что за вегетационный период дерево имеет 10 кг листьев и может обезвредить без ущерба для себя свыше 500 г. – SO2, 250 – Cl2, 700 г. – CO2. Рассчитайте, какое количество и какую массу газов может обезвредить только одно дерево.

Задача № 3: На НПЗ негерметичное соединение коммуникаций приводит к утечке 1 капли бензина в секунду. Потери за месяц составили 130 л. Сколько составят потери за год? Сколько может проехать автомобиль на потерянном топливе, если расход составляет 15 л на 100 км? Какой вред могут нанести окружающей среде потери нефти и нефтепродуктов?

Задача № 4: После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите?

  • Выльете свои реактивы туда же, куда и он;
  • Объясните ему, почему этого не следует делать;
  • Расскажите о его действиях учителю.

Задача № 5: Мальчик разбил градусник в отсутствии родителей. Как ему следует поступить?

  • Выбросить остатки градусника в ведро, чтобы не увидели родители;
  • Оставить все, как есть, до прихода родителей;
  • Вызвать представителей СЭС.

Задача № 6: Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле старого кострища:

  • Очистили бы берег, выбросив ведро в воду;
  • Не обратили бы на него внимания;
  • Отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали бы его в землю.

Задачи № 4–6 оцениваем по нравственно-этическим нормам гражданина России.

V. Рефлексивный этап (5 мин.).

Листочки можно не подписывать, в случае соглашения с утверждением ставят около него знак “+”.

Рефлексивный тест.

Я узнал (а) много нового.  
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над, чем подумать.
 
На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы.  
На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (а).  

VI. Подведение итогов занятия (3 мин.).

Подводим итог занятию. Сообщение отметок обучающимся за работу на занятии.

VII. Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе № 9.

Приложение.