С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно - транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает число пострадавших детей. Поэтому важная роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Приоритетным направлением моей работы является обучение детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности, так как я считаю, что дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда можно заложить основы опыта безопасного поведения на улице. Данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Для того чтобы оценить уровень сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у детей я провожу диагностику не только в начале и конце учебного года, но и промежуточную.
Очень эффективны для проверки знаний детей по правилам дорожного движения - перфокарты. Они как система оценки, имеют ряд положительных характеристик, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала, делают процесс обучения более интересным, экономят время проверки, позволяют быстро выявлять пробелы в усвоении учебного материала. Привлечь внимание ребенка к правилам дорожного движения помогает яркость и красочность тестовых заданий.
Перфокарты - это лист бумаги, разграфлённый в вертикальном и горизонтальном направлениях. По горизонтали нарисованы вопросы, по вертикали - предполагаемые ответы. Для многоразового использования перфокарты целесообразно наклеить на плотную бумагу, а затем вырезать отмеченные прямоугольники. Накладывая карточку на лист бумага, ребенок будет разукрашивать только нужные "окошки", что особенно удобно для проверки знаний.
Инструкция: внимательно рассмотреть карточку; назвать предметы, расположенные в верхней части листа, затем - в нижней части листа; соотнести правильно (подходящие по смыслу) предметы верхней части с предметами нижней части с помощью условного знака.
Проверка: фронтально - после того как дети заполнят перфокарту, педагог вывешивает правильно выполненную перфокарту на доску, дети проверяют на месте. Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по изученной теме. Сокращая время, необходимое для контроля уровня знаний, предлагаемая методика значительно облегчает трудоемкую работу воспитателя по проверке знаний детей или дети сдают карточки ответов воспитателю. Правильность ответов проверяется воспитателем при помощи перфокарты с ключом к тесту-заданию. Перфокарта повторяет карточку ответов, но в ней вырезаны те клетки, координаты которых соответствуют правильным ответам. Для выяснения правильности ответов она накладывается на карточку ответов так, чтобы их вертикальные и горизонтальные линии совпадали. Верные ответы в карточке ответов должны совпадать с вырезанными клетками перфокарты.
Самопроверка - с помощью дешифратора (это прозрачная плёнка с прорезями, при наложении прозрачной плёнки на ответ ребёнка в "окошках" должен стоять "+" или "-").
Взаимопроверка - дети проверяют задания друг другу.
Перфокарты первого вида очень эффективны для проверки сформированности у детей навыков.
Второй вид перфокарт предлагает детям определить является ли предложенное утверждение верным или неверным и поставить около его номера знак +, если оно верно, и знак -, если неверно. Тесты такого вида создают условия для проверки понимания изученного, знаний по темам, умений подводить под общее правило конкретное содержание, проводить обобщение.
Дети с большим увлечением работают с перфокартами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Опыт применения данной методики показал, что тестовый контроль позволяет воспитателю систематически, а не эпизодически, выявлять знания дошкольников, более продуктивно использовать учебное время, осуществлять индивидуальный подход к детям, дает возможность опросить всех по каждой теме, быстро обработать большое количество материала, характеризующего уровень знаний.
Учитывая результаты диагностики можно планировать работу с детьми для расширения знаний по ГТДД.
Исходя из полученных данных, я корректирую дальнейшую работу, планирую, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности. По результатам в группе организую индивидуальную, подгрупповую и групповую работу с детьми.
При обучении детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности необходимо выйти за рамки традиционных форм и методов работы. Стоит подчеркнуть, что именно от правильно организованного процесса обучения зависит продуктивность работы воспитателя и участие в этом процессе детей.
В целях эффективной работы по обучению детей правилам дорожного движения, постоянно веду поиск новых методов и приемов работы с детьми. Новые направления адаптирую их для детей своей группы, такие как алгоритмические игры, мнемотаблицы, морфологические дорожки.
Алгоритмические игры - это система правильных предписаний, которые составляются специально для человека для решения конкретных задач. Алгоритм - это задание, состоящее из команд. Если правильно придумать команды и выполнить одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу. Целью алгоритмических игр является не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления. В этих играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Я в работе с детьми использую такие алгоритмические игры: "Переход улицы без светофора", "Переход улицы со светофором", "Дорога домой". Для облегчения составления связного рассказа я даю детям модели, схемы, использую коллажи.
Например, модель - "Морфологическая дорожка" использую для закрепления знаний о светофоре, правилах перехода по светофору.
В своей работе я так же использую современные развивающие технологии, к которым относится и мнемотаблицы. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образные модели, коллажи. Составляем таблицу таким образом, чтобы было как можно больше логических связок.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов. Например: Мнемотаблицу "Красный, желтый, зеленый" использую для закрепления знаний о сигналах светофора (почему выбраны именно эти цвета, на что похожи сигналы светофора).
1 этап - сжатая информация по содержанию: что на ней изображено.
2 этап - материал занятия повторяется. Устанавливаются логические связи между элементами мнемотаблицы (буквы, предметы), например:
- Что означают буквы К, 3, Ж? (Сигналы светофора)
- На что похожи сигналы светофора? Очень интересные рассуждения детей, каждый ребенок по - своему отвечает, что означают эти буквы и на что похожи сигналы светофора. Вместе с детьми приходим к выводу. (Красный - "огонь", опасность. Желтый - "солнышко" оно и друг и враг, оно предупреждает. Зеленый - "луг", это покой, отдых, безопасность).
Мнемотаблицу "Дорожные знаки-лучшие друзья водителей и пешеходов" использую для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).
Так же предлагаю детям заучивать правила дорожной безопасности способом эйдотехники (эйдос - образ). Способ эффективен для детей с преобладающей зрительной памятью. Сначала предлагаю детям поиграть в разведчиков, зашифровать какое - нибудь правило поведения, стихотворение, загадку. А затем кодируем стихи вместе с детьми, обговариваем, как можно изобразить рисунком каждую фразу стихотворения. Получаются стихи в рисунках - символах, понятных детям, так как они сами предлагали образы для кодирования слов. Секрет прост: каждая часть изображения соотносится с определенным рисунком, с каким - то символом. Рассказывая стихи, ребенок переходит от одного рисунка к другому. Таким образом, можно кодировать большие объемы стихов, правила.
Я убедилась, что эти новые направления работы дают положительные результаты. За годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения моими воспитанниками. Считаю, что эти направления работы должны всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.