Цель:
- Познакомить с особенностями жизни комнатных растений.
- Выявить роль комнатных растений в жизни человека.
- Учить ухаживать за комнатными растениями.
Оборудование:
- презентация к уроку (см. Приложение 1);
- комнатные растения (хлорофитум, бегония, спатифилум, монстера, диффенбахия, фиалка, восковой плющ, папоротник, драцена и др.);
- иллюстрации комнатных растений;
- на каждую парту макбук;
- инвентарь по уходу за растениями (лейка, пульверизатор для опрыскивания, совок, маленькие грабли и др.);
- плакат «Комнатные растения»;
- раздаточный материал: статьи о комнатных растениях (из атласа-определителя А.Плешакова) (см. Приложение 2);
- конверты с индивидуальными заданиями для дифференцированной проверки домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
- Что мы проходили на прошлом уроке? (Диких и домашних животных.)
- Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.
- У вас на партах конверты с заданиями. Задания разные. Откройте конверты и выполните задания.
(Задания выполняются самостоятельно, 4 варианта заданий, задания в конвертах раздаются заранее.)
Карточка 1 (см. Приложение 3).
Разрезные картинки. (В конвертах: разрезные картинки с изображением диких и домашних животных, а так же карточка с планом ответа. Возможно использование дидактического материала С.Вохринцевой «Окружающий мир. Домашние животные», «Окружающий мир. Дикие животные».)
Задание: собрать картинку, подготовить устный ответ по плану:
- Назови животное.
- Дикое или домашнее.
- Назови жилище.
- Как называют детёнышей.
- Если домашнее животное, то расскажи, какую роль играет в жизни человека.
Карточка 2 (см. Приложение 4).
Ответь на вопросы письменно:
- Близкими родственниками каких домашних животных являются тигры и львы?
- Какие домашние животные используются для производства шерсти?
- Какие домашние животные произошли от диких кабанов?
- Какие домашние животные произошли от диких зайцев?
- Эти домашние животные хорошо приспособлены к жизни в пустыне. Они могут преодолеть в день до 90 км пути даже в самую жаркую погоду. За один раз животное может выпить около ста литров воды. О ком идёт речь?
Карточка 3 (см. Приложение 5).
Распредели животных на две группы, запиши в таблицу. Добавь по одному животному в каждую группу. (В конвертах: наборы из 8 карточек с изображениями домашних и диких животных (по усмотрению учителя), а так же таблица для заполнения. Возможно использование дидактического материала С.Вохринцевой «Окружающий мир. Домашние животные», «Окружающий мир. Дикие животные».)
Дикие животные | Домашние животные |
Карточка 4 (см. Приложение 6).
Соедини линиями слова второго столбика со словами первого и третьего столбика. Домашних животных из второго столбика подчеркни зелёным карандашом.
(Заслушиваются ответы некоторых детей.)
- Молодцы! Хорошо поработали.
- Листочки положить на край парты.
III. Актуализация знаний.
- А теперь откроем компьютеры. Найдём на рабочем столе значок презентации Урок № 11 (см. Приложение 1), откроем двойным щелчком.
- Нажмите на просмотр. (Слайд 1)
- Откройте следующий слайд. (Слайд 2)
- Прочитайте задание.
- Назовём каждую картинку. (Рябина, астры, сосна, тыква, ель, нарцисс, ирис, яблоня.)
– Какое слово получится по первым буквам этих слов? (Растения.)
- Нажмите Enter. (Слайд 2 – открывается слово растения.)
- На какие группы можно разделить эти растения? (Дикорастущие и культурные.)
- Дайте определение культурным и дикорастущим растениям. (Культурные растения человек сажает и выращивает в поле, в огороде, в саду. Дикорастущие растения человек не сажал, и растут они в лесу, на лугу, в водоёме.)
- Перечислите культурные растения. (Астры, тыква, нарцисс, ирис, яблоня.)
- Перечислите дикорастущие растения. (Рябина, сосна, ель.)
- Какие ещё группы растений здесь можно выделить? (Деревья – рябина, сосна, ель, яблоня; травянистые – астры, тыква, нарцисс, ирис; плодовые – яблоня; декоративные – астра, нарцисс, ирис; овощные – тыква.)
- Вспомним, какую роль играют растения в жизни человека? (Ответы детей.)
- Откроёте следующий слад. (Слайд 3)
- Питание, чистый воздух, строительный материал, лекарство, одежда, строительный материал, красота.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прекрасным миром растений.
IV. Работа по теме урока.
- Где же мы можем встретить растения? (На улице, в лесу, в водоёме, на огороде, дома.)
- Может кто-нибудь знает из вас как называются растения, которые растут у нас дома, в школе? (Комнатные.)
- Откройте следующий слайд. (Слайд 4)
- Может вы даже знаете некоторые комнатные растения? Назовите.
- Сегодня наш урок будет посвящён комнатным растениям.
- Сравним растения, которые можно увидеть сейчас за окном и комнатные растения.
- Откройте следующий слайд. (Слайд 5)
- Сформулируйте, какие изменения происходят с растениями с наступлением осени. (Листья на деревьях и кустах желтеют и краснеют, отпадают, трава вянет…)
- Почему же комнатные растения в нашем классе остались зелёными? (Ответы детей.)
- Откройте следующий слайд. (Слайд 6)
- Прочитаем задание. (Найдите в учебниках ответ на вопрос: «Почему комнатные растения остаются зелёными круглый год?)
(Самостоятельная работа с текстом учебника на с.68.)
- Кто нашёл ответ на вопрос?
- Комнатные растения родом из тёплых стран, и им нет необходимости защищаться от холода.
- И действительно, в тропических лесах, пустынях очень тепло, поэтому и растения, которые там растут - вечнозелёные.
V. Определение растений.
- А теперь пришло время определить, какие растения есть в нашем классе.
- Откройте следующий слайд. (Слайд 7)
- Внимательно рассмотрите иллюстрации на слайде и растения в классе. Определите их. (Хлорофитум, восковой плющ, диффенбахия, монстера, папоротник, бегония, сингониум, драцена.)
- Откройте следующий слайд. (Слайд 8)
- Прочитаем задание. (С помощью текстов на листе № 1 узнай родину комнатных растений нашего класса. Заполни таблицу в тетради.)
- Выполняем.
- Для облегчения выполнения этого задания нажмите клавишу Enter. (Слайд 9)
- Для проверки себя откроем следующий слайд. (Слайд 10)
- А теперь я задам вам очень сложный вопрос. Что такое Африка, Австралия, Южная Америка? (Материки.)
- А чтобы лучше понять, что это такое, откройте следующий слайд. (Слайд 11)
- На мониторе карта мира. Найдите Африку, Южную Америку, Австралию – это материки.
- А какое ещё незнакомое понятие встретилось вам при определении родины комнатных растений? (Тропики, тропические леса.)
- Что это такое? Где они находятся? (Ответы детей.)
- Оказывается, тропики – это природная зона Земли, которая расположена между Южным тропиком и Северным тропиком (основные параллели, условные линии, расположенные на 23° 26′ 22″ к югу и северу от экватора). Нажмите клавишу Enter. (Слайд 11 – открываются условные линии
Для тропических лесов характерен жаркий климат и большая влажность. Нажмите ещё раз клавишу Enter. (Слайд 11 – зона тропиков выделяется цветом
- Кто запомнил, как называются растения над картой. Давайте ещё раз назовём родину этих комнатных растений. (Слайд 11 – по мере ответов детей нажимается клавиша Enter, на слайде появляются стрелки, указывающие на родину растений.)
VI. Уход за комнатными растениями.
- Для чего человек выращивает комнатные растения? (Ответы детей.)
- Комнатные растения люди выращивают с целью украшения жилых и служебных помещений. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться. Каждому приятно иметь дома экзотическое растение.
- Но что же нужно делать, чтобы растения хорошо росли, радовали нас? (Ухаживать.)
- Может вы уже знаете, как правильно ухаживать за комнатными растениями? (Ответы детей записываются на доске.)
- Учитывать отношение к свету.
- Поливать водой комнатной температуры.
- Почва должна быть слегка влажной.
- Лейку при поливе держать низко над горшком.
- Рыхлить только на поверхности и по краю горшка.
- Крупные гладкие листья очищать от пыли.
(Открывается плакат «Комнатные растения».)
- Сравним запись на доске с правилами в учебнике на стр. 69.
- Откроем следующий слайд. (Слайд 12)
- Сформулируем ещё раз правила ухода за растениями.
VII. Практическая работа.
- У меня на столе растение, которое называется амазонская лилия (эухарис). Родина этого растения – Южная Америка. Сейчас мы поучимся применять правила ухода за растениями на практике.
(Ученики по очереди поливают, рыхлят землю, протирают листья, опрыскивают растение.)
VIII. Итог урока.
- Чему был посвящён наш урок?
- Что нового узнали на уроке?
IX. Домашнее задание.
- Откроем следующий слайд (Слайд 13)
- Запишем домашнее задание: с. 68-71 (читать, пересказывать), Т.с.28-29 №2, 3, 4.