Простое и сложное предложения. Предложения с прямой речью. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  1. Систематизировать, обобщить знания учащихся по изученным темам.
  2. Развивать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора.
  3. Развитие творческих способностей детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный?

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, на душе стало светло и тепло?

Звучит песня «От улыбки».

- Да. Действительно, улыбнешься, и на душе станет спокойно.

- Я хочу поделиться улыбкой с вами. Я дарю вам улыбку.

- А у вас также солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами. Улыбнитесь друг другу. И начнем наш урок, я думаю, он принесет вам радость и тепло.

II.Чистописание.

- Сегодня повторим написание заглавной и строчной буквы К, к, а также в соединении с другими буквами:

  • Кк Кр Кл Км Ко Кр кр кт ке кн кв кА.

III. Введение эпиграфа урока.

- Прочитайте предложение, записанное на доске:

  • Корень учения горек, да плод его сладок.

- Что за предложение?

- Как понимаете смысл?

- Эта пословица-эпиграф нашего урока. Запишем в тетрадь.

- Выполните синтаксический разбор данного предложения.

[- = ], да [ - = ]. (Повеств., невоскл., сложн., сост. из 2-х частей, соед. инт. и союзом да.)

- В каком значении употреблен союз да.

IV. Прогнозирование темы урока.

- Какие предложения еще знаете?

- Как думаете, какая будет тема урока?

- Да. Сегодня мы обобщим знания о предложениях?

V. Блиц-опрос.

1) Прямая речь в предложении передает:

а) примерный смысл сказанного;
б) дословно то, что было сказано.

2) Однородные члены предложения относятся:

а) к одному и тому же слову в предложении;
б) к разным словам в предложении.

3) Первое слово прямой речи пишется:

а) с большой буквы всегда;
б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения.

4) Прямая речь заключается:

а) в скобки;
б) в кавычки.

5) Между частями сложного предложения запятая ставится:

а) всегда;
б) только, когда они соединены союзами «а, но».

6) Если однородные члены предложения соединены союзом «и», то запятая ставится, если:

а) союз «и» повторяющийся;
б) союз «и» одиночный.

7) Между прямой речью и словами автора ставится тире, если:

а) сначала идет прямая речь;
б) сначала идут слова автора.

8) Сложными называются предложения, в которым:

а) одна грамматическая основа;
б) две или несколько грамматических основ.

9) Если сначала стоят слова автора, то после них:

а) ставится тире;
б) ставится двоеточие.

Ответы: б, а ,а, б, а, а, а, б, б.

VI. Работа со схемами.

1) Работа по карточкам.

- Оденьте схемы.

Образец карточки:

а) А «П».
б) [ - = ] а [- =].
в) [- = O O и O ].
г) «П», а.
д) [- O и O ].
е) [ - = ] и [ = -].
ж) [- O а O ].
з) [ - = ].

Проверка выполненной работы у доски.

а) А: «П».
б) [ - = ], а [- =].
в) [- = O, O и O ].
г) «П»,- а.
д) [- O и O ].
е) [ - = ], и [ = -].
ж) [- O, а O ].
з) [ - = ].

2) Какой схеме соответствуют предложения:

  1. Весенний ручей струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы. (е)
  2. Солнце сияло и грело. (д)
  3. Беленький зайчик сказал ежу : « У тебя очень некрасивое колючее платье». (а)
  4. Ласточки взмывали вверх, а потом камнем падали вниз. (ж)

3) Составление предложений по схемам.

- Составьте предложения к схемам в), б), з).

VII. Релаксация для глаз.

VIII. Графический диктант.

- Запишите схемы к предложениям (дети выходят к доске по одному и записывают схемы).

Учитель зачитывает предложения.

  1. Солнце страшно медленно ползло к земле, розовело, застилалось мглистыми облачками. [- O,O,O ].
  2. Ливень за окном еще шумел. постепенно стихал. [- O, но O ].
  3. Весной по утрам тонкий лед еще покрывает лужицу, а воздух пахнет морозом. [- =],а [- =].
  4. Грозовая туча приблизилась к солнцу и вдруг проглотила его. [- O и O ].
  5. Пронесся по лесным опушкам вихрь, и закружились над поляной сорванные листья. [= - ],и [= - ].
  6. Вот по лесной тропинке бежит, булькает озорной ручей. [ O,O - ].
  7. Не шумят листья на ветках, а печально шуршат под ногами. [O -,а O].
  8. Деревья сливаются в чернеющие массы, на синем небе робко выступают первые звездочки. [- = ], [ - = ].

- О чем были предложения?

- Да. Эти предложения взяты из произведений русский писателей. Красота вдохновляла их на создание замечательных произведений. Вспомните писателей, которые посвящали свои рассказы природе. Пришвин, Бианки, Паустовский…

Они могли в обыкновенном увидеть необычное и удивительное.Вспомните произведение М.Пришвина « Золотой луг» и другие. Писатели как бы нам говорят, что надо быть внимательным и чутким к природе, и она откроет нам свои тайны.

- А вы хотите попробовать себя в роли писателей?

IX.Составление предложений по сюжетным картинкам.

Работа в группах.

Задания для групп:

  1. Составить простое предложение с однородными членами.
  2. Составить сложное предложение.

Группам предлагаются сюжетные картинки:

  • 1 группа – «Весна».
  • 2 группа – «Осень».
  • 3 группа – «Зима».
  • 4 группа – «Ночь».
  • 5 группа – «На лугу».
  • 6 группа – «После дождя».

Проверка составленных предложений.

X. Итог урока. Рефлексия.

«Дерево успеха»

Если все получилось прикрепите к дереву зеленый листок, если были небольшие затруднения – желтый лист, было сложно – красный листок.

XI. Домашнее задание. Составьте 4 разных предложения и сделайте к ним схемы.