Цели:
- продолжить формирование у обучающихся представлений и знаний о природе Северной Америки;
- сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка – их составе, происхождении;
- познакомить учащихся с объектами рельефа Северной Америки;
- продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.
Воспитательные задачи: формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний; развивать память, развитие умений систематизировать изученный материал.
Оборудование: карта «Строение земной коры», физическая карта Северной Америки, карта полушарий, атласы.
ХОД УРОКА
I. Введение
1. Организация класса
2. Тема прошлого урока
II. Проверка знаний.
1. Два ученика у доски готовятся по карточкам показывать географические объекты материка.
Первый ученик:
1. Полуостров на западе материка.
2. Группа островов на севере материка.
3. Залив на юге Северной Америки.
4. Море на северо-западе Северной Америки.
5. Перешеек, соединяющий два материка.
6. Группа островов в Тихом океане протянувшаяся к
берегам Евразии.
7. Теплое течение в Атлантическом океане,
проходящее у берегов Северной Америки.
Второй ученик:
1. Холодное течение в Тихом океане.
2. Залив на севере материка.
3. Группа островов на северо-западе материка.
4. Море на юге материка.
5. Самый большой остров.
6. Полуостров на юге материка.
7. Группа островов, самым большим из которых
является остров Куба.
2. Устно у доски:
а) Рассказать о географическом положении
материка Северная Америка и сравнить с
географическим положением других материков.
б) Роль русских в исследовании Северной Америки.
в) Показать крайние точки материка и сделать
вывод о величине территории.
г) Охарактеризовать очертания береговой линии и
сравнить с береговой линией Южной Америки.
IV. Изучение нового материала
1. Общая характеристика рельефа
а) форма рельефа
б) характеристика высот
в) строение земной коры в пределах материка
2. Характеристика равнин
а) Центральные равнины
б) Великие равнины
в) низменности: Миссисипская, Приатлантическая
3. Характеристика гор
а) горы Кордильеры
б) горы Аппалачи
4. Полезные ископаемые
а) рудные
б) нерудные
4. Закрепление. Работа на контурной карте.
5. Домашнее задание: № 52, работа на контурной карте (подписать названия действующих вулканов).
Конспект
В тетрадь записать тему у рока «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
Перед нами стоят три задачи:
1. Дать общую характеристику рельефа
2. Рассмотреть особенности равнин и гор
3. Познакомиться с полезными ископаемыми
Северной Америки.
1. а) Откройте атлас, физическую карту Северной
Америки.
Какие формы рельефа характерны для материка?
Вывод: на материке большую часть
занимают равнины, меньшую – горы.
б) По карте охарактеризуйте высоты материка
(назовите преобладающие высоты, максимальные,
минимальные).
Преобладающие до 1000 м., макс. – 6194 м. – гора
Мак-Кинли, мин. – – 86 м. – Долина смерти (название
связано с гибелью золотоискателей от недостатка
воды в 1849 году).
Вывод: преобладающие высоты до 1000
метров, колебание высот значительное.
в) карта «Строение земной коры»
Расскажите, как шло формирование рельефа?
Пользуясь условными знаками назовите самый
древний участок земной коры
(Северо-Американская платформа),
области древней палеозойской складчатости
характерны для востока материка. В мезозойскую
складчатость образовалась суша в западной части
материка. Область новой складчатости характерна
для самой западной части.
Вывод: рельеф на территории материка
формировался на протяжении многих миллионов лет
и продолжает формироваться и сейчас, о чем
свидетельствуют землетрясения и извержения
вулканов.
Таким образом мы решили первую задачу, дали общую
характеристику рельефа Северной Америки,
заметили, что преобладают равнины, так как в
основании лежит Северо-Американская платформа –
устойчивый, выровненный участок земной коры.
2. Переходим к характеристике равнин и гор.
В рельефе северной части материка преобладают
низменные и возвышенные равнины. Много тысяч лет
назад большую часть этих равнин покрывал
огромный ледник (толщина льда достигала 3 км.),
который оказал огромное влияние на формирование
рельефа: возникли ледниковые формы рельефа в
виде холмов и возвышенностей, ледник выпахал
котловины, впоследствии заполненные талыми
водами.
Южнее находятся холмистые Центральные равнины,
покрытые ледниковыми отложениями, и плоская
Миссисипская низменность, которая образована
речными наносами.
Подписать на контурной карте Центральные
равнины, (по 50 параллели слово – Центральные, по 40
параллели – равнины).
Подписать на контурной карте Миссисипскую
низменность. На юге и на востоке материка
находятся Примексиканская и Приатлантическая
низменности. Подписать на контурной карте. К
западу от Центральных равнин тянутся Великие
равнины. Они сложены мощными толщами осадочных
пород. Подписать на контурной карте.
На востоке расположены невысокие горы
Аппалачи. Они сильно разрушены, склоны пологие,
средняя высота – 2000м. Подписать на контурной
карте.
Вдоль западного побережья протянулись
Кордильеры. Они расчленены глубокими речными
долинами, которые называются каньонами.
На севере расположена самая высокая вершина –
гора Мак-Кинли.
Кордильеры – молодые горы, образовались на стыке
двух литосферных плит, в полосе сжатия земной
коры. Здесь часты землетрясения и находятся
такие вулканы как Орисаба и Попокатепетль.
Подписать на контурной карте.
Итак, молодые горы Кордильеры занимают
крайнюю западную часть материка.
3. Познакомимся с полезными ископаемыми материка.
Северная Америка богата различными полезными
ископаемыми.
Откройте атлас – физическую карту Северной
Америки.
Вопросы:
– На какие две группы делятся полезные
ископаемые по происхождению? (Рудные и
нерудные)
– К чему приурочены месторождения нерудных
полезных ископаемых? (Они приурочены к толщам
осадочных пород)
В осадочных породах Центральных и Великих
равнин, а также Миссисипской низменности найдены
большие запасы нефти, природного газа, каменного
угля.
Нанесите на контурную карту месторождения
нерудных полезных ископаемых.
– К чему приурочены месторождения рудных
полезных ископаемых? (Они приурочены к горным
областям или тем территориям, где фундамент
платформы выходит на поверхность)
В Аппалачах найдены как рудные, так и нерудные
полезные ископаемые – железные руды, каменный
уголь.
Кордильеры также богаты рудными и нерудными
полезными ископаемыми.
Нанесите месторождения рудных полезных
ископаемых на контурную карту.
IV. Итог урока
1. Что такое «каньон»
2. Какие формы рельефа характерны для материка?
3. Почему Кордильеры (в переводе с испанского
«шнур, цепь») расположены на западе материка?
4. Какое влияние на рельеф оказало древнее
оледенение?
В конце урока повести тест по темам «Географическое положение, история исследования материка», «Рельеф и полезные ископаемые».
Тест.
1 вариант
1. Какое место по площади занимает Северная Америка среди других материков.
1. 1
2. 2
3. 3
2. Америка – это:
1. Название государства
2. Часть света
3. Материк
3. Какие формы рельефа преобладают в Северной Америки:
1. Горы
2. Низменности
3. Равнины
4. В географических названиях Северной Америки увековечены имена исследователей материка
1. Именем Г.Гудзона назван – ______________
2. Именем А.Маккензи – ___________________
3. Именем у. Баффина – __________________
5. В освоении Аляски – Русской Америки – внес большой вклад русский промышленник, он основал на Аляске первые поселения, создал торговую компанию, это был –
1. В.Беринг
2. А.Чириков
3. Г.Шелихов
2 вариант
1.Северная Америка омывается всеми океанами, кроме:
1. Тихого
2. Северного Ледовитого
3. Атлантического
4. Индийского
2. Площадь материка Северная Америка –
1. 54 млн.км
2. 17,8 млн.км
3. 24,2 млн.км
3. Самой высокой точкой Северной Америки
является гора –____________
Расположенная в горах – _______________
4. Аляску раньше называли «русская Америка» потому, что –
1. Её коренные жители разговаривали на русском языке
2. Она была открыта и исследована русскими землепроходцами и принадлежала России.
3. Природа Аляски похожа на природу России.
5. Крайняя западная точка материка:
1. мыс Мерчисон
2. мыс Сент-Чарльз
3. мыс Принца Уэльского
4. мыс Марьято
Передаем работу соседу, проверяем и ставим оценки.
V. Домашнее задание: № 52, на контурной карте подписать названия действующих вулканов
На уроке можно использовать мультимедийное издание «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс».