Цель встречи: помочь родителям осознать важность и нужность для детей соблюдения режима дня.
3 вопроса для обсуждения родителям:
- Нужен – не нужен, (голосуем)
- Зачем?
- Почему так трудно соблюдать?
И если мы часто повторяем, что воспитание детей в семье должно начинаться с первых дней рождения малютки, то под этим мы, прежде всего, подразумеваем совет, как можно раньше приучить ребенка к режиму.
Слово "режим" – французское и в
переводе означает "управление". Все
процессы в нашем организме происходят циклично,
бодрствование сменяется сном, вдох выдохом,
сокращение предсердий и желудочков сердца –
паузой. Они происходят рефлексивно, помимо
нашего сознания.
А режим в воспитании и развитии детей играет
большую роль, нужен он по многим причинам. Режим
дня имеет разные должности и профессии.
«Режим мой – врач мой»
Человек – это не только личность, но и сложный организм, все жизненно важные системы которого, работают в четком, отлаженном ритме. И для каждых органов есть определенные часы, во время которых они наиболее активны. Сегодня никто не сомневается в существовании биоциклов и биоритмов. Ведь ночью нам хочется спать. А днем бодрствовать, спустя некоторое время после сна есть. Почти каждый из нас может сказать, в какое время суток он наиболее активен и когда ему лучше всего работать – утром или вечером. И спорить со своим организмом и перестраивать его не надо, лучше всего помогать ему, дабы избежать сбои.
«Режим мой воспитатель»
Человек – это организм и личность! И как определить, что важнее? Ответ однозначный – все важно. Воспитание детей в постоянном соблюдении режима дня ведет к тому, что они вырастают дисциплинированными и привыкшими к порядку людьми. Истина азбучная, но не тут то было. Довольно часто приходится наблюдать такую картину. Сердобольная мамаша решает, что если сегодня суббота или воскресенье и в садик идти не надо, то и её драгоценный малыш утром может рано не вставать , а всласть поваляться в кроватке. Или же может отодвинуть обед, так как её малыш уже с самого утра «нахватался» всяких вкусностей. Конечно не факт, что такое воспитание детей в семье обязательно приведет к тому, что дети вырастут неорганизованными, упрямыми, капризными. Но шанс «взрастить» именно такое чудо у родителей непоследовательных куда выше…
«Режим мой друг»
Безусловно, многие дети, повзрослев, буду весьма признательны своим родителям за то, что они приучили его к режиму дня. Ведь, дисциплинированным людям живется куда легче! Им легче по утрам вставать в школу и на работу и, тут же включаться в рабочий ритм. Они намного легче планируют весь свой день и успевают выполнить все, что наметили. И все благодаря дисциплине. Наконец, дети, соблюдающие режим, будут на много здоровее. Разве это все не стоит того, чтобы воспитание детей с самого начала основывалось на том, чтобы выработать у них привычку к организованности и порядку, то есть режиму?
Физиологической основой режим дня человека является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип – система условных рефлексов. В результате длительного следования определенному распорядку дня эта система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование занятий разрушает стереотип и отрицательно сказывается на состоянии организма.
Вся деятельность организма человека подчинена определенным
ритмическим колебаниям, как и все живое в
природе. Ритмично сокращаются сердце и
дыхательная мускулатура, за бодрствованием
следует сон, изменяются уровень гормонов и
биологически активных веществ в крови,
деятельность органов пищеварения и т.д.
Основной признак ритмических процессов – их
повторяемость. Биоритм – это
равномерное чередование во времени
функциональных состояний организма,
физиологической деятельности его органов и
клеток. Все биоритмы в организме человека тесно
взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Все функции организма связаны с расходованием энергии. И ежедневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее восполняет.
Ученые установили, что максимум
работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов,
затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов
вновь незначительно повышается. При этом
максимум отдельных функциональных показателей
отмечается как в утренние, так и в вечерние часы.
Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16
до 19 часов у многих спортсменов выше результаты в
прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100
метров.
Кроме того, было установлено, что описанные
изменения работоспособности характерны лишь для
части людей. Около 30% имеют максимальные
показатели работоспособности только в вечерние
часы, и 45-50% – одинаковый уровень
работоспособности в течение всего рабочего дня.
Эти группы людей условно названы «жаворонками»,
«совами» и «голубями». Наибольшее число
«сов» встречается среди людей творческих
профессий, а «жаворонков» – среди рабочих и
служащих.
Режим рабочего дня «сов» противоположен «жаворонкам» и самые продуктивные часы отодвигаются, как правило, на вечернее время, когда организму приходится затрачивать дополнительные усилия для бодрствования. Естественно в значительной мере преждевременно изнашивается организм.
Самый важный биоритм – ритм суточный. Например, исследования подтверждают, что наиболее благоприятное время ложиться спать – между 21-22 часами, так как на 22-23 часа приходится один из физиологических спадов. И если человек не засыпает по каким-то причинам к 24 часам, то в 24 часа это удастся с трудом. А нередко именно эти часы суток и используют для той или иной творческой работы, ибо действительно на 24 – 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности. Но она является не естественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и пр. Люди, живущие вопреки естественному биоритму, ускоряют процесс старения.
Замечено, что на 5-6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая работоспособность человека, но, к сожалению, современный человек это время просыпает.
Активные часы для всех – от 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи.
Пассивные часы – с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов.
Секрет долголетия в простой и естественной жизни, нормальном сне. Человек должен вести дневной образ жизни и соблюдать правильный режим дня. В светлое время суток уровень физиологических реакций повышен, в темное же, ночное время – сильно ослаблен.
Уровень работоспособности колеблется не только в течение суток, но и в течение недели. В понедельник физическая и умственная работоспособность минимальна. Затем она постепенно возрастает, достигая максимальных значении в среду и четверг. В пятницу работоспособность вновь резко падает.
Интересно, что рабочая неделя сформировалась у разных народов независимо друг от друга. Свое название дни недели еще в древности получили по названиям видимых невооруженным глазом планет и Солнца. Понедельник считали днем Луны, вторник – Марса, среду – Меркурия, четверг – Юпитера, пятницу – днем Венеры, суббота была названа в честь Сатурна, а воскресенье в честь Солнца.
Зная закономерности недельных изменений работоспособности, можно оптимально организовать режим рабочего дня и спланировать время труда и отдыха, в таком случае Вам удастся соблюдать правильный режим дня. В частности, высокий уровень работоспособности во вторник, среду и четверг свидетельствует о нецелесообразности использования этих дней для отдыха. Выходные дни в субботу и в воскресенье требует более длительного вхождения в трудовую неделю. Поэтому понедельник называют «тяжелым днем». В этот день наибольшее количество несчастных случаев и аварий на производстве.
Правильный режим дня – выводы
Нужно выработать динамический стереотип и стараться его придерживаться, примите во внимание активное и пассивное время суток. А самое главное прислушивайтесь к своему организму и давайте ему своевременный отдых. Для среднестатистического человека сон составляет 7-8 часов.
Правильный режим дня – это залог Вашей продуктивной работы, хорошего настроения и благополучия. Ведь не зря режим дня человека оказывает большое влияние на него, на его поступки и действия.
Литература:
- Интернет-ресурсы
- Педагогика взаимодействия. О.В.Москалюк, Л.В. Погонцева, Волгоград,2010г.