Цели:
- Закрепить навыки чтения.
- Совершенствовать умение детей в звуковом анализе, деление слов на слоги, постановке ударения.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Развивать мышление и речь детей. Вызвать интерес к окружающему миру, расширить знания о солнечной системе.
Материал: игра «Веселые следы», надписи с названиями планет, макет Солнечной системы, кассы, звуковые пеналы, фотографии Ю. А. Гагарина, А.А. Леонова, грецкие орехи, звездочки-медальоны.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, планетах. Беседа о первом космонавте. Чтение рассказов «Солнце», «Почему солнце всходит и заходит» М. Була. Заучивание стихов о космосе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие. Но куда? Вы сами догадаетесь. Встаньте в круг. Сейчас вы как будто от солнца лучики. Пройдите по следам и прочитайте слоги.
(Дети доходят до перевернутого листочка).
Логопед: А сейчас каждый из вас прочитает, что написано у него на листочке.
Дети прочитывают: Марс, Земля, Венера, Юпитер, Меркурий, Плутон, Нептун, Сатурн, Уран.
Логопед: Что это за слова?
– Эти слова названия планет.
Логопед: Сколько планет в Солнечной системе?
– Всего 9 планет.
Логопед: Что же такое Солнце?
– Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Логопед: Если вокруг нас планеты, значит, мы путешествуем где?
– Мы путешествуем в Космосе.
Логопед: Если мы в Космосе мы с вами кто?
– Мы космонавты.
Логопед: Какими должны быть космонавты?
– Смелые, здоровые, выносливые, любознательные, целеустремленные, умные, заинтересованные, любопытные, отважные, сообразительные.
Логопед: Чтобы космонавтом стать, надо много-много знать. Садитесь в космический класс, здесь задания ждут вас.
Логопед: Что мы знаем о планетах? Что вы знаете о первой планете Меркурий? (Меркурий на половину состоит из раскаленного камня, из-за близости Солнца, а на половину из ледяной пустыни). У какой планеты женское название? (Это планета Венера). Что вы знаете о Земле. (На Земле есть воздух, вода, суша, и леса. На Земле есть жизнь). Как называется красная планета? (Планета Марс). Что вы знаете о Юпитере? (Эта планета не твердая. Она состоит из газа). Назовите планету которая быстро вращается вокруг своей оси? (Это планета Сатурн). Назовите седьмую и восьмую планеты? (Это планеты Уран и Нептун). Какая самая большая планета? (Самая большая планета Плутон).
Логопед: Посмотрите на слово. Составьте буквы по высоте, и вы узнаете соседа Земли.
М р с а
Логопед: Рома прочитай загадку. Летит жар-птица, хвостом гордится.
– Это комета.
Логопед: Сделайте звукобуквенный анализ слова. Дети выкладывают схему слова. Отвечают сколько гласных, согласных. Какой согласный мягкий. Сколько слогов. На какой гласный падает ударение.
Логопед: У земли есть спутник – это Луна.
Упражнение для пальцев рук
В одной руке вращать два грецких ореха со словами:
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем сама не знает.
Логопед: Назовите первого космонавта. Это Юрий Алексеевич Гагарин.
Взлетел в ракете русский парень
Всю землю видел с высоты
Был первым космонавт Гагарин
Каким по счету будешь ты?
Логопед: Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? Алексей Архипович Леонов. Он исправил неполадки на искусственном спутнике Земли. Эти спутники предназначены для приема телепередач, и телефонной связи.
Я думаю вы готовы быть настоящими космонавтами.
Весь наш детский сад превращается в звездолет. Вы
должны выбрать кем вы будете на корабле.
Я буду командиром корабля, бортинжененром,
художником, ботаником, исследователем,
астрономом, врачом, лаборантом, химиком,
писателем.
Дети изображают под музыку, как двигаются космонавты в невесомости. Мы приземляемся. Вот мы и на планете Земля.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата
Горы леса и поля – дом
Наш родимый ребята!
Давайте будем беречь планету
Другой такой на свете нету.
Логопед: Вот и вернулись мы из путешествия. Много знаний о Космосе мы получили. А чтобы память о путешествии осталась на долго вот вам медальоны, такие же как наша Солнечная система. Можно приклеить его в логопедическую тетрадь. И потом вспоминать о Космосе.