Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
- создать условия для формирования комплекса УУД;
- дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием «основа слова»; учить выделять окончание в слове, сделать вывод, что основа слова неизменяемая часть слова, работать над составом слова;
- способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
- воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
Оборудование: учебник для 3 класса «Русский язык» (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).
Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация в слайдах (Приложение 1).
Раздаточный материал:
- индивидуальные карточки для пробного действия;
- карточки с заданием для самостоятельной работы;
- эталон для самопроверки самостоятельной работы;
- опорные схемы к понятиям «окончание», «основа»;
- название темы.
Ход урока |
Перечень УУД, выполняемых учащимися на этапах урока |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. – Прочитайте девиз урока. Слайд 1: «Воля и труд дивные всходы дают» – Как понимаете слова? 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока: изучение нового о частях слова;активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата. Словарная работа – Ребята! К нам на урок залетел необычный гость. Послушайте загадку и определите кто он. Слайд 2:
Слайд 3: (Снегирь) – Что вы знаете о снегирях? Слайд 4: сн_гирь – Можно ли проверить написание? Слайд 5: Происхождение слова: снегирь –
это древнерусское производное с суффиксом -ырь
от слова "снег". Птица была названа так
потому, что прилетает в наши края с севера вместе
с первым снегом, заморозками. Язык –
развивающееся явление, в настоящее время корни в
словах "снег" и "снегирь" не совпадают,
но исторически были однокоренные слова. 2. Пробное действие На экране текст, у групп карточки с данным текстом. (Дети работают в парах, затем с места комментируют). Слайд 6: Снеги'рь Гнездо снегир_ размещает в густых ветвях ели, на соснах, березах. Кладка снегир__ из 4-6 яиц светло-голубого цвета с пятнышками, точками и черточками. У самцов снегир__ грудка розовато-красного цвета, у самок она буровато-серая. Питаются снегир_ преимущественно семенами, почками, цветами и ягодами. – На что обратили внимание? (Дети работают в группах). – Прочитайте полученные предложения. 3. Выявление места и причины затруднения Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения. – Какое задание надо было выполнить? 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания. – С какой частью речи мы работали? 5. Реализация построенного проекта Цель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение; организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. – Начинаем действовать. Откройте учебник на стр.121 прочитайте тему урока. Учитель вешает тему на доску. – Работу предлагаю построить следующим образом: используя правила на стр. 122, 123 составить опорную схему понятия «окончание», стр.128 понятия «основа». Учитель вывешивает план работы: 1) изменяемая или неизменяемая часть слова Работа в группах. Представители из групп защищают свою работу. – Что вы можете сказать про окончание? Физминутка для глаз Закрыли глаза, сжимаем веки 10 раз. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи. – Что будем делать дальше? (Тренироваться). Работа выполняется в тетради. Упр.179 стр.124 – Теперь вы сможете находить основу слова и окончание? 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ по эталону. – Вы поработали в группах, следующее задание попробуйте выполнить самостоятельно. Слайд 7: Задание на карточках: измени слова, используя предлоги – у, про, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу. Слова: – Выполняйте. Слайд 8. – Если нет ошибок, поставьте «+», если есть
затруднения – «?» 8. Включение в систему знаний Цель: тренировать детей в использовании ранее изученного материала. – Пришло время вспомнить изученный материал и применить его при выполнении упражнения. Стр.121 упр.6. 1 вар. – выписать слова с разделительным ь; 9. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание. – Наш урок подходит к концу.
– Пора подвести итоги. Какую цель вы ставили? Домашнее задание: придумать 2 слова на зимнюю тематику, измени слова с помощью окончаний. Выделите в них окончания и основу. |
– самоопределение (Л);
– извлечение необходимой информации из
текстов (П);
– выполнение пробного учебного действия (Р);
– постановка и формулирование проблемы (П);
– самоопределение (Л);
– поиск необходимой информации (П);
– извлечение из текстов необходимой
информации(П);
– выполнение действий по алгоритму(П);
– выполнение действие по алгоритму (П);
– анализ, обобщение (П);
– контроль и оценка процесса и результатов
деятельности (П); |