Гражданско-патриотическое воспитание воспитанников школы-интерната с использованием современных методов и средств информатизации

Разделы: Внеклассная работа


Ребенок не созревает сначала, а затем воспитывается и обучается;
он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых
осваивая то содержание культуры, которое создало человечество.
С.Н. Рубинштейн

Приложение

В настоящее время в России на фоне глубоких социальных, экономических, демографических изменений чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – труднорешимая проблема. Ее социальные корни глубоки и ранимы. Целый ряд факторов повлиял на ослабление внутрисемейных связей: характерный признак последних лет – распространение социального сиротства, определяемого ухудшением жизни российских семей, падением нравственных устоев, изменением отношения к детям вплоть до отказа от воспитания и полного вытеснения их из семьи. До сих пор остается малоизучаемой и непонятной природа аномального материнского поведения – отказ от своего ребенка.


Рис.1

Поведение воспитанников школы-интерната, оказавшихся сиротами при живых родителях, сопряжено с такими факторами, как ожесточенность, агрессия, потеря доверия к миру взрослых. Сложность их характеров, недоверие к нам, взрослым, заставляют искать те средства, методы и приемы, которые помогли бы зажечь огонек надежды в их глазах.

Школа - интернат, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.


Рис. 2

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа-интернат.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы - интерната использование средств информатизации, современного содержания форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.


Рис. 3

Использование мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. Кроме того, это способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между воспитанниками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных воспитательных ситуациях, где воспитанники, изучая новый материал, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями.

Появившаяся и постоянно пополняющаяся медиатека в нашей школе является результатом изучения истории своего отечества, жизнь России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни и многое другое. Презентации, созданные мною совместно с детьми мы используем на классных часах, беседах, школьных мероприятиях. Воспитанники с удовольствием занимаются этой работой.


    Рис. 4

В своей работе использую мультимедиа-технологии для приобретения дополнительных знаний (виртуальные музеи, памятники Боевой Славы, виртуальная экскурсионная работа по старинным русским городам, святым местам, знакомство с памятниками культуры, искусства и быта Курской области и др.), так как имеются сложности физического доступа воспитанников к реальным центрам обучения и воспитания. В случае использования технологий удаленного доступа к информации (например, посредством сети Internet) говорят о дистанционном воспитании.

Обращение к региональному компоненту на занятиях, беседах, классных часах с использованием мультимедийных технологий, его разумно организованное изучение является мощным средством развития и гражданско-патриотического воспитания современной молодёжи. Оно не только повышает интерес к изучаемой теме, но и воспитывает любовь к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. На занятиях школьники знакомятся с социально-экономическим положением Курской области, традиционными праздниками и обрядами, видами декоративно-прикладного искусства, семейными традициями. При изготовлении различных поделок, газет, рисунков на тему Родина, родная природа, родной дом, родное село, история своего народа обязательно приведут детей к переживанию, к пониманию добра и зла, любви, сострадания. И тогда более важным становится не то, как сделали дети, а то, что создали.



Рис. 5–7

Поэтому можно сказать, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.


Рис. 8

Цель моей работы заключается в следующем: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Большую помощь в воспитании патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины оказывает проведение классных часов, бесед, игр, экскурсий с использованием мультимедиа, которые способствуют:

  • углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
  • более содержательному знакомству с историей своей страны;
  • углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
  • воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
  • пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей стране, традициям русского народа, народным промыслам. Классные часы, посвященные природе родного края, позволят расширить знания воспитанников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение комнаты, высадка зеленых насаждений в парке или на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха на ней...

Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество - пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволят познакомить детей со славными подвигами богатырей святорусских — защитников земли Русской. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Так как немаловажную роль в воспитании детей играет работа по нравственному воспитанию, становлению и сплочению детского коллектива. Передо мной при этом стоят важные задачи:

  • развивать у учащихся коммуникативные навыки;
  • способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
  • познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
  • стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
  • формировать понимание значения дружбы для каждого ребенка.
  • А добиться мне желаемого результата в своей работе помогают функции:
  • информационно-образовательная;
  • формирующее – развивающая и коррекционная;
  • мотивационно – мобилизующая;
  • создание условий для гражданско-патриотического самосовершенствования.

Вся работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Воспитание детей уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в воспитательной деятельности. И правильно организованные и проведенные классные часы помогут классному руководителю в этом сложном и тонком деле.


Рис. 9

Чем чаще воспитатель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше шансов сплотить и сдружить детский коллектив.

Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перестает в любовь к Родине, своему народу.



Рис. 10–12

Так же особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в творческих объединениях: будь это кружки “Компьютерный мир”, "Домоводство" и "Рисуем сами", спортивная секция.



Рис. 13–15

Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания с использованием информационных технологий является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных национальных праздниках и - разнообразных творческих конкурсах. Таких как "Я никогда не видела войны", "Герои былых времен", "Весенняя неделя добра", “Не забыть нам этой даты ", "Масленица" и др. У школьников отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других национальностей.


Рис. 16

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает самостоятельность педагога и творческую интерпретацию. С его помощью можно вовлечь ребят в интересную, значимую для них деятельность, раскрыть перед ними прекрасный мир Искусства и Природы, научить бережно относиться ко всему, что их окружает. При поощрении творческого начала и стимуляции образного компонента мышления не только нет признаков групповой агрессии (что характерно для воспитанников школы - интернатов), но и формируется коллективная установка на поддержку творческих усилий каждого, повышается терпимость друг к другу и окружающим. Дети, еще, казалось бы, вчера колючие и недоверчивые, отчаявшиеся нащупать твердую почву под ногами, находят друзей среди взрослых и сверстников, обретают веру в свои силы и возможности.


Рис. 17

Самое важное условие для всестороннего развития ребенка – его основополагающее доверие к миру и окружающим людям. А это возможно, если ребенок чувствует заинтересованность, доброе, теплое к нему отношение, поддержку со стороны тех, кто составляет его “тыл”.


Рис. 18

Используемая литература:

  1. О.В. Воронкова. “Информатика”, методическая копилка преподавателя, Ростов-на-Дону, 2007.
  2. А.В. Роготнева. “Организация воспитательной работы в интернатных учреждениях”, пособие для педагогов. М., 2008.