Урок по окружающему миру "Комнатные растения". 2-й класс, УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • Познакомить с особенностями жизни комнатных растений.
  • Выявить роль комнатных растений в жизни человека.
  • Учить ухаживать за комнатными растениями.

Оборудование:

  • презентация к уроку (см. Приложение 1);
  • комнатные растения (хлорофитум, бегония, спатифилум, монстера, диффенбахия, фиалка, восковой плющ, папоротник, драцена и др.);
  • иллюстрации комнатных растений;
  • на каждую парту макбук;
  • инвентарь по уходу за растениями (лейка, пульверизатор для опрыскивания, совок, маленькие грабли и др.);
  • плакат «Комнатные растения»;
  • раздаточный материал: статьи о комнатных растениях (из атласа-определителя А.Плешакова) (см. Приложение 2);
  • конверты с индивидуальными заданиями для дифференцированной проверки домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

- Что мы проходили на прошлом уроке? (Диких и домашних животных.)

- Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

- У вас на партах конверты с заданиями. Задания разные. Откройте конверты и выполните задания.

(Задания выполняются самостоятельно, 4 варианта заданий, задания в конвертах раздаются заранее.)

Карточка 1 (см. Приложение 3).

Разрезные картинки. (В конвертах: разрезные картинки с изображением диких и домашних животных, а так же карточка с планом ответа. Возможно использование дидактического материала С.Вохринцевой «Окружающий мир. Домашние животные», «Окружающий мир. Дикие животные».)

Задание: собрать картинку, подготовить устный ответ по плану:

  1. Назови животное.
  2. Дикое или домашнее.
  3. Назови жилище.
  4. Как называют детёнышей.
  5. Если домашнее животное, то расскажи, какую роль играет в жизни человека.

Карточка 2 (см. Приложение 4).

Ответь на вопросы письменно:

  1. Близкими родственниками каких домашних животных являются тигры и львы?
  2. Какие домашние животные используются для производства шерсти?
  3. Какие домашние животные произошли от диких кабанов?
  4. Какие домашние животные произошли от диких зайцев?
  5. Эти домашние животные хорошо приспособлены к жизни в пустыне. Они могут преодолеть в день до 90 км пути даже в самую жаркую погоду. За один раз животное может выпить около ста литров воды. О ком идёт речь?

Карточка 3 (см. Приложение 5).

Распредели животных на две группы, запиши в таблицу. Добавь по одному животному в каждую группу. (В конвертах: наборы из 8 карточек с изображениями домашних и диких животных (по усмотрению учителя), а так же таблица для заполнения. Возможно использование дидактического материала С.Вохринцевой «Окружающий мир. Домашние животные», «Окружающий мир. Дикие животные».)

Дикие животные Домашние животные
   
   
   
   
   

Карточка 4 (см. Приложение 6).

Соедини линиями слова второго столбика со словами первого и третьего столбика. Домашних животных из второго столбика подчеркни зелёным карандашом.

(Заслушиваются ответы некоторых детей.)

- Молодцы! Хорошо поработали.

- Листочки положить на край парты.

III. Актуализация знаний.

- А теперь откроем компьютеры. Найдём на рабочем столе значок презентации Урок № 11 (см. Приложение 1), откроем двойным щелчком.

- Нажмите на просмотр. (Слайд 1)

- Откройте следующий слайд. (Слайд 2)

- Прочитайте задание.

- Назовём каждую картинку. (Рябина, астры, сосна, тыква, ель, нарцисс, ирис, яблоня.)

– Какое слово получится по первым буквам этих слов? (Растения.)

- Нажмите Enter. (Слайд 2 – открывается слово растения.)

- На какие группы можно разделить эти растения? (Дикорастущие и культурные.)

- Дайте определение культурным и дикорастущим растениям. (Культурные растения человек сажает и выращивает в поле, в огороде, в саду. Дикорастущие растения человек не сажал, и растут они в лесу, на лугу, в водоёме.)

- Перечислите культурные растения. (Астры, тыква, нарцисс, ирис, яблоня.)

- Перечислите дикорастущие растения. (Рябина, сосна, ель.)

- Какие ещё группы растений здесь можно выделить? (Деревья – рябина, сосна, ель, яблоня; травянистые – астры, тыква, нарцисс, ирис; плодовые – яблоня; декоративные – астра, нарцисс, ирис; овощные – тыква.)

- Вспомним, какую роль играют растения в жизни человека? (Ответы детей.)

- Откроёте следующий слад. (Слайд 3)

- Питание, чистый воздух, строительный материал, лекарство, одежда, строительный материал, красота.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прекрасным миром растений.

IV. Работа по теме урока.

- Где же мы можем встретить растения? (На улице, в лесу, в водоёме, на огороде, дома.)

- Может кто-нибудь знает из вас как называются растения, которые растут у нас дома, в школе? (Комнатные.)

- Откройте следующий слайд. (Слайд 4)

- Может вы даже знаете некоторые комнатные растения? Назовите.

- Сегодня наш урок будет посвящён комнатным растениям.

- Сравним растения, которые можно увидеть сейчас за окном и комнатные растения.

- Откройте следующий слайд. (Слайд 5)

- Сформулируйте, какие изменения происходят с растениями с наступлением осени. (Листья на деревьях и кустах желтеют и краснеют, отпадают, трава вянет…)

- Почему же комнатные растения в нашем классе остались зелёными? (Ответы детей.)

- Откройте следующий слайд. (Слайд 6)

- Прочитаем задание. (Найдите в учебниках ответ на вопрос: «Почему комнатные растения остаются зелёными круглый год?)

(Самостоятельная работа с текстом учебника на с.68.)

- Кто нашёл ответ на вопрос?

- Комнатные растения родом из тёплых стран, и им нет необходимости защищаться от холода.

- И действительно, в тропических лесах, пустынях очень тепло, поэтому и растения, которые там растут - вечнозелёные.

V. Определение растений.

- А теперь пришло время определить, какие растения есть в нашем классе.

- Откройте следующий слайд. (Слайд 7)

- Внимательно рассмотрите иллюстрации на слайде и растения в классе. Определите их. (Хлорофитум, восковой плющ, диффенбахия, монстера, папоротник, бегония, сингониум, драцена.)

- Откройте следующий слайд. (Слайд 8)

- Прочитаем задание. (С помощью текстов на листе № 1 узнай родину комнатных растений нашего класса. Заполни таблицу в тетради.)

- Выполняем.

- Для облегчения выполнения этого задания нажмите клавишу Enter. (Слайд 9)

- Для проверки себя откроем следующий слайд. (Слайд 10)

- А теперь я задам вам очень сложный вопрос. Что такое Африка, Австралия, Южная Америка? (Материки.)

- А чтобы лучше понять, что это такое, откройте следующий слайд. (Слайд 11)

- На мониторе карта мира. Найдите Африку, Южную Америку, Австралию – это материки.

- А какое ещё незнакомое понятие встретилось вам при определении родины комнатных растений? (Тропики, тропические леса.)

- Что это такое? Где они находятся? (Ответы детей.)

- Оказывается, тропики – это природная зона Земли, которая расположена между Южным тропиком и Северным тропиком (основные параллели, условные линии, расположенные на 23° 26′ 22″ к югу и северу от экватора). Нажмите клавишу Enter. (Слайд 11 – открываются условные линии

Для тропических лесов характерен жаркий климат и большая влажность. Нажмите ещё раз клавишу Enter. (Слайд 11 – зона тропиков выделяется цветом

- Кто запомнил, как называются растения над картой. Давайте ещё раз назовём родину этих комнатных растений. (Слайд 11 – по мере ответов детей нажимается клавиша Enter, на слайде появляются стрелки, указывающие на родину растений.)

VI. Уход за комнатными растениями.

- Для чего человек выращивает комнатные растения? (Ответы детей.)

- Комнатные растения люди выращивают с целью украшения жилых и служебных помещений. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться. Каждому приятно иметь дома экзотическое растение.

- Но что же нужно делать, чтобы растения хорошо росли, радовали нас? (Ухаживать.)

- Может вы уже знаете, как правильно ухаживать за комнатными растениями? (Ответы детей записываются на доске.)

  1. Учитывать отношение к свету.
  2. Поливать водой комнатной температуры.
  3. Почва должна быть слегка влажной.
  4. Лейку при поливе держать низко над горшком.
  5. Рыхлить только на поверхности и по краю горшка.
  6. Крупные гладкие листья очищать от пыли.

(Открывается плакат «Комнатные растения».)

- Сравним запись на доске с правилами в учебнике на стр. 69.

- Откроем следующий слайд. (Слайд 12)

- Сформулируем ещё раз правила ухода за растениями.

VII. Практическая работа.

- У меня на столе растение, которое называется амазонская лилия (эухарис). Родина этого растения – Южная Америка. Сейчас мы поучимся применять правила ухода за растениями на практике.

(Ученики по очереди поливают, рыхлят землю, протирают листья, опрыскивают растение.)

VIII. Итог урока.

- Чему был посвящён наш урок?

- Что нового узнали на уроке?

IX. Домашнее задание.

- Откроем следующий слайд (Слайд 13)

- Запишем домашнее задание: с. 68-71 (читать, пересказывать), Т.с.28-29 №2, 3, 4.