Воспитательная система класса "Формирование социальных установок личности обучающихся"

Разделы: Классное руководство


Анализ воспитательного процесса в среде современных подростков позволяет вывить основную проблему ребёнка - это социализация, трудности с тем, чтобы занять своё место в обществе.

Подросток не всегда видит свои перспективы, плохо представляет собственные возможности, редко пробует себя в разных видах деятельности. Такая ситуация приводит к тому, что, взрослея, школьники не имеют активной позиции не только по отношению к своему городу, к своей стране, но и к своей жизни.

Таким образом, проблема заключается в воспитании у обучающихся умений самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё, транслируя по жизни гуманистические ценности. Подросток должен быть уверен в себе, активен, не бояться трудностей, должен быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии с поставленной целью; уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других.

Внедрение данной воспитательной системы даёт возможность постоянного творческого обновления, развития личности, её совершенствование, возможность обеспечить подростку понимание самого себя, будет способствовать выполнению его социальной роли в учебной, трудовой, общественной деятельности.

Необходимость социализации воспитательного процесса в классном и школьном сообществе обусловлена и некоторыми особенностями образовательного учреждения.

  • Во-первых, в классе обучаются совместно школьники, воспитывающиеся в семьях и воспитанники детского дома имени Д.М. Карбышева (около 21 % ребят не имеют родителей), что, несомненно, осложняет организацию воспитательного процесса в классе. В современных условиях развития общества именно школе отводится важная социальная миссия - создание условий для успешной социализации учащихся как воспитывающихся в семьях, так и воспитанников детского дома. Это невозможно без включения детей в деятельность по приобретению необходимых знаний, взаимодействия с социальными институтами. Особое место отводится семье как главному носителю ценностей общества.
  • Во-вторых, микрорайон, прилежащий к образовательному учреждению представляет собой городскую окраину, не обустроенную для проведения досуга, социально полезной деятельности. В микрорайоне не расположены культурные, досуговые учреждения. Решать данную проблему приходится классным руководителям и администрации школы.
  • В-третьих, социальный портрет класса позволяет констатировать наличие семей группы риска, что, безусловно, не способствует развитию классного коллектива и учащихся.

Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого обучающегося класса, способного к постоянному совершенствованию в социальной, правовой, коммуникативной и информационной сферах деятельности, пропагандирующего здоровый образ жизни и способного к осознанному самоопределению.

Задачи:

  • Воспитание гражданина своего города и своей страны.
  • Создание условий для воспитания у обучающихся лидерских качеств и развития у них творческих способностей.
  • Создание условий для эффективного использования и совершенствования культуры проведения свободного времени школьников.
  • Внедрение в воспитательную систему психологических средств, обеспечивающих личностное саморазвитие обучающихся, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

Этапы реализации воспитательной системы

I этап - Проблемно-диагностический

Этап предусматривает:

  • проблемно-ориентационный анализ состояния воспитательной системы класса;
  • составление на основе диагностических материалов и исследований выводов, которые помогут в решении выявленных проблем;
  • изучение передового опыта и научно-теоретической литературы;
  • разработка психолого-педагогического, диагностического и методического обеспечения;
  • определение направлений работы по внедрению разработанной целостной воспитательной системы по теме "Формирование социальных установок личности обучающихся".

В процессе диагностики и совместного обсуждения с родителями, школьным психологом и социальным педагогом были выявлены недостатки и проблемы в воспитательной системе классного коллектива:

  • низкий уровень сформированности нравственной направленности личности ребёнка;
  • слабое развитие индивидуальных особенностей подростка;
  • неопределенность технологии мониторинга изменений в развитии личности школьника и классного коллектива.

Чтобы оценить, насколько классный руководитель ориентирован на индивидуализацию воспитательного процесса, нужно выделить основные объекты, за которыми будет осуществляться постоянное наблюдение. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • кого я воспитываю? (характеристики ученика как субъекта воспитания)
  • чему и с помощью чего воспитываю? (характеристика воспитательной и образовательной среды)
  • как я воспитываю? (характеристики воспитательного и образовательного процесса)

Это преследует цели: уточнение идеального образа субъекта воспитания; сравнение с ним сегодняшнего состояния воспитанников; выработка плана действий по достижению идеального образа.

Отвечая на вопрос: "Кого я воспитываю?", необходимо изучить индивидуальные характеристики личности каждого ребёнка, от которых зависит воспитание, а именно: физиологические особенности; особенности интеллекта; познавательные интересы; увлечения; отношение к учёбе; самостоятельность; темп учебной деятельности (высокий, низкий).

Затем выделить те качества, на которые классный руководитель может оказать непосредственное влияние, и те, которые надо воспринимать как данное и искать средства для адаптации воспитательного процесса.

Качества, на которые возможно оказать непосредственное влияние Качества, для которых идёт адаптация воспитательного процесса
Отношение к учёбе Особенности интеллекта
Познавательные интересы Физиологические особенности
Самостоятельность Темп учебной деятельности
Увлечения  

После обработки данных в социально-психологическом центре "Доверие", подробного анализа полученных результатов необходимо предположить возможные способы влияния на одни качества и способы адаптации воспитательного процесса к другим. <Приложение1>

В планировании ориентируюсь на личностные приращения у обучающихся, которые должны найти отражения, когда рассматриваю результаты воспитательного процесса после завершения учебного года: личностные качества, коммуникативные качества и качества организатора.

Следующий шаг диагностических мероприятий - это ответ на вопрос: Чему и с помощью чего воспитываю? Он включает характеристику воспитательной и образовательной среды. Всё, что окружает и непосредственно воздействует на человека, представляет собой воспитательную среду.

Из результатов педагогических исследований видно, что на школьника оказывают влияние следующие факторы:

  • взаимодействие субъектов воспитательного процесса, эмоциональная атмосфера в школе, классе, дома;
  • пространственно-предметное окружение ученика;
  • организация воспитательного процесса;

В связи с этим выделяю основные характеристики, которым должны соответствовать атмосфера и стиль взаимодействия субъектов воспитательного процесса:

  • обеспечение демократических норм взаимодействия детей и взрослых
  • взаимное уважение, поддержка индивидуальности
  • сотрудничество и сотворчество
  • отношение педагогов к личности ребёнка и его мнению как к ценности
  • признание особенностей ученика, значимости его интересов, склонностей.

Провожу оценивание, насколько атмосфера в школе, в классе, дома соответствует выделенным параметрам:

Характеристики атмосферы школы, класса, семьи присутствует частично присутствует не присутствует
Взаимодействие учитель-ученик-родитель базируется на демократической основе   +  
Взаимное уважение взрослых и детей +    
Сотрудничество   +  
Поддержка индивидуальности +    
Отношение педагогов, родителей к личности ребёнка и его мнению как к ценности   +  
Признание особенностей ребёнка, значимости его интересов, склонностей +    

Выделяю причины несоответствия, если оно имеет место. Затем оцениваю пространственно-предметное окружение ученика: материально-техническую базу (для проведения кружков, секций) и средства воспитания. <Приложение2>

Главная проблема - как я воспитываю? Включает характеристики воспитательного и образовательного процесса, со следующими категориями:

какие методы воспитания преобладают в деятельности - методы формирования сознания, стимулирования, организации деятельности и формирования опыта поведения, воздействия на интеллектуальную, волевую сферу.

формы организации познавательной деятельности - коллективные, индивидуальные, групповые.

II этап - Проективный

Он предполагает создание воспитательной системы класса <Приложение3>

III этап - Деятельностный

Этап предусматривает реализацию следующих направлений деятельности.

1 БЛОК - усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, характерных для социально-активной личности.

"Воспитывать человека, - подчёркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути". Я стараюсь вывести воспитательный процесс за рамки классных часов и специально подготовленных мероприятий. Работа концентрируется по видам деятельности, среди которых я отвожу особую роль ценностно-ориентированной деятельности, развитию способности учащегося самостоятельно строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя во всех сферах межличностных отношений.

Основными формами работы нашего класса являются: участие в соревнованиях, конкурсах; творческий отчёт класса с участием родителей; часы общения, диспуты, дискуссии, "круглые столы"; экскурсии, походы; участие в подготовке тематического классного часа; участие в школьных коллективных творческих делах. В ходе которых реализуются личностно-ориентрированные позиции всех участников классного сообщества: диалогическое общение взрослого и ребёнка; сотворчество и сотрудничество детей и взрослых; индивидуализация; свободное выражение учениками своего мнения без опасения критики; ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

В связи с этим строю свою педагогическую деятельность в режиме воспитательных событий. В жизнь ребят вводятся эмоционально значимые дела, творцами и участниками которых становятся сами подростки. Каждое мероприятие в этом случае для ребят становится своеобразным открытием, будь то посещение театра или час общения.

В работе с детьми выступаю в роли старшего товарища, фасилитатора, способного оказать помощь ученикам в самопознании, самоопределении, самореализации. С этой целью уделяю внимание деловому и неформальному общению в детском коллективе, развитию коммуникативной культуры школьников. Тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и культуры позволяют не только значительно обогатить воспитательный процесс, но и способствует его эффективности.

2 БЛОК - взаимодействие с семьёй.

Направление нацелено на вовлечение родителей в совместную деятельность, ориентированную на создание единого воспитательного пространства, активную социализацию обучающихся.

Новая образовательная парадигма позволила родителям стать субъектами образовательного процесса, другими словами, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Многие качества личности школьника изначально формируются в семье, поэтому её роль трудно переоценить. Именно микроклимат семьи создаёт атмосферу, которая поддерживает интерес ребёнка к творчеству, самореализации, а, значит, и активной социализации.

Вовлечение родителей в жизнедеятельность класса привело к следующим результатам деятельности:

1) возрастание заинтересованности родителей во взаимодействии с классным коллективом, и школой;

2) преодоление противоречий между семьёй и школой путём вовлечения родителей в совместную деятельность.

3 БЛОК - социальное партнёрство.

В рамках развития государственно-общественного управления образовательными учреждениями в нашем классном и школьном сообществе происходит налаживание связей с социальными партнёрами, с представителями общественности. <Приложение4>

Для более продуктивного процесса воспитания сформирована педагогическая команда класса - добровольное и неформальное объединение учителей, преподающих в классе, являющихся социальными партнёрами классного руководителями, обучающихся и их родителей. Такое взаимодействие педагогов в рамках команды позволяет обеспечить единство профессиональных взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного коллектива, а также актуализировать вопросы воспитательной деятельности в сознании педагогов.

Формами педагогического взаимодействия являются малые педсоветы; психолого-педагогические консилиумы; "круглые столы"; совместные консультации для родителей, а содержанием - ситуативное реагирование.

4 БЛОК - работа классного самоуправления в системе детской организации СМиД

Считаю, что в режиме самоуправления формируются отношения, которые придают взаимодействию учеников характер сотрудничества, совместного бытия (со-бытия) в пространстве деятельности и общения. А такое со-бытие детей в общности делает каждого из них самобытной личностью, творческой индивидуальностью.

В своей воспитательной системе использую следующие формы работы: наставничество; школа актива; волонтёрская работа.

За слабоуспевающими подростками закреплены ребята, которые способны оказать им реальную помощь. Раз в неделю проходит планёрка для актива класса, где каждый из отделов отчитывается перед мэром города о проделанной работе, представляет план на будущее, путём конструктивного диалога решаются текущие вопросы.

5 БЛОК - Реализация направлений программы ОУ по духовно-нравственному развитию "Помоги себе сам".

По результатам диагностических материалов, вследствие недостаточной сформированности ценностных и нравственных ориентиров подростков возникла потребность сделать акцент на духовно-нравственное развитие каждого члена классного коллектива. В своей воспитательной деятельности стараюсь развивать у детей такие качества, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужественность, честность, благородство, толерантность, креативность, автономность, чтобы мои воспитанники выросли настоящими людьми. Ребёнок учится спрашивать с самого себя, тем самым, формируя голос внутреннего "Я".

В классе действует совет чести, где рассматриваются проблемы отдельных учеников по учёбе и поведению, отслеживаются изменения, в случае необходимости назначается наставник из числа одноклассников. Подростки посещают факультатив "Основы православной культуры", где они изучают национальную культуру своей Родины, знакомятся с богатым духовно-нравственным наследием России.

6 БЛОК - Реализация направлений программы ОУ "Школа - территория здоровья".

Главным считаю использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации обучающимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Существенным является то, что ребята понимают важность здорового образа жизни и ответственность перед собой и своим будущим. Акцент ставлю на примеры спортивных семей класса, где родители прививают ребятам основы ЗОЖ, занимают активную жизненную позицию.

Вместе с классным коллективом выступаем в разработке и участии школьных Дней здоровья. Ведём просветительскую деятельность: занимаемся организацией встреч со специалистами, выпуском тематических информационных буклетов. Каждый учебный день в школе начинается с утренней зарядки, ребята класса стали инициаторами проведения динамических перемен для детей начальной школы.

IV этап - Аналитико-рефлексивный

Этап включает в себя: анализ и обработка данных; соотношение результатов с целью и задачами; корректировка воспитательной системы, критериев оценки результативности данной системы.

В качестве изучения результативности воспитательной системы класса использую:

  • методику Г.Н. Казанцева изучения общей самооценки обучающихся;
  • методику В.В. Синявского и Б.А. Федоришина "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей";
  • методику М.И. Шиловой "Изучение воспитанности обучающихся";
  • методику П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой "Диагностика личностного роста школьников".

Результатом воспитательной системы класса является смена позиций (незаметных ни для подростка, ни для взрослого):

В результате данной воспитательной системы "Формирование социальных установок личности обучающихся" подросток становится улучшателем собственной жизни. Взрослый призван сохранить его индивидуальность, особенность и самобытность, подготовить к жизни в обществе.

Предполагаемые результаты

Включение каждого члена классного сообщества в предложенную воспитательную систему приведёт к повышению значимости воспитания социально активной личности.

Создание общих смысловых доминант воспитательного пространства будет соответствовать нравственно-гуманистической парадигме образования.

В качестве предполагаемого результата выделяю формирование обучающегося как самостоятельной, развитой личности. Такой подросток способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся социуме. Эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других, принимать решения.

С этой целью совместно с родительской общественностью и педагогической командой класса на переговорной площадке были выработаны индикаторы результативности воспитательного процесса:

  1. личностное развитие ребёнка, степень его изменения в сравнении с самим собой: каким был и каким стал;
  2. разработка и реализация индивидуальной программы перспективного развития каждого ребенка по достижению идеального образа;
  3. защищённость и комфортность ребёнка в классе;
  4. уровень развития классного коллектива;
  5. проявление индивидуальности класса, его репутация;
  6. положение ребёнка в детском коллективе;
  7. удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе;
  8. сохранение и укрепление здоровья, воспитание ценностей здорового образа жизни;
  9. построение школьного мира, в котором подросток полноценно живёт, реализует свой интеллектуальный, духовный, творческий потенциал.

Литература

1. В помощь классному руководителю. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Изд. ООО "Красико-Принт", 2005. - 176с.

2. Григорьев Д. Роль классного руководителя в организации детского самоуправления // Народное образование. - №4. - 2007.

3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеурочной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания, 2005. - 192с.

4. Иванов А. Педагогическая культура классного руководителя// Воспитательная работа в школе. - №1. - 2006.

5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.). - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512с.

6. Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - №6. - 2006.

7. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

8. Рожков М.И.. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256с.

9. Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы). Изд. 5-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 416с.

10. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.