Методическая разработка урока чтения во 2-м классе. К.Д. Ушинский. "Умей обождать"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей со сказкой К.Д.Ушинского «Умей обождать».

Задачи:

  • Раскрыть содержание произведения.
  • Совершенствовать навык чтения целыми словами.
  • Коррекция речи на основе объяснения значения слов, пересказа сказки; мышления на основе анализа текста.
  • Развивать навыки совместной коллективной деятельности: умения договориться между собой, соотносить свои замыслы с замыслами других детей.
  • Формировать у учащихся убеждения бережного отношения к своему  здоровью,  вырабатывать индивидуальные способы безопасного поведения.

Оборудование:  учебник; маски коз; игрушки: петушок, курочка; предметные картинки: черная, красная и белая смородина; сюжетные картинки  сказки;   таблички слов к  речевой зарядке;  плакаты с правилами безопасного поведения;  толковый словарь Ожегова;  указка с подсветкой;  тренажер В. Ф. Базарного для глаз;  трава – мята; горчичник;  магнитофон.

ХОД УРОКА

Название и содержание этапов урока

Коррекционные и здоровьесберегающие методы и приемы

I. Организационный момент

1. Звучит песня «Улыбка»
–  Ребята, подарим друг другу и гостям добрые улыбки. Улыбка – успех в любой работе. Люди, которые часто улыбаются, меньше болеют, и у них все получается.
2. – Какой у нас урок?

II. Артикуляционная гимнастика

1. – Проведем звуковую разминку. Споем песенку гласных.
– Вдох, на выдохе называем согласные звуки (м, н, р, с, т, з, п,  г, в, д)
– с гласной а, с гласной и.

2. Работа со скороговоркой: «Не будь тороплив, а будь терпелив».

III. Проверка домашнего задания

Вступительная беседа:
– Какую тему изучаем по чтению? (Что такое хорошо и что такое плохо.)
– Что значит хорошо?
– Какую сказку читали дома? (Упрямые козы)
– Что с ними случилось?
– Почему козы свалились в воду?
– Как нужно было приготовить домашнее задание? (Прочитать по ролям)
Одеваю детям маски коз.
Дети читают сказку по ролям.

– Как вы думаете, как должны были поступить козы, чтобы не свалиться в воду? (Инсценируют действия вежливых коз).

– Чему учит эта сказка?

Ставлю оценки и комментирую.

VI. Оздоровительная минутка

Мы копытцами стучим,
Речку перейти хотим,
Но навстречу нам ребятки,
Ох, упрямые козлятки.
Ножками топают,
Рожками мотают,
По бокам всех хлопают
И путь не уступают.
Вправо, влево, они тут,
Нам дорогу не дают.
Лбами ведь столкнемся,
В речку окунемся.
А мы по бревнышку идем,
Дорогу уступаем.
Никогда не упадем,
Ведь сказку эту знаем.

После оздоровительной минутки звоню в колокольчик. Это означает смену мест. Дети, которые стояли за конторками, садятся на стулья, а сидевшие встают за конторки.

V. Мотивация и целеполагание

Днем волшебнику не спится
Он наденет маску.
Тихо скрипнет половица
И вновь к нам входит сказка.

А о ком  сказка узнаете, если отгадаете загадки.

Встает на заре.
Поёт во дворе.
На голове гребешок.
Кто же это?

«Ко-ко-ко…
Куд-куда…
Вы откуда и куда?» –
Квохчет целый день она.

(Выставляю игрушки петушка и курочки.)

– Сегодня прочитаем сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Умей обождать».
Внимательно послушайте её и скажите, за какого героя вы больше переживали? Почему?

VI. Работа над новым материалом

1. Рассказывание сказки учителем.

2. Ответ учащихся на поставленный вопрос.
3. Речевая разминка.
– Прочитайте слова из сказки сначала по слогам, затем целыми словами.

                   слу-шал                                  слушал
              по-слу-шал                              послушал
         по-слу-шал-ся                           послушался
     не по-слу-шал-ся                     не послушался 
         вы-здо-ро-вел                          выздоровел

4. Чтение сказки учащимися по абзацам и анализ текста.

1-й абзац – чтение.

– Какую смородинку стал клевать петушок?
– Что значит зелёная смородина? Как сказать по-другому?
– Какого цвета спелая смородина?
– Найдите глазами на потолке картинки черной, красной, белой смородины.

– Что говорила курочка петушку?

2-й абзац – чтение.

– Почему нельзя кушать неспелую ягоду?
– Как вы понимаете выражение «насилу домой добрел»?
Покажите.
– Чем вылечила курочка своего братца? (Мятой, горчичником).
Показываю детям.

3-й абзац  – чтение.

– Куда побежал петушок?
– О чем предупреждала курочка петушка?

4-й абзац – чтение.

– Найдите выделенные слова, прочитайте.
– Что обозначает слово «лихорадка»?
– Если мы не знаем значение слова, где мы можем об этом узнать?

Читаю значение слова «лихорадка» в толковом словаре.

5-й абзац – чтение.

VI. Гимнастика для глаз (Смена мест)

1.– Давайте вместе с «лучиком» попутешествуем. (Учитель берет указку с подсветкой, используется тренажер В. Ф. Базарного. Выполняют упражнения на фоне лирической музыки.)

Учащиеся водят глазами за «лучиком» по:

– горизонтали,
– вертикали,
– по  красному овалу по часовой стрелке,
– по  синему овалу против часовой стрелке,
– по зелёной восьмерке.

2. Посмотрите на кончик носа. Повернитесь к окну и посмотрите на дальний предмет.

VIII. Закрепление изученного материала

– Найдите третий  вопрос в конце сказки, прочитайте. (Почему погиб петушок?)
Ученики отвечают на вопрос.
– Чтобы с младшими не случилось чего-нибудь плохого, старшие предупреждают их об этом.  Если младшие нарушают запрет, то происходит беда.
– Каким был петушок?
– Какой совет дает автор петушку? (Умей обождать).

– Чтобы сохранить свое здоровье: «Не будьте торопливы, а будьте терпеливы». (Выставляю на доску плакат, дети читают хором)
– Расскажите, почему заболел петушок в первый раз. (Пересказ двух абзацев сказки)
– Прочитаем, что произошло с петушком дальше.

IХ.  Оздоровительная минутка

Крепко потянусь я, 
Солнцу улыбнусь я,
Друга за руку возьму.
«Будь здоров», – ему скажу
Вправо, влево покачнусь,
Сяду и за ум возьмусь.

X. Итог урока

– Какую сказку мы прочитали?
– Кто написал сказку?
– Сколько картинок вы нарисовали бы к этой сказке?
– Расскажите, что вы нарисуете на каждой картинке.
– Посмотрите, какие картинки нам нарисовал учитель рисования.
– Что заметили?
– Расставьте правильно.

1-я картинка

– Какую ягоду клюет петушок?
– Почему нельзя есть неспелую ягоду?
– Чтобы сохранить свое здоровье, запомните: Не ешьте неспелую ягоду. (Выставляю плакат к картинке)

2-я картинка

– Какую воду пьет петушок? – Запомните: Не пейте холодную воду.

3-я картинка

– Запомните: Не ходите по тонкому льду.
Хором еще раз повторим: «Чтобы сохранить свое здоровье…  (Не будьте торопливы, а будьте терпеливы. Не ешьте неспелую ягоду.
Не пейте холодную воду.  Не ходите по тонкому льду.)
– «Здоровье не купишь, его разум дарит» – гласит народная мудрость. Ваше здоровье – в ваших руках!

Звучит песня «Улыбка».
– Улыбнитесь.  Будьте здоровы! Урок окончен.

Эмоциональный настрой  на предстоящий урок.

 

 

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения при чтении.
Отработка дикции.

 

 

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 

 

 

Насыщение учебного процесса эмоциональными стимуляторами – образностью, инсценировкой.

 

 

Выработка устойчивых стереотипов поведения.

Ситуация успеха.

 

Сохранение физического и психического здоровья учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

 

 

Расширение объема внимания, формирование сосредоточенности.

 

 

 

 

 

 

Усиление эмоционального воздействия сказки на учащихся.
Концентрация внимания.

 

 

 

Упражнение по развитию техники чтения.

 

 

Усвоение содержания читаемого и его анализ.

 

 

 

Чередование режимов «ближнего» и «дальнего» зрения.
Снятие напряжения с глазных мышц.

 

 

 

Знания методов лечения.

 

 

 

Расширение кругозора.

 

 

 

 

Снижение зрительного утомления.

 

 

 

 

 

Коррекция мышления на основе анализа текста.

 

 

 

 

 

Коррекция речи на основе пересказа сказки.
Совершенствование навыка чтения.

 

Снятие эмоционального и физического напряжения.

 

 

 

 

Развитие воображения.
Словесное рисование
Опора на зрительный канал восприятия.
Аналитико-синтетическая деятельность.

 

Формирование у учащихся убеждения бережно относиться к своему здоровью.
Выработка устойчивых стереотипов поведения