Цели урока:
- Образовательная (дидактическая): создать условия для рассмотрения и определение значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России.
- Воспитательная: воспитывать патриотические чувства на примере героизма российского народа, на примере полководцев и флотоводцев в Русско-турецких воинах;
- Развивающая: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
Оборудование урока:
- раздаточный материал: задания с фрагментами текста,
- кластеры для работы;
- карта “Россия в конце XVII – первой половине XVIII вв.”;
- презентация к уроку;
- мультимедийный проектор и экран, компьютер.
Используемые методы:
- частично-поисковый (эвристический) – причины;
- объяснительно-иллюстративный (все);
- ИКТ;
- Исследовательский (итоги, работа с историческими документами);
- ТКМ (использовала приёмы);
- репродуктивный (объяснение 1 русско-турецкой войны);
- здоровьесберегающие технологии.
Использование компьютерной презентации обусловлено психологическими особенностями уч-ся и удовлетворяет как аудиалов, так и визуалов.
Структура урока на основе ТКМ:
- На стадии вызова – мотивация, мозговой штурм.
- На стадии осмысления – работа с презентацией, заполнение кластера, работа с историческими документами.
- На стадии рефлексии работа в парах, продолжи предложение.
Формы:
- Работа в парах (Я сегодня узнал…)
- Фронтальная (мозговой штурм, исторический пейнтбол)
- Групповая (работа с документами)
Эпиграф к уроку:
“…ни одна пушка в Европе не смела, выстрелить без позволения России”
Александр Андреевич Безбородко
Ход урока
Здравствуйте, меня зовут Елена Владимировна, я учитель истории. (Слайд 1) (Приложение).
Очень люблю и горжусь историей России. (Слайд 2) Мне кажется, что знать историю своей страны должен каждый. Наверное, поэтому тема, которую я хочу изучить вместе с вами, поможет нам понять интереснейшие страницы истории огромной России и нашего маленького Таганрога (на карте показать Россию и Таганрог).
(Слайд 3) Эпиграфом темы сегодняшнего урока мне бы хотелось сделать слова талантливого российского государственного деятеля Александра Андреевича Безбородко “…ни одна пушка в Европе не смела, выстрелить без позволения России”.
Прежде чем мы начнём работать, давайте вспомним: (исторический пейнтбол) Скажите, пожалуйста:
Какое государство стало главным противником России на данном этапе?Каковы основные внешнеполитические задачи России в XVIII веке?
На следующих уроках вы узнаете о том, какие взаимоотношения сложились у России с европейскими странами. А сегодня давайте познакомимся с такой близкой для нас историей юга России. (Слайд 4)
Тема сегодняшнего урока: Южное направление внешней политики России во второй половине XVIII века.
В ходе работы мы заполним (Слайд 5) логическую схему
(Приложение 2), которая называется кластер. На
уроке, заполняя логическую схему-кластер, макет которой перед вами (показать),
мы с вами выясним: (работа с доской):
– причины движения России на юг;
– ход I и II Русско-турецких войн;
– итоги внешней политики России на южном направлении.
Итак, начнём. Как вы думаете, почему Россия стремилась на юг. Сейчас мы с вами поработаем в рамках мозгового штурма. Все ваши идеи я фиксирую на доске. Пожалуйста, ваши мысли: каковы причины движения России в южном направлении: (мозговой штурм – 2 минуты)
Спасибо большое, это ваши предположения. Давайте посмотрим, какие причины выделяют историки.
Обычно кластер мы заполняем текстом, но сегодня урок необычный. В ходе моего объяснения причин я буду крепить на доску рисунки, которые подтвердят или опровергнут ваши предположения. Ваша задача перенести схематично рисунки в собственные кластеры.
Вы абсолютно правы (вспомните). С юга России постоянно угрожают набегами крымцы, поэтому стрела.
Юг – это мягкие, плодородные земли, есть возможность заниматься земледелием – а значит колос.
Южное направление – выходы к Чёрному и Средиземному морям, а значит развитие внешней торговли – поэтому весы.
Возвращаюсь к мозговому штурму, лишнее вытереть с доски. Правильно ребята.
Итак, причины мы выяснили, выходом из этих причин стали 1 и 2 Русско-турецкие воины. Давайте рассмотрим их ход воины. (слайд 6)
1-я Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Ход первой войны мы будем заполнять с вами вместе, я на доске, а вы на листах. Обратите внимание, волнистой чертой показывая, что это сражение морское, указываем дату, место и конечно имена героев. История не может существовать без героев. (Слайд 7)
26 июня 1770 русский флот под командованием адмирала Г.А. Спиридова, при общем руководстве графа А.Г. Орлова сумел нагнать турецкий флот, силы которого вдвое превосходили силы русской армии, и уничтожили турецкие корабли, заблокированные в Чесменской бухте. На тот момент черноморские проливы находились в руках турок, поэтому Орлову и Спиридову пришлось вести свои суда из Балтийского моря. (Слайд 8)
Весь флот турок находился в Чесменской бухте. Зная об этом, Спиридов предложил с двух русских кораблей снять пушки и команды. Наполнить их легковоспламеняющимися материалами. Поджечь и направить в бухту на корабли противника. Огонь с первого крупного корабля перекинулся на другие. “Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! Неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли”– так писал Спиридов Екатерине II. турок. Потери турок 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 40 мелких судов. Погибли 11 тысяч моряков.
7 июля 1770 г. – состоялось сражение у реки Ларги (Слайд 8). В ходе сражения под командованием П.А. Румянцева в ходе ожесточённого 8-часового боя разгромили более чем вдвое превосходящие силы турок.
21 июля 1770 г. состоялось сражение у реки Кагул. Командовал русской армией генерал П.А.Румянцев, и вновь победа. Турки, располагавшие силами в 150 тысяч воинов потеряли до 20 тысяч убитыми, а 2 тысячи попалив плен. Таким образом, главная и боеспособная часть турецких войск была выведена из строя, что позволило русским развить успех и занять левый берег Дуная. .
В следующем 1771 году был занят полуостров Крым. (Слайд 9) Присоединение Крыма становится тем шагом, после которого наш Таганрог начинает активно восстанавливаться. Основанный Петром, он получает своё второе рождение при Екатерине (в 1739 году при Анне Иоановне) возвращён. В 1774 году России сопутствовал успех и у Козлуджи, где войска под командованием А.В. Суворова разбили превосходящие силы противника. Турция вынуждена была возобновить переговоры.
Молодцы, я думаю у вас в листах заполнено также подробно. На этом 1-я война заканчивается и понятно она завершается подписанием мира, но об этом мы поговорим позже.
Я думаю, что вы уже поняли, что кластер помогает нам структурировать, записывать, а главное запоминать информацию, поэтому ход 2-й войны мне поможет записать один из вас. (Один ученик идёт к доске.)
Победа над Турцией в 1774 году внушила правящим кругам России уверенность в своих силах и вызвала к жизни так называемый “греческий проект”. Екатерина и Потёмкин в конце 70-х годов разработали план ликвидации Турции и создания на месте её европейских владений Греческой империи во главе с монархией из дома Романовых. Ради этого Россия пошла на союз с Австрией пообещав ей западную часть Балканского полуострова. Турция была обеспокоена и в 1787 году объявила войну России. (Слайд 10)
Летом 1788 года в двух сражениях был разгромлен турецкий флот. Тогда же русская армия под командованием генерала-фельдмаршала Потёмкина выступила к турецкой крепости Очаков. Лишь через полгода, 1 декабря захватили её.
1789 год ознаменовался двумя крупными победами. В июле А.В. Суворов, поведя в штыки 25 тыс. русских и австрийских солдат наголову разгромил 30-тысячную турецкую группировку у Фокшан.
11 сентября русско-австрийская армия атаковала турок, которые были не готовы к сражению. Турецкие войска в этом сражении потеряли 10 тысяч убитыми, всю артиллерию и обоз. Русские и австрийские войска около 700 человек.
Главным событием 1790 года стало взятие неприступной крепости Измаил. (Слайд 11) Линия укреплений протянулась на 6 км и включала в себя вал высотой 6–8 метров, ров глубиной 6–10 метров и шириной 12 метров, 7 земляных и каменных бастионов. Турецкий гарнизон насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий.
2 декабря Суворов прибыл с войсками, осмотрел позиции спустя некоторое время отправил коменданту крепости письмо: “24 часа на размышление для сдачи и воля; первые мои выстрелы уже не воля, штурм – смерть”. (Зачитать по слайду.) Комендант крепости ответил “Скорее Дунай остановится в своём течении и небо упадёт на землю, чем падёт Измаил”. Суворов А.В. воплотил в жизнь своё высказывание “Тяжело в ученье, легко в бою”. Днём солдаты отдыхали в видимости турок, а ночью, за несколько километров, на выстроенном вале и выкопанном рву тренировались в полную силу. Одни солдаты с вязанками в руках подбегали и засыпали ров, другие опирали длинные лестницы и взлетали на стены крепости. Главное, что требовал Суворов – скорость. Только она сможет спасти жизни штурмующим крепость солдатам.
(Слайд 12) 11 декабря в 5.30 русские войска пошли на штурм крепости. Укрепление крепости пали к 8 часам утра. Но бои продолжались до 16 часов дня. Турки защищались отчаянно, но неприятель был разбит. Турки потеряли 26 тысяч убитыми, 9 тысяч пленными. Русские – 4 тыс. убитыми, 6 тыс. раненными. Первым русским комендантом Измаила был назначен генерал-майор М.И. Кутузов.
(Слайд 13) Турция ещё пыталась продолжить войну, но летом 1791 года Ф.Ф. Ушаков у мыса Калиакрия разгромил турецкий флот и Турция запросила мира.
Молодцы ребята, поработали замечательно. А теперь рассмотрим, то чем заканчиваются воины – мирным договором.
После 1-й войны был подписан в 1774 году Кючук-Кайнарджийский мирный договор, после 2-й в 1791 году – Ясский мир. (Слайд 14)
Условия этих документов мы узнаем, поработав с ними. Ваша задача, прочитав текст договора выписать приведённые условия на листы, которые помогут нам заполнить кластер. (Приложение 1).
У вас на работу 3 минуты…
Давайте посмотрим результаты вашей работы (крепят к доске, и проговаривают условия). Остальные заполняют кластер.
1774 г. – Кючук-Кайнарджийский мир. Россия получила территорию от Днепра до Южного Буга и свободный выход в Черное море (крепости Кинбурн, Керчь и Еникале), контрибуцию от Турции (4,5 млн р.). Провозглашена независимость Крыма (в 1783 г. Крым включен в состав России) |
1791 г. – Ясский мир. Россия получила территорию между Южным Бугом и Днестром. Подтверждено присоединение Крыма к России и протекторат над Восточной Грузией. Россия выводит войска из Молдавии, Валахии, Бессарабии |
Молодцы ребята. В завершении урока мне хочется, чтобы вы поработали в парах. (слайд 15) Ваша задача, за 1.5 минуты посовещавшись закончить два предложения:
1) Сегодня на уроке я узнал…
2) Сегодня на уроке я научился…
Через 1,5 минуты, мы послушаем желающих, один из которых закончит первое, а другой – второе предложение (несколько пар выслушать).
Спасибо большое, я услышала ваши варианты и мне хотелось дать свои варианты ответов на эти вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнала, что в школе учатся активные, доброжелательные,
талантливые дети.
2. Сегодня на уроке я научилась………..
Спасибо за работу. (Слайд 16)
Использованные ресурсы
- http://newwoman.ru/zamuzh139_007.html
- http://relicfinder.info/forum/viewtopic.php?f=61&t=656&start=20
- http://izmail.ucoz.ua/photo/8
- http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1917
- http://vivatfomenko.narod.ru/lib/pictures/page_004.html
- http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html
- http://www.hrono.info/proekty/ostu/russia.html