Игра – это один из основных видов человеческой деятельности.
Интересные концепции игры как вида человеческой деятельности были найдены в философии. Уже у Шиллера зародилась идея эквивалента игры и творчества. По его мнению, “ … человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает человеком лишь тогда, когда играет”. Игра – это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности, по Шиллеру.
Ещё в 1938 г. выдающийся нидерландский мыслитель века Йохан Хейзинга опубликовал трактат “Человек играющий”, “Homo Ludens” (по-латыни). Сочинение посвящено всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению её в человеческой цивилизации. Автор утверждает, что понятие “человек играющий” аналогично понятию “человек созидающий”, и что игра есть специфический фактор всего, что окружает в мире. Также одним из наиболее значимых аспектов игры является то, что это интересно.
Значение игры в человеческой жизни традиционно подчеркивалось в психологической науке.
Необходимо отметить, что с 70-х годов ХХ века ролевая игра стала использоваться в обучении иностранным языкам.
В своей педагогической практике учителя английского языка я использую многие виды игр, чаще всего игры, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Это коммуникативные игры:
- в основе которых лежит методический приём ранжирования;
- построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся;
- игры на поиск пары и координацию действий;
- интервью;
- ролевые игры.
Дети любого возраста любят и всегда готовы играть в любую игру, предложенную учителем. По моим наблюдениям всё же больше их увлекают ролевые игры.
Ролевая игра получила свое название из-за того, что каждому её участнику приходится исполнять роль определенного персонажа. Поэтому участие в ролевой игре сродни актерскому ремеслу. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра.
У ролевых игр есть ряд особенностей, которые отличают их от всех прочих видов интеллектуальных и коммуникативных игр.
Это интереснейший творческий потенциал. Каждый участник команды – создатель своего персонажа, который может оказывать влияние на развитие игры в целом и действия других персонажей. Происходит усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию хотя и не через своё собственное “я”, но через “я” соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого играет. При этом всякая выдумка, удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой [2].
Ролевую игру можно применить практически при изучении любой темы, используя лексический и грамматический материал учебной программы. К тому же, ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.
Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познавательную активность школьников. Ролевую игру можно расценить как самую точную модель общения на иностранном языке, так как она является подражанием действительности в самых существенных её чертах, и в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.
Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося. Очевидна взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом.
Поскольку обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение, намного легче преодолевается языковой барьер. В результате учащимся с более слабой в языковом отношении подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.
Удовольствие, полученное от игры, создает благоприятную морально-психологическую обстановку на уроке. Учащиеся стремятся изучать предмет более старательно и увлеченно. А это в свою очередь положительно сказывается на результатах обучения.
Ролевая игра не может состояться без ведущего, роль которого отведена, как правило, учителю. Роль ведущего вроде бы незаметная, ничем не выделяющаяся. На самом деле учитель управляет всем ходом ролевой игры как режиссёр, но делает это педагогически грамотно.
Конечно, со стороны учителя требуется большая предварительная подготовка, так как ведение ролевой игры представляет собой серьёзную творческую задачу. Учитель не только должен хорошо представлять себе окружающий мир героев, но и уметь играть за всех персонажей. Это означает, что он должен проникнуться мотивациями персонажей, ясно представлять себе их образы. Учитель всегда должен быть готов помочь, подсказать, посоветовать, исправить. Несомненно, большую роль играют черты личности учителя, особенно такие, как широкий кругозор, трудолюбие, уважительное отношение к детям, должный уровень владения иностранным языком, артистичность и другие.
В своей педагогической практике я использую следующую схему проведения ролевой игры:
- постановка цели или задачи игры;
- определение игровых ситуаций;
- разработка сценария;
- подготовка необходимого реквизита, ролевых карточек;
- инструктаж участников;
- проведение игры;
- анализ и выработка рекомендаций на будущее.
Особенно полюбившиеся детям ролевые игры и ролево-игровые проекты мы внедряем в практику своей работы не один раз. При этом каждый раз мы совершенствуем их, делаем более красочными и оригинальными. Так, например, ролево-игровой проект “Elementary, My Dear Watson!” “пережил” три успешных презентации со значительным интервалом во времени.
Идею для создания указанного проекта я почерпнула из “Настольной книги преподавателя иностранного языка” Е.А. Маслыко [1], где была дана информация о детективной истории, случившейся в одном английском доме (Приложение 1).
Чтобы успешно справиться с проблемой проекта, учащимся необходимо было целенаправленно решать целый ряд задач.
Участники ролево-игрового проекта (учащиеся 8-х, 9-х классов) были разделены на пять групп. I группа представляла людей, которые были в доме семьи Крэбтри на момент убийства хозяина; II группа – близких супружеской чете людей; III группа – криминальную полицию Виндзора; IV группа – криминальную полицию Лондона; V группа – людей, которые были просто заинтересованы происходящими событиями.
С целью решения конкретных задач каждая группа стала работать по своему мини-проекту.
Учащиеся должны были изучить новый лексический материал и содержание истории, положенной в основу проекта, а также уметь описывать эпизоды и события, характеризовать личности, выражать своё мнение, выделять главную мысль, анализировать информацию и делать вывод, взаимодействовать с партнёрами по общению.
Шаг за шагом мы шли от более легкого к более сложному. Для этого нам потребовалось и определенное время.
Целенаправленную речевую практику учащихся позволили организовать языковые коммуникативные игры. Из языковых игр нами использовались лексические и грамматические, из коммуникативных – игры типа интервью, игры на догадку, на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, а также ролевые игры с элементами деловой.
Ролевые игры проводились таким образом, чтобы точка в сюжетной линии не была поставлена, так как предусматривалось сделать это на презентации. В то же время необходимо было максимально подготовить учащихся к защите проекта.
Презентацию проекта мы проводили в форме ролевой игры с элементами деловой. Ведущими были Ш. Холмс (учащийся) и журналист (учитель). Именно на презентации мы решили проблему проекта: нашли “убийцу” мистера Крэбтри, определили мотивы и способ совершения преступления. И хотя значительную роль в этом сыграли Ш. Холмс и криминальные службы, без помощи других участников проекта им было не обойтись.
Примечательно то, что учащиеся ни разу не собирались на совместную репетицию. Во-первых, если бы мы провели хотя бы одну репетицию с участием всех групп, то получилось бы, что мы уже решили проблему проекта на репетиции и ролево-игровой проект потерял бы своё значение. Во-вторых, в этом не было явной необходимости. Если, скажем, группа учащихся, представляющая криминальную службу Виндзора, хорошо поработала над своим мини-проектом, то её участники вполне смогут ответить на все вопросы Ш. Холмса, связанные с преступлением, а также по его просьбе продемонстрировать улики, объяснить их происхождение и значение в раскрытии преступления. В-третьих, сохраняется эффект новизны, импровизации, что немаловажно.
Сам факт появления на сцене Ш. Холмса представляет собой сюрприз для детей, а его элегантный костюм, экстравагантные манеры поведения и прекрасно поставленное английское произношение производят на учащихся большое впечатление. Ш. Холмс общается со всеми участниками проекта, способствует общению между группами. Учащиеся ощущают радость от того, что они в состоянии вести диалог с таким великолепным персонажем, потому что он ведет беседу с ними по тем вопросам, в которых они компетентны.
На роль Ш. Холмса я приглашаю учащегося-старшеклассника, который имеет достаточно высокий уровень владения английским языком, обладает артистичностью и другими данными, необходимыми для исполнения этой роли.
Однажды мне не удавалось найти такого ученика, но была ученица, которая по всем своим качествам подходила на роль ведущей. Тогда нам пришлось внести совсем небольшое изменение в сценарий презентации ролево-игрового проекта, ведущему персонажу дать другое имя – мисс Марпл и изменить само название проекта (Приложение 2).
Как и прежде, защита проекта прошла с большим успехом. А мы ещё раз убедились в том, что творчество, фантазия и упорство – необходимые качества для участников проекта. Роль второго ведущего не такая яркая, как Ш. Холмса, тем не менее она важна. Журналист, как стрелочник, отслеживает весь ход мероприятия. При необходимости он помогает любому участнику выйти из затруднительного положения и выступить как можно лучше.
Успешно справиться ведущим со своими ролями, а также избежать неоправдывающих себя репетиций помогает хорошо разработанный сценарий презентации ролево-игрового проекта (Приложение 3). Благодаря ему ведущие знают, как избежать хаоса и неразберихи, каким образом и в какой момент организовать диалог между группами или общую дискуссию, как направить красную нить мероприятия в нужное русло.
Конечно же, ролево-игровой проект, как правило, представляет собой массовое мероприятие по количеству учащихся. Это довольно трудоёмкий процесс как для учителя, так и для учащихся. Но, как говорится, “игра стоит свеч”. Мы с учащимися получаем мощный заряд энергии, ощущаем значительное повышение своего эмоционального тонуса в общении на иностранном языке, а также желание изучать, творить, создавать.
Использованная литература
1. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – М.: Вышэйшая школа, 2000;
2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – М.: ТетраСистемс, 2005.