Урок окружающего мира "Превращение воды. Берегите воду!". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • дать понятие слова «конференция»;
  • формировать представление учащихся о свойствах и превращениях воды;
  • показать круговорот воды в природе и распространение воды в природе, роль в жизни растений, животных, человека;
  • развивать кругозор, мышление, речь, учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать гуманистические качества по отношению к природе, эстетический вкус.

Оборудование:

  • фонограмма «Ручей», «Капель», «Шум моря», «Гимн», глобус.
  • схема «Круговорот воды в природе».
  • препараты для практической работы.
  • стакан с водой, соль, сахар, мел, ложка, фильтр из бумаги, бытовой фильтр.
  • картины явлений: роса, туман, снег, дождь, родник.
  • стихи, сообщения детей, аншлаги слов «конференция», названия партий.
  • раздаточный материал – тесты, записи на доске.

ХОД УРОКА.

I. Эмоциональный настрой

Звучит фонограмма «Ручей», «Капель», «Шум моря».

Учитель: Дети, закройте, пожалуйста, глазки, послушайте музыку и подумайте, какие картины вы представляете, слушая музыку? (Ответы детей.)

(Дети, конечно же, говорят, что услышали дождь, как капают капли, представили море, как журчит ручей.)

Учитель: Молодцы! А как вы думаете, почему я выбрала для урока такую  мелодию?

(Дети догадываются, что говорить будем о воде)

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Правильно вы догадались, мы будем говорить о воде, а точнее, о ее свойствах превращениях, распространении в природе и бережном отношении к воде.
Но урок у нас сегодня необычный. Урок-конференция. (На доске появляется анонс).

III. Знакомство с понятием «конференция»

Учитель: Кто знает, что такое конференция? (Высказывания детей)

Учитель: Конференция – это большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп. У нас сегодня Конференция депутатов Государственной Думы.
– Итак, конференцию объявляю открытой. (Звучит гимн, все встают)

Учитель: Прошу всех занять места в зале. (Дети рассаживаются по группам-партиям заранее определенным).
– Нашу конференцию, заседание буду вести я – вице-спикер Грязнова Галина Григорьевна.
– Для работы нам нужно выбрать секретаря. Какие будут предложения? (Предлагается кандидатура)
– Кто за данную кандидатуру, прошу голосовать.
– Единогласно!
– Приступаем к работе.
На конференции присутствуют…. человек, отсутствуют …. человек.
Здесь сегодня представители 3 партий.

  • КПРФ (Команда природоохранителей Российской Федерации)
  • ЛДПР (Любознательные депутаты Первомайского региона)
  • СПС (Служба природного спасения)

Я попрошу Вас работать быстро, четко, добросовестно, чтобы уложиться в лимит. Повестка нашей конференции (на доске).

1. Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.
2. Наблюдение за распространением воды в природе.
3. Обсуждение экологической проблемы.

Кто за данную повестку, прошу голосовать?

За? ….       Против? …..         Воздержались? …

Приступаем к первому вопросу.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа «Исследование свойств воды»

(На столе стоят препараты, дети пытаются сами выбрать нужные препараты,  произвести опыт, сделать вывод и записать полученные свойства воды на доске. Если затрудняются, учитель и остальные дети помогают.)

– Пожалуйста, уважаемые депутаты, кто желает выступить?

1. Если мы опускаем в воду предмет (ложку), то видим его. Значит вода бесцветная, прозрачная, не имеет запаха.
2. Растворяется в воде соль, сахар, мел – не растворяется. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
3. Используя фильтр, можно пропустить загрязненную воду, вода очищается.

Учитель: Хочу внести дополнение. Вода, поступая в наши дома из рек по трубам, проходит через очистное сооружение, но не очищается полностью, поэтому в быту, в домашних условиях, люди пользуются фильтрами, вот такими (показываю фильтр).
Поэтому сырую воду нужно пить, пропуская через фильтр или, лучше всего, пить воду кипяченую. Итак, уважаемые депутаты, какой вывод мы делаем по 1 вопросу, запишите пожалуйста. (1 ученик читает свойства воды,  записанные на доске, учащиеся пишут их в тетрадь).

Учитель: Я благодарю вас за решение 1 вопроса, объявляю перерыв.

Физминутка

Солнце землю греет слабо
(Руки вверх, вниз)
По ночам трещит мороз
(Руки на пояс, наклоны в сторону)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда
(Прыжки на месте)
Вьюга злится
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)

– Давайте перейдем ко второму вопросу.

2. Распространение воды в природе. Превращения воды

Учитель: По этому вопросу просит слово представитель партии КПРФ  (Ф.И.О.) ________________________

Ученик:

Ливень! Ливень!
Вот так ливень!
Он все громче,
Говорливей!                         (Приложение 1)

– А почему идет дождь?

(Ребята высказывают свои предложения)

Схема «Круговорот воды в природе»

Ученик: На земле много рек, морей, озер,  ручейков и т.д. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе и теплым воздухом поднимается высоко вверх, намного километров, где всегда холодно.
Теплый пар прикасается к холодному воздуху, и снова образуются капельки. Холодный воздух тащит вниз, а теплый поднимает кверху. Так они и снуют над землей, пока не сольются в крупные капли и вот эти капли сливаются в большое облако. Ветер его подхватывает и разносит по свету. Облака плывут пока тяжелые капли не в силах больше удержаться, не прольются на землю дождем. Прошел дождь, но выглянуло солнце, воду снова высушило, она опять превратилась в пар.

Учитель: Спасибо, господин депутат. О каких превращениях воды мы узнали из выступления? (Записываю на доску)

Вода – жидкость, пар (газ)

 Предоставим слово следующим выступающим из этой партии.

1 ученик: 

Осторожно лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась,
А вода –
Неподвижна и тверда. 
Что это? (Лед)

(Приложение 2)

Лед – это замершая твердая вода.

(Демонстрируется опыт)

Возьмем кусочки льда и согреем в ладошке, что произошло? Да, вода стекла с пальцев тонкой струйкой.

– Как же происходит превращение воды в лед? Вода замерзает при 0о С. Если в стеклянную банку налить воды и вынести зимой на мороз, банка треснет, а вместо банки останется кусок льда. Лед занимает больше места, чем вода жидкая, вот он и разорвал банку.  Это еще одно свойство воды. Добавьте в свои записи. (На доске)

При охлаждении вода расширяется, а при нагревании сжимается.

(Приложение 3)

– А еще интересно, что лед легче воды. Поэтому он не тонет, а плывет по поверхности воды. Это вы наблюдали весной во время ледохода.

2 ученик: Еще в твердом состоянии вода бывает в виде чего? (Снега и града)

Мы снежинки! Это мы
Парашютики зимы
Это мы над вами кружим
Это мы с ветрами дружим.

(Приложение 4)

– Снежинки очень красивые, ни одна не повторяется. Снежинки образуются как дождь, только зимой пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки.

Учитель: Спасибо партии СПС. Давайте уточним их точку зрения. Итак, какие вы записали себе превращения воды из их выступлений.

(Дети отвечают – жидкое, газообразное, твердое состояние воды).

– О каких свойствах еще узнали?

  • Лед легче воды.
  • Вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается.

– Где еще в природе мы можем встретиться с водой?

Желает выступить партия ЛДПР, пожалуйста, слово предоставляется (Ф.И.О.)______________________________________

1 ученик: 

Лес – в карман,
Поля – в карман,
Спрятал
Дедушка … (Туман)

(Приложение 5)

Туман образуется так же, как дождь. Только эти капельки так малы, что они не падают, в висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко.

Учитель: Спасибо! Слово предоставляется еще одному депутату от ЛДПР (Ф.И.О.)______________________________________

2 ученик:

Хорошо в лесу
Утром пить росу
Наклонить цветок
И отпить глоток
Колокольчик – чашка
Блюдечко – ромашка

(Приложение 6)

Роса появляется потому, что земля, трава, листья после захода солнца остывают. А воздух еще теплый. Водяной пар прикасается к остывшей земле и оседает на  траве крохотными капельками.  За ночь мелкие капельки росы сольются в крупные,  и утром в солнечных лучах на концах травинок,  и в чашечках цветков будут сверкать чистые хрустальные капли.

Учитель: Спасибо партии ЛДПР. Теперь мы заслушаем (Ф.И.О.)_____________________ депутата от партии КПРФ.

Ученик:

Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы,
Родник в траве журчит едва
Спешит на свет пробиться.

(Приложение 7)

Бегут в темном подземном царстве ручьи. В их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы и не идут звери, чтобы напиться вкусной воды. Под землей нет ни рыб, ни птиц, ни животных. И ручейки упорно  пробиваются наверх, где светит солнце и где все им будут рады.
В лесной тишине раздается его звонкий хрустальный голос: «Клю! Клю!» – слышится в его журчании. Вот почему его еще называют ключом. И приглашает отведать его  студеной чистой водицы.

Учитель: Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по второму вопросу.
– Какие превращения имеет вода?
– Какие два новых свойства воды узнали?
– Где в природе встречается вода?
И, конечно, огромное количество воды в реках, озерах, прудах, морях, океанах. А вся вода на Земле составляет мировой океан. Я предлагаю вам внести поправки в документ, положение, еще раз все проверив.

3. Выполнение теста

(Приложение 8)

V. Экологическая проблема

Учитель: Давайте приступим к обсуждении. Третьего вопроса.
Я предлагаю вам посмотреть на модель нашей планеты Земля – глобус. Какого цвета вы видите больше всего? А почему? Действительно, голубой цвет  – это вода. На глобусе мы видим, что голубого цвета  в два раза больше, чем других цветов. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. А именно вот столько (на доске число)
1 500 000 000 000 000 000 000
столько кубометров воды составляет водный запас Земного шара. Или, если бы Земля была ровной, то равномерный слой всех рек, морей и океанов имел бы толщину 9 метров. Но если мы думаем, что воды очень много, ее не нужно беречь, то глубоко ошибаемся, почему, кто знает?
Да, вы правы – большая часть воды не земном шаре – соленая –  в морях и океанах. А именно: из каждых 100 л воды – 97 л. – это соленые воды, еще 2 л – замороженная вода, и только 1 л, т.е. 1% – пресная вода.

Роль воды в жизни.

– Где используется вода? Кому она необходима?

Составление схемы.

– Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относится к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)

Учитель: На территории Пермской области 545 рек и все они требуют очистительных работ. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!

Рыбак:

Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Ирень я поспешил
Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друзья: 

Какую?
Может, рыбку золотую?

Рыбак: 

Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь:

В речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь:

Да была у нас зараза
В нашу речку попадает
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Грязь всю в речку к нам сливают
Вот беда, браток, какая!

Рыбак:

Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.

Учитель: Грустная сказка! Но и быль не радостней.
Загрязняются реки и водным транспортом и сливами предприятий и отдельными людьми. Загрязненные реки впадают в море, делая его опасным для человека. Наносят непоправимый вред всем обитателям рек, озер и морей. Они создают благоприятную почву для вредных вирусов и бактерий. Сегодня можно серьезно заболеть, даже искупавшись в реке или море. Загрязнения нарушают кислородный баланс рек и озер, из-за чего гибнут ценные редкие виды, растений и животных. Давайте вернемся к сказке. Рыбак и его друзья захотели решить проблему  загрязнения водоемов. А как можно ее решить? Что именно можем сделать мы?
– Уважаемые господа, вносите свои предложения. (Ответы детей)

  • Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
  • По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
  • Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
  • Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
  • Не вылавливать мальков.
  • Сажать деревья около водоемов.

– Итак, попросим секретаря зачитать решение сегодняшней конференции. (Зачитывает)

VI. Итог урока

Учитель: Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. Человек – это разумное существо, поэтому и к использованию незаслуженного дара природы должен относиться разумно. И хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,
Природу не обидь
Родился человеком
Так надо им и быть!

VII. Конечный результат урока

  • Ребята узнали свойства воды через практическую работу.
  • Учащиеся познакомились с превращениями или тремя состояниями воды: жидкое, газообразное, твердое состояние.
  • Узнали, где в природе можно встретиться с водой: водоемы, снег, дождь, град, родник, роса, туман.
  • Узнали роль воды в жизни растений, животных, человека.
  • Познакомились со словом «конференция».
  • Сделали выводы о том, как дети могут беречь и охранять водоемы.

VIII. Библиографический список

  1. Учебник «Мир вокруг нас», 3 класс, Плешаков А.А., Москва “Просвещение», 2006 г
  2. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду мир животных и растений, Т.Д.Нуждина, Ярославль, Академия Холдинг, 2003
  3. Экологическое воспитания школьников в начальных классах, Пермь 1991.
  4. Журнал «Педсовет»