Цель:
- Систематизировать, обобщить знания учащихся по изученным темам.
- Развивать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора.
- Развитие творческих способностей детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, на душе стало светло и тепло?
Звучит песня «От улыбки».
- Да. Действительно, улыбнешься, и на душе станет спокойно.
- Я хочу поделиться улыбкой с вами. Я дарю вам улыбку.
- А у вас также солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами. Улыбнитесь друг другу. И начнем наш урок, я думаю, он принесет вам радость и тепло.
II.Чистописание.
- Сегодня повторим написание заглавной и строчной буквы К, к, а также в соединении с другими буквами:
- Кк Кр Кл Км Ко Кр кр кт ке кн кв кА.
III. Введение эпиграфа урока.
- Прочитайте предложение, записанное на доске:
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Что за предложение?
- Как понимаете смысл?
- Эта пословица-эпиграф нашего урока. Запишем в тетрадь.
- Выполните синтаксический разбор данного предложения.
[- = ], да [ - = ]. (Повеств., невоскл., сложн., сост. из 2-х частей, соед. инт. и союзом да.)
- В каком значении употреблен союз да.
IV. Прогнозирование темы урока.
- Какие предложения еще знаете?
- Как думаете, какая будет тема урока?
- Да. Сегодня мы обобщим знания о предложениях?
V. Блиц-опрос.
1) Прямая речь в предложении передает:
а) примерный смысл сказанного;
б) дословно то, что было сказано.
2) Однородные члены предложения относятся:
а) к одному и тому же слову в предложении;
б) к разным словам в предложении.
3) Первое слово прямой речи пишется:
а) с большой буквы всегда;
б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения.
4) Прямая речь заключается:
а) в скобки;
б) в кавычки.
5) Между частями сложного предложения запятая ставится:
а) всегда;
б) только, когда они соединены союзами «а, но».
6) Если однородные члены предложения соединены союзом «и», то запятая ставится, если:
а) союз «и» повторяющийся;
б) союз «и» одиночный.
7) Между прямой речью и словами автора ставится тире, если:
а) сначала идет прямая речь;
б) сначала идут слова автора.
8) Сложными называются предложения, в которым:
а) одна грамматическая основа;
б) две или несколько грамматических основ.
9) Если сначала стоят слова автора, то после них:
а) ставится тире;
б) ставится двоеточие.
Ответы: б, а ,а, б, а, а, а, б, б.
VI. Работа со схемами.
1) Работа по карточкам.
- Оденьте схемы.
Образец карточки:
а) А «П».
б) [ - = ] а [- =].
в) [- = O O и O ].
г) «П», а.
д) [- O и O ].
е) [ - = ] и [ = -].
ж) [- O а O ].
з) [ - = ].
Проверка выполненной работы у доски.
а) А: «П».
б) [ - = ], а [- =].
в) [- = O, O и O ].
г) «П»,- а.
д) [- O и O ].
е) [ - = ], и [ = -].
ж) [- O, а O ].
з) [ - = ].
2) Какой схеме соответствуют предложения:
- Весенний ручей струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы. (е)
- Солнце сияло и грело. (д)
- Беленький зайчик сказал ежу : « У тебя очень некрасивое колючее платье». (а)
- Ласточки взмывали вверх, а потом камнем падали вниз. (ж)
3) Составление предложений по схемам.
- Составьте предложения к схемам в), б), з).
VII. Релаксация для глаз.
VIII. Графический диктант.
- Запишите схемы к предложениям (дети выходят к доске по одному и записывают схемы).
Учитель зачитывает предложения.
- Солнце страшно медленно ползло к земле, розовело, застилалось мглистыми облачками. [- O,O,O ].
- Ливень за окном еще шумел. постепенно стихал. [- O, но O ].
- Весной по утрам тонкий лед еще покрывает лужицу, а воздух пахнет морозом. [- =],а [- =].
- Грозовая туча приблизилась к солнцу и вдруг проглотила его. [- O и O ].
- Пронесся по лесным опушкам вихрь, и закружились над поляной сорванные листья. [= - ],и [= - ].
- Вот по лесной тропинке бежит, булькает озорной ручей. [ O,O - ].
- Не шумят листья на ветках, а печально шуршат под ногами. [O -,а O].
- Деревья сливаются в чернеющие массы, на синем небе робко выступают первые звездочки. [- = ], [ - = ].
- О чем были предложения?
- Да. Эти предложения взяты из произведений русский писателей. Красота вдохновляла их на создание замечательных произведений. Вспомните писателей, которые посвящали свои рассказы природе. Пришвин, Бианки, Паустовский…
Они могли в обыкновенном увидеть необычное и удивительное.Вспомните произведение М.Пришвина « Золотой луг» и другие. Писатели как бы нам говорят, что надо быть внимательным и чутким к природе, и она откроет нам свои тайны.
- А вы хотите попробовать себя в роли писателей?
IX.Составление предложений по сюжетным картинкам.
Работа в группах.
Задания для групп:
- Составить простое предложение с однородными членами.
- Составить сложное предложение.
Группам предлагаются сюжетные картинки:
- 1 группа – «Весна».
- 2 группа – «Осень».
- 3 группа – «Зима».
- 4 группа – «Ночь».
- 5 группа – «На лугу».
- 6 группа – «После дождя».
Проверка составленных предложений.
X. Итог урока. Рефлексия.
«Дерево успеха»
Если все получилось прикрепите к дереву зеленый листок, если были небольшие затруднения – желтый лист, было сложно – красный листок.
XI. Домашнее задание. Составьте 4 разных предложения и сделайте к ним схемы.