Элективный курс "Духовное наследие России"

Разделы: Иностранные языки


Предлагаемый курс на основе УМК “Russia” предназначается для учащихся 7-го класса гуманитарного профиля, а также для учащихся 7-го класса, желающих познакомиться с общероссийским культурным наследием на английском языке.

В последние годы всё большее количество учащихся осознают роль английского языка как мирового языка делового общения, но не следует забывать о том, что английский язык, будучи средством общения, способствует осмыслению собственных этнокультурных истоков.

Концепт вторичной языковой личности как цели языкового образования переносит акцент с понятия “овладение языком и культурой” на понятие “проникновение в культуру посредством изучения языка. Использование АЯ (английского языка) для познания своей культуры направлено не просто на сообщение учащимся языковых знаний и знаний о культуре своей страны, а на формирование в сознании школьников механизмов поэтапного освоения социума и родной культуры через язык. Это требует наличие у участников коммуникации личностно значимого опыта социально-коммуникативной деятельности, овладение навыками самостоятельного изучения языка и культуры с целью создания личностного образовательного продукта, позволяющего овладевать и использовать изучаемый язык в ситуациях реальной деятельности.

Также процесс глобализации приводит к тому, чтобы овладение АЯ не было на уровне “ничейных знаний”, что требует дополнительной личностно значимой практики в продуктивном использовании АЯ. Рабочее владение АЯ предполагает умение анализировать специфические лексические средства, а также интерпретация текста и, как следствие, составление справки о факте/реалии с точки зрения его культуроведческого или страноведческого значения; справки-комментария социокультурного контекста, анализа-комментария отношения автора к лингвострановедческому факту, что позволяет сформировать умение работать со словарём, составлять собственные словари-справочники, а также справочники-комментарии.

При обучении в классах гуманитарного профиля учащимся необходимо уметь выделять языковые средства в тексте, фиксировать информацию о языковой единице, обрабатывать извлечённую из текста информацию, в том числе с использованием различных словарей; составлять собственные справочные рабочие записи.

Кроме того, учащийся должен уметь наблюдать, анализировать средства выражения автора с точки зрения коммуникативной задачи, замысла произведения с целью понять настроение и проникнуть в замысел автора, что позволит толковать значение и смысл текста с точки зрения идеи, отношений, замысла автора и комментировать соответствующие этому языковые средства.

Таким образом, при обучении в классах гуманитарного профиля необходимо выделить две основные цели: 1) наблюдение/анализ языковых средств, используемых автором; 2) подбор/накопление языковых средств для последующего использования.

Исходя из целей, можно наметить основные виды работы с текстом: использование словарей; толкование, комментирование языковых средств с точки зрения коммуникативной задачи; подбор эквивалентных, синонимичных языковых средств в связи с определенной коммуникативной задачей; отбор языковых средств в тексте; отбор, фиксация и обработка информации о языковой единице, содержащейся в тексте; составление собственных справочных записей.

Перечисленные выше знания и умения важны не только для предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Однако в соответствии с требованиями федерального стандарта АЯ преподается, главным образом, как средство общения и как средство обучения, что не позволяет в достаточной мере развивать у учащихся перечисленные выше умения и позволить школьникам овладеть необходимыми для этого знаниями. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте, обусловлена актуальность данного элективного курса.

Основной целью элективного курса является сформировать основные стратегии и приёмы учебной деятельности по овладению иностранным языком, позволяющих учащимся получать новые знания по выбранному профилю и практически их использовать в “открытии языка и культуры”.

Развивающие и воспитательные цели:

– Развитие социокультурной компетенции, а именно умение участвовать в коммуникации в соответствии с национально-культурными особенностями данного лингвосоциума;
– Воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению;
– Развитие межкультурной компетенции, а именно умение участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
– Развитие ассертивности, а именно, умение достигать поставленной цели, при необходимости, преодолевая возникающие препятствия;
– Развитие компенсаторской компетенции;
– Воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.

Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

– Обучить учащихся лексическим единицам в соответствии с отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях;
– Совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности, а именно:

В области говорения – обучать аргументировано, выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения; запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением; логично и последовательно высказываться; выражать различные коммуникативные намерения; строить развернутые сообщения;

В области письма – обучать писать статьи, очерки, рассказы, письма, сочинения, составление справок-комментариев, собственных словарей-справочников.

В области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты социокультурного характера с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.

В области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты социокультурной направленности с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.

В учебно-познавательной области дать учащимся знания о географическом положении России; достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга; направлениях в музыке, искусстве, театре.

Для развития компенсаторской компетенции развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.

В результате прохождения курса учащиеся:
– Овладеют лексическим запасом в соответствии с темами и социокультурной сферой общения;
– Научатся писать разного рода статьи с учётом деловых, стилистических и языковых норм;
– Научатся создавать и проводить презентации на английском языке;
– Научатся работать в команде, вместе находить решения проблем;
– Научатся представлять прочитанную информацию в виде сообщений.

Структура курса и организация обучения.

Курс рассчитан на 34 учебных часа и состоит из пяти тематических разделов.

В основе курса лежат следующие методические принципы:
– Интеграция основных умений и навыков;
– Последовательное развитие основных умений и навыков;
– Коммуникативная направленность заданий;
– Контекстуальное введение лексики;
– Применение полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира культуры;
– Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Контроль результатов обучения и оценка приобретённых школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела, а также самими учащимися путём самооценки и самоконтроля.

Тематическое планирование.

Тема Количество часов Формы контроля
Практические занятия Самостоятельная работа
1 Россия – великая страна в мире 2 1 Контроль прогресса в форме очерка о России
2 Москва – столица России 16 6 Контроль прогресса в форме mini lectures, самоконтроль и самооценка по шкале оценивания
3 Русская классическая музыка 5 3 Контроль прогресса в форме presentation lesson, самоконтроль и самооценка по шкале оценивания
4 Русский театр 5 2 Контроль прогресса в форме know alls, самоконтроль и самооценка по шкале оценивания;
Контроль прогресса в форме press conference
5 Другие города России 6 2 Контроль прогресса в форме project presentation (a newspaper, a scientific almanac, and a slide show)
Итого 34 14  

Методические рекомендации по работе над темами

Topic I. Russia is the greatest country in the world

Lesson 1. The geographical position of Russia

  1. Russia is the world’s largest country. The vast territory of Russia lies in the eastern part of Europe and the northern part of Asia, its total area is about 17 mln square kilometers. The country is washed by 12 seas and 3 oceans: the Pacific, the Arctic and the Atlantic.
  2. Russia borders on many countries such as Mongolia, China, Finland, the Ukraine. It has a sea-border with the USA. The Land of Russia varies very much from forests to deserts and high mountain chains on the territory of the country: the Urals, the Caucasus, and the Altai. The largest mountain chain, the Urals, separates Europe from Asia.
  3. There are two million rivers in Russia. The longest rivers are the Volga, the Ob, the Yenisei, and the Lena. Russia is rich in beautiful lakes. The world’s deepest lake (1600 meters) is Lake Baikal; its water is the purest on earth.
  4. Russia is rich in natural and mineral resources. It has deposits of oil, gas, coal, iron, gold and many others. Our country is the biggest producer of coal, oil, natural gas, as well as iron, copper, nickel and tin. The Ural Mountains are the real treasure-house of valuable ores, platinum and crystal.
  5. There are many branches of industry in Russia: machine-building, steel production, chemical and electronic industries. The potential of Russia and its people is great.
  6. The current population of Russia is more than 150 mln people. The capital of Russia is Moscow, with the population of about 10 mln people. Russia plays an important role in the world. We are proud of our motherland and we’ll do the best to improve its economical and political situation.

Words to the text

The vast territory – огромная территория
To lie – лежать, находиться
Total area – общая площадь
Square – квадратный
To border on – граничить с 
To vary … from … to – изменяться от … до
Desert – пустыня
A deposit – месторождение
Coal – уголь
Nickel – никель
Ore – руда
Crystal – хрусталь 
The current population – Население в настоящий момент
To improve – улучшать
valley – долина
mountain chain – горная цепь
pure – чистый
to be rich in – быть богатым
natural and mineral resources – природные ресурсы и полезные ископаемые
oil – нефть
iron – железо
tin – олово
platinum – платина
branches of industry – отрасли промышленности
to be proud of – гордиться
copper – медь

 

Activities

1. Read the geographic names and guess their meaning:

Europe, Asia, the Pacific Ocean, the Arctic Ocean, the Atlantic Ocean, Mongolia, China, Finland, the Ukraine, the Caucasus, the Altai, the Ob, the Volga, the Yenisei, Lake Baikal.

2. Read the word chains paying attention to phonetics:
[ei] – name, chain, Asia, Ukraine
[ou] – gold, ocean, total, Mongolia
[ju:] – pure, Ukraine, Urals
[a] – vast, Arctic, large, Baikal

3. Read the international words paying attention to the stress:

,fede`ration; `Arctic; `Europe; `Asia; `million; kilo`meters; `territory; cli`matic; `zone; `central; ,conti`nental; `natural; de`posits; `gas; `mineral; `concentrate; `ethnic; `total; ,nation`nality; offi`cial; `president; com`mander; `minister; As`sembly; `flag; `rain; ,hori`sontaL; `national; his`toric; in`dustrial; po`litical; `center; `cultural; `tourist; `monument; `theatre; mu`seum; `gallery; ,uni`versity; `History; ma`terial; `complex; ,consti`tutional; aris`tocracy; `period; ,ide`ology; `party; de`mocracy.

4. Give Russian equivalents to the following word combinations:

The world’s largest country; on the territory of the country; the world’s deepest lake; the real treasure-house; a sea-border; the biggest producer; to improve the situation; chemical and electronical industries; to play an important role.

5. Match the nouns in column B to the adjectives in column A. Put down the word combinations. Make your own sentences with them:

  A
Largest
Longest
Natural
Important
Subtropical
Beautiful
vast
B
centre
resources
role
climate
lake
territory
river

6. Finish the sentences according to the text and translate them:

  1. Its total area …
  2. The land of Russia varies…
  3. There are various types of climate …
  4. We are proud of …

7. Translate the sentences into Russian paying attention to the Passive Voice:

  1. Russia is washed by 12 seas and 3 oceans.
  2. Europe is separated from Asia by the largest mountain chain, the Urals.
  3. The pure water in Baikal is polluted now.

Lesson 2.

1. Answer the following questions using the map of Russia:

  1. Where does the vast territory of Russia lie?
  2. What is the total area of the country?
  3. What oceans is Russia washed by?
  4. What countries does Russia border on?
  5. What mountain chain separates Europe from Asia?
  6. How many rivers are there in Russia?
  7. What do you know about Lake Baikal?
  8. What mineral resources are there in Russia?
  9. What is the population of Russia?
  10. What is the capital of Russia?

2. Tell about Russia using the following expressions and the plan:

– The vast territory …
– Russia is washed by … 
– It borders on …
– Russia has many rivers …
– The Urals separates …
– The deepest lake …
– Russia is rich in …
– Russia is the biggest producer of …
– The main branches of industry are …
– Russia plays …
– We improve the political and economical situation …
 

Plan

  1. Russia’s geographical position
  2. Rivers and lakes
  3. Mountains
  4. Mineral resources
  5. Population
  6. Russia is a great country

3. Think and write:

We all live in Russia. Write:

  1. where Russia is situated;
  2. what the biggest cities in Russia are;
  3. seas and oceans by which Russia is washed;
  4. the Russian flag;
  5. the famous people from Russia you know;
  6. whether you love Russia or not.