Цели:
- Обучающаяся: обобщить и систематизировать знания о природе, экологии.
- Развивающая: формирование индивидуального экологического сознания.
- Воспитательная: воспитывать требовательность к себе, ответственность за охрану окружающей среды.
Тип урока: Урок–конференция.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
КМО: Мультимедиа проектор, коллекции нефтепродуктов, экологический вестник, музыкальные композиции: “Прости, Земля”, “Чистые пруды”, задачи, тест.
Межпредметные связи: материаловедение (получение пластмасс, красителей, нефтепромысел, состав и структура углеводородов нефти), техническое обслуживание и ремонт автомобиля, биология, экология, география.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.).
II. Актуализация опорных знаний (5 мин.).
В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи со значительным, а очень часто и катастрофическим воздействием хозяйственной деятельности человека на природу.
Производственная деятельность человека нанесла биосфере – живой оболочке Земли – серьезный урон, нарушив сложившееся за время существования планеты экологическое равновесие. Загрязнение окружающей среды в нашем сознании связывается в первую очередь с отравлением воды, воздуха, земли, которое может непосредственно влиять на здоровье и самочувствие человека. Однако химическое загрязнение чревато и косвенными эффектами. Например, большие выбросы углекислого газа сказываются на климате, что, в свою очередь, отражается на производстве продуктов питания; изменение концентраций биогенных элементов (азота, серы, фосфора, калия и др.) приводит к гибели одних популяций и бурному размножению других.
Химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами:
- повышение концентрации биогенных элементов из-за канализационных сбросов и стока с полей удобрений, вызывающих бурное развитие водорослей и нарушение баланса в существующих экосистемах;
- отравлением воды, почвы и воздуха отходами химических производств;
- воздействием на воду и почву продуктов сжигания топлива, снижающих качество воздуха и вызывающих кислотные дожди;
- потенциальным заражением воздуха, воды и почвы радиоактивными отходами, образующимися при производстве ядерного оружия и атомной энергии;
- выбросами углекислого газа и химических веществ, снижающих содержание озона, что может привести к изменению климата или образованию “озоновых дыр”.
III. Доклады обучающихся (50 мин.).
План:
- Охрана атмосферы от химического загрязнения.
- Атмосфера – регуляторный механизм биосферы.
- Омские предприятия, загрязняющие атмосферу (ТЭЦ-5, ЗТУ, ОНПЗ).
- Изменение свойств атмосферы в результате загрязнения.
- Загрязнение водных ресурсов.
- Питьевая вода.
- Экологическое состояние реки Иртыш.
- Рыбы-мутанты.
- Охрана водных ресурсов.
- Экологический мониторинг.
- Загрязнение литосферы.
- Бытовой мусор.
- Охрана земельных ресурсов.
- В Омской пыле вся таблица Д.И.Менделеева.
IV. Закрепление знаний (15 мин.).
Задача № 1: При сгорании в карбюраторе автомобиля 1 кг горючего в воздух попадает 800 г СО (II). Рассчитайте массу и объем СО, образующего при горении 100 кг горючего.
Задача № 2: Установлено, что за вегетационный период дерево имеет 10 кг листьев и может обезвредить без ущерба для себя свыше 500 г. – SO2, 250 – Cl2, 700 г. – CO2. Рассчитайте, какое количество и какую массу газов может обезвредить только одно дерево.
Задача № 3: На НПЗ негерметичное соединение коммуникаций приводит к утечке 1 капли бензина в секунду. Потери за месяц составили 130 л. Сколько составят потери за год? Сколько может проехать автомобиль на потерянном топливе, если расход составляет 15 л на 100 км? Какой вред могут нанести окружающей среде потери нефти и нефтепродуктов?
Задача № 4: После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите?
- Выльете свои реактивы туда же, куда и он;
- Объясните ему, почему этого не следует делать;
- Расскажите о его действиях учителю.
Задача № 5: Мальчик разбил градусник в отсутствии родителей. Как ему следует поступить?
- Выбросить остатки градусника в ведро, чтобы не увидели родители;
- Оставить все, как есть, до прихода родителей;
- Вызвать представителей СЭС.
Задача № 6: Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
- Очистили бы берег, выбросив ведро в воду;
- Не обратили бы на него внимания;
- Отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали бы его в землю.
Задачи № 4–6 оцениваем по нравственно-этическим нормам гражданина России.
V. Рефлексивный этап (5 мин.).
Листочки можно не подписывать, в случае соглашения с утверждением ставят около него знак “+”.
Рефлексивный тест.
Я узнал (а) много нового. | |
Мне это пригодится в жизни. На уроке было над, чем подумать. |
|
На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы. | |
На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (а). |
VI. Подведение итогов занятия (3 мин.).
Подводим итог занятию. Сообщение отметок обучающимся за работу на занятии.
VII. Домашнее задание.
Подготовка к контрольной работе № 9.