Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения

Разделы: Информатика, Администрирование школы


Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация. За прошедшее десятилетие были приняты и реализованы несколько федеральных и региональных программ, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, результатом которых явилось: обеспечение всех школ компьютерами; 100% доступ к Интернет; повышение уровня компетентности педагогов по работе с Интернет; обеспечение образовательных учреждений базовым лицензионным пакетом программного обеспечения; разработка и создание коллекции ЦОР; организовано дистанционное повышение квалификации педагогов; реализуются проекты в области технологий дистанционного обучения учащихся по профильным курсам; создание информационных ресурсных центров.

Современное время войдет в историю как время формирования информационного общества. Школа и общество не могут существовать отдельно. Поэтому процесс информатизации общества естественно влечет за собой и информатизацию образования, что означает - в информационном обществе и школа должна быть информационной. Сейчас перед администрацией образовательного учреждения стоит непростая задача по созданию информационно - образовательной среды школы, которая включает в себя следующие компоненты: программно-аппаратная организация информационной школы, учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, организация деятельности педагогического коллектива.

Образовательная среда - функционирование конкретного учреждения образования. То есть образовательная среда составляет совокупность таких факторов, как материальные, пространственно-предметные, социальные, межличностные отношения. Все эти факторы тесно связаны друг с другом, они дополняют, обогащают друг друга. С одной стороны влияние этих факторов оказывается на всех субъектов образовательной среды, с другой стороны субъекты активно организовывают, создают образовательную среду, также оказывая на нее определенное воздействие.

Информатизация образования, ее возможности и развитие стали рассматриваться по- новому в свете развития вычислительной техники в 90-е годы прошлого века. По-мнению, Я.А. Ваграменко, А.В. Хуторского и Н.В. Брановского, основой проектирования и моделирования новой обучающей среды ("информационная образовательная среда") и обучающего пространства ("информационное образовательное пространство") станут информационные технологии.

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером: информационная среда не только является проводником информации, но и активно воздействует на ее участников.

Информационная среда предоставляет возможность получения необходимых для него сведений, а умение получать информацию и преобразовывать ее приобретается в процессе обучения. Ю. А. Шрейдер выражает это так: "В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать".

Выделяют три основных аспекта информационной среды: одна из сторон деятельности человека; система исторически сложившихся форм коммуникации; информационная инфраструктура.

Многими авторами понятие информационно-образовательной среды дается однозначно и непротиворечиво: "Информационно-образовательная среда - совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности" (Л.Н. Кечиев, Г.П. Путилов, С.Р. Тумковский).

Информационно-образовательная среда - это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники. Данная среда обеспечивает технологическими средствами информационное обеспечение всех участников образовательного процесса. Основной целью информационно-образовательной среды является информационная поддержка учебного процесса и управления учебным заведением, информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеклассных мероприятиях.

Информационно-образовательная среда - это "системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера".

Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" своей целью поставила "создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: единство образовательного пространства; повышение качества образования; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий".

Среди задач федеральной целевой программы следует выделить следующие: "предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе".

Поэтому главной задачей образовательного учреждения явилось создание информационной среды. При создании информационной среды необходимо решить следующие задачи: создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты; сформировать коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями; предоставить возможность всем участникам образовательного процесса общаться между собой и иметь доступ к общим ресурсам.

Кто же является пользователем информационной среды? Это все участники образовательного процесса - администрация школы, учителя, ученики, их родители, представители общественности.

Кто же формирует информационную среду образовательного учреждения? Это и учитель в отдельности, который определяет содержание программы непосредственного своего предмета и курса, со своими выработанными методом и стилем преподавания. Это и педагогический коллектив образовательного учреждения, который определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр. Это и государство как общественный институт, который определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

Информационно - образовательная среда школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом.

Информационно-образовательную среду школы можно рассматривать, как эффективную образовательную систему, которая позволяет более эффективно и качественно осуществлять дифференциацию обучения, повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивает наглядность представления практически любого материала. Все перечисленные факты являются необходимым условием достижения нового качества образования.

Для того чтобы создание информационно-образовательной среды было успешным, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей, их законных представителей).

При формировании информационно-образовательной среды нашего образовательного учреждения, были поставлены следующие задачи: укрепление материально-технической базы; необходимость подготовки педагогических работников в области ИКТ; создание электронной школьной медиатеки; создание школьного сайта, как источника информации для всех участников образовательного процесса; организация муниципального ресурсного центра по ИКТ.

Формирование информационной среды происходит постепенно в несколько этапов, каждый из которых зависит от таких факторов, как материально-техническое оснащение и подготовка кадров в области ИКТ.

Первый этап - создание информационной среды с использованием одного компьютера, который был получен в 2001 году, и установлен односторонний Интернет. Работа участников образовательного процесса была ограничена и организована по очереди. На данном этапе была сформирована минимальная, но достаточно работоспособная информационно-образовательная среда.

Второй этап - организация внутренней сети: наличие компьютеров на столах у реальных пользователей, общего сервера и специального программного обеспечения, предназначенного для организации персонального доступа участников учебного процесса к общей информационной базе. В реальности мы получили следующее. В 2003 году в рамках государственной программы кабинет информатики пополнился 5 ПК, которые были организованы в локальную сеть. Работа кабинета информатики разделалась на две части: непосредственно проведение уроков информатики и работа по информатизации школы. Данный факт, позволил не только учителю информатики, но и другим учителям-предметникам, а также учащимся факультативов и элективных курсов использовать ИКТ.

Третий этап - подключение образовательного учреждения к Интернету, что позволило выйти на более высокий уровень функционирования информационной среды. Был создан школьный сайт, который предоставляет открытый доступ всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к информации о школе. Школьный сайт - это: интерактивное общение участников учебного процесса; размещение информации для всеобщего просмотра; достижения учащихся и педагогического коллектива. Для администрации стало возможным передача и получение информации по электронной почте.

Следующий этап - постепенное обеспечение компьютерами и оргтехникой все предметные кабинеты и объединение их в локальную сеть. Выполнение этого этапа началось с установки компьютеров в кабинет биологии, химии и начальных классов. В настоящее время мы имеем интерактивную доску, четыре мультимедийных проектора.

Что касается задачи повышении квалификации педагогов в области ИКТ - выполнена на 90%. Почти все учителя нашей школы прошли курсы "Интернет-технологии для учителя-предметника". После данного обучения компьютер стал активно использоваться нашими педагогами: активное использование ресурсов Интернет для подготовки к урокам и внеучебным мероприятиям, разработка компьютерных тестов и применение на уроках компьютерного тестирования, использование электронных ресурсов для подготовки учащихся к итоговой аттестации. Учителя-предметники занятиях проводят мультимедийные уроки, занятия с использованием компьютера. Пополнение технической базы позволило делать цифровые фотографии, демонстрировать презентации, пользоваться энциклопедиями, обучающими программами не только в среднем и старшем звене, но и в младшей школе.

Большое внимание уделяется формированию ИКТ-компетентности у наших учащихся, поскольку без формирования соответствующей технологической инфраструктуры никакое дальнейшее развитие процессов информатизации школы невозможно. Информатика преподается в школе с 5 класса, второй год организован информационно-технологический профиль.

Создание информационной среды позволяет говорить о повышении качества управленческой деятельности администрации.

Создание базы данных педагогов, учащихся, работников школы, деловая графика, программы для создания расписаний уроков стали традиционными и являются оперативным средством для управленческой деятельности.

На данный момент на базе школы создан муниципальный ресурсный центр по информатизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений Перелюбского района. Основной целью ресурсного центра является обеспечение равных условий повышения квалификации педагогических работников на основе интеграции современных информационных технологий учебного и методического назначения. Задачами ресурсного центра является: формирование информационной и технологической культуры педагогов; удовлетворение профессиональных потребностей работников образования района путем организации доступа и оперативного предоставления научно-методической информации из фондов регионального центра по информатизации учебно-воспитательного процесса; организация консультирования и обучения с использованием дистанционных технологий; содействие в развитии дистанционного образования школьников;

В перспективе развития школы - совершенствование информационной среды школы: создание информационного библиотечного центра с доступом в Интернет; установка и использование административных программ для школы; укрепление материально-технической базы по ИКТ; пополнение школьной медиатеки; постоянное повышение квалификации педагогов в области ИКТ.

Литература.

1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2003.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. // М., - 1995. 336 с.

3. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 1995. 220 с.

4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования - новая учебная дисциплина. // В сб. Материалы ХVI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк: МОО ФНТО "Байтик", - 2005. С. 102-104.

5. 6. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // М.: ГНИИСИ, - 1998.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2001.

7. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 1991. №1. С. 3-10.