Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

  • создать условия для формирования комплекса УУД;
  • дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием «основа слова»; учить выделять окончание в слове, сделать вывод, что основа слова неизменяемая часть слова, работать над составом слова;
  • способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Оборудование: учебник для 3 класса «Русский язык» (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация в слайдах  (Приложение 1).

Раздаточный материал:

  • индивидуальные карточки для пробного действия;
  • карточки с заданием для самостоятельной работы;
  • эталон для самопроверки самостоятельной работы;
  • опорные схемы к понятиям «окончание», «основа»;
  • название темы.

Ход урока

Перечень УУД, выполняемых учащимися на этапах урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Прочитайте девиз урока.

Слайд 1: «Воля и труд дивные всходы дают»

– Как  понимаете слова?
– Вы готовы приложить  свою волю в работе на уроке?
– Тогда за работу!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока: изучение нового о частях слова;активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.

Словарная работа

– Ребята! К нам на урок залетел необычный гость. Послушайте загадку и определите кто он.

Слайд 2:

Чернокрылый, красногрудый
и зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!

Слайд 3:  (Снегирь)

– Что вы знаете о снегирях?
– Как запишите слово?

Слайд 4: сн_гирь

– Можно ли проверить написание?
– Назовите орфограммы.
– Определите корень слова.
– Что знаете о корне?
– Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова).
– Как правильно подобрать однокоренные слова?
– Подберите. (Варианты детей).
– Я предлагаю вашему вниманию выписку из этимологического словаря.

Слайд 5:

Происхождение слова: снегирь – это древнерусское производное с суффиксом -ырь от слова "снег". Птица была названа так потому, что прилетает в наши края с севера вместе с первым снегом, заморозками. Язык – развивающееся явление, в настоящее время корни в словах "снег" и "снегирь" не совпадают, но исторически были однокоренные слова.
– Что вы узнали? (В слове снегирь корень снегир-).
– Теперь вы можете назвать однокоренные слова? (Снегириная стая, снегирята).
– Какие ещё части слова мы изучили? (Приставка,  суффикс).
– Для чего служат приставка и суффикс? (Для образования новых слов).
– Что мы повторили? Для чего мы это делали?

2. Пробное действие

На экране текст, у групп карточки с данным текстом. (Дети работают в парах, затем с места комментируют).

Слайд 6:

Снеги'рь

Гнездо снегир_  размещает в густых ветвях ели, на соснах, березах. Кладка снегир__ из 4-6 яиц светло-голубого цвета с пятнышками, точками и черточками. У самцов снегир__     грудка розовато-красного цвета, у самок  она   буровато-серая. Питаются снегир_ преимущественно семенами, почками, цветами и ягодами.

– На что обратили внимание?
– Какое задание необходимо выполнить? (Дописать слова, чтобы получился понятный текст).
– Выделите в повторяющихся словах корень, определите какой части слова не хватает?

(Дети работают в группах).

– Прочитайте полученные предложения.
– Какая часть слова, по-вашему, была пропущена? (Варианты детей).

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.

– Какое задание надо было выполнить?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…  )
– Сформулируйте тему урока.
– Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир).
– В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
– Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения?
– Что из этого следует? (Не хватает знаний, не можем объяснить.)
– Вы правильно выявили недостающие знания.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания.

– С какой частью речи мы работали?
– Определите цель и тему урока.
– С чего же начнём? Что нам может помочь? (Учебник).

5. Реализация построенного проекта

Цель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение; организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

– Начинаем действовать. Откройте учебник на стр.121 прочитайте тему урока. Учитель вешает тему на доску.

– Работу предлагаю построить следующим образом: используя правила на стр. 122, 123    составить опорную схему понятия «окончание», стр.128 понятия «основа».

Учитель вывешивает план работы:

1) изменяемая или неизменяемая часть слова
2) чтобы найти…
3) знак

Работа в группах.

Представители из групп защищают свою работу.

– Что вы можете сказать про окончание?
– Какую роль играет окончание? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Как найти основу?
– Вернёмся к нашим словам. Опираясь на полученные знания, выделите окончания в словах.
– Сделаем вывод: что нужно помнить при нахождении окончания и основы слова?

Физминутка для глаз

Закрыли глаза, сжимаем веки 10 раз.
Прикрыли глаза, вращаем.
Нарисовали на доске большую восьмёрку.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.

– Что будем делать дальше? (Тренироваться).
– Закрепим новое знание, выполнив упражнение.

Работа выполняется в тетради. Упр.179 стр.124

Теперь вы сможете находить основу слова и окончание?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ по эталону.

– Вы поработали в группах, следующее задание попробуйте выполнить самостоятельно.

Слайд 7: Задание на карточках: измени слова, используя предлоги –  у, про, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу.

Слова:
Снегурочка
Снежинка

– Выполняйте.
– Проверьте по эталону.

Слайд 8.

– Если нет ошибок, поставьте «+», если есть затруднения – «?»
– У кого остались затруднения? Какова их причина?
– Что осталось непонятным?
– Кому всё удалось?
– Как вы считаете, данные слова будут однокоренными к слову снегирь?

8. Включение в систему знаний

Цель: тренировать детей в использовании ранее изученного материала.

– Пришло время вспомнить изученный материал и применить его при выполнении упражнения.

Стр.121 упр.6.

1 вар. – выписать слова с разделительным ь;
2 вар. – с безударными гласными в приставках (заметает, загоняет, распушится, прольётся).

9. Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание.

– Наш урок подходит к концу.

Славно дети потрудились,
Вижу – многого добились.

– Пора подвести итоги. Какую цель вы ставили?
– Достигли цели?
– У кого остались вопросы?
– Что показалось интересным?
– С какой новой информацией познакомились?
– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: придумать 2 слова на зимнюю тематику, измени слова с помощью окончаний. Выделите в них окончания и основу.

 

 

 

 

– самоопределение (Л);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

 

 

 

 

– извлечение необходимой информации из текстов (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– учёт разных мнений (К).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– выполнение пробного учебного действия (Р);
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– постановка и формулирование проблемы (П);
– волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– учёт разных мнений, координирование разных позиций (К).

 

 

– самоопределение (Л);
– анализ, обобщение (П);
– учёт разных мнений (К);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

 

 

 

 

 

– поиск необходимой информации (П);
– анализ, классификация (П);
– подведение под понятие (П).

 

 

– извлечение из текстов необходимой информации(П);
– осознание ответственности за общее дело (Л);
– волевая саморегуляция (Р);
– достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

 

 

 

 

– выполнение действий по алгоритму(П);
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 

 

 

 

– выполнение действие по алгоритму (П);
– контроль (Р);
– коррекция (Р);
– оценка (Р);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).

 

 

 

 

 

 

 

– анализ, обобщение (П);

 

 

 

 

 

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);
– адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).