Цель: Закрепить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное".
Задачи:
Образовательные: обобщить знания учащихся по теме " Имя существительное", активизировать использование полученных знаний об имени существительном;
Коррекционные: Развивать зрительное и слуховое восприятие, через узнавание, запоминание и воспроизведение имен существительных с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий. Повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений.
Воспитательные: Воспитывать мотивацию к обучению, а так же самостоятельность и навык аккуратного письма.
Оборудование: опорные таблицы, тестовые задания, ТСО, сигнальные красные и зеленые карточки, словарь, предметные картинки, индивидуальные "карточки-помощницы" для слабых учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. Настрой на урок:
- Ребята, закрыли глаза, повторяем за мной:
" У меня сейчас урок русского языка, я все знаю, меня все любят, у меня все получиться". Открываем глаза.
- Сегодня у нас обобщающий урок по теме " Имя существительное" и проходить он будет в виде ответов на тесты.
Что такое тест?
Тест - это испытание, специальное задание ученику, для того чтобы определить его способности.
- А теперь, ребята, давайте вспомним, что такое имя существительное?
Посмотрите на карточки, прочитайте задание. Тест 1(карточки):
Допишите пропущенные слова:
Имя существительное-это часть речи, обозначающая :: и отвечающая на вопросы- ::::.?
Итак, ребята давайте сделаем вывод, что же называется именем существительным.
- Ребята, в следующем задании, необходимо выписать из списка имена существительные и доказать что это именно имена существительные, а не другая часть речи. (Тест 2)
Школа, белая, магазин, читать, интересный, ягода, работать, зима, синее, белка.
(2-3 ученика называют имена существительные, дают определение существительным.)
II. Орфографическая минутка.
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с незаполненным кроссвордом. Вы должны заменить предложение, одним словом-именем существительным.
1. Работница по изготовлению швейных изделий. (Швея)
2.Что-то тайное, неизвестное. (Секрет).
3. Рабочий по изготовлению деревянных изделий. (Столяр.)
4. Лечебное заведение, где люди лечатся. (Больница)
5. Мебель, стоящая в классе, необходимая ученику. (Парта.)
1.Ш | В | Е | Я | ||||
2.С | Е | К | Р | Е | Т | ||
3 .С | Т | О | Л | Я | Р | ||
4.Б | О | Л | Ь | Н | И | Ц | А |
5.П | А | Р | Т | А |
- Ребята, орфографическая минутка закончена, обратите внимание, какое слово получилось по вертикали. Какая это часть речи? Докажите что это имя существительное?
Продолжаем работать с тестами. (Коллективная работа, тест № 3)
- На доске написаны имена существительные, указать стрелочками какого они рода, объяснить.
Озеро Мужского рода Голубь Женского рода Урожай Среднего рода Герой ягода
- Ребята, сейчас я вам раздам карточки, каждый будет выполнять самостоятельно полученное задание. (Тест № 4)
Раздаю карточки разного уровня сложности:
- 4 уровень - вставить проверяемые безударные гласные
- 3 уровень- вставить безударные гласные, подобрать проверочные слова
- 2 уровень - вставить безударные гласные (работа с орфографическим словарем)
- 1 уровень- вставить безударные гласные, составить предложения.
IV. Физкультминутка.
- Я буду называть имена существительные 1-го склонения, если вы услышите имя существительное с окончанием на - а, то повернитесь друг к другу, обмениваясь хлопками, а если вы услышите имя существительное с окончанием на -я, то присядьте.
VI. Словарная работа.
- Ребята, вы сможете назвать новое слово, с которым мы с вами познакомимся, если прочитаете пары слов на доске и определите, как они связаны по смыслу.
- Магазин - продавец
- Больница - врач
- Театр - актер
- Ракета - ::..
- Что обозначает первое слово? (место работы)
- Что обозначает второе слово? (профессию)
- Назовите профессию человека, управляющего ракетой? (космонавт)
- Правильно. Придумайте, предложение с этим словом. ( Юрий Гагарин был первым космонавтом.)
VII . Работа с сигнальными карточками (тест №5)
- Продолжаем наш урок. Вспомните, что такое склонение? Выберите правильный ответ и покажите на сигнальной карточке. Объясните.
Склонение - это:
1. изменение имен существительных по числам.
2. изменение имен существительных по родам.
3. изменение имен существительных по падежам.
VIII.Групповое задание (тест №6)
1 группа | 2 группа |
Подобрать вопросы по падежам к
одушевленным именам существительным. (даны карточки) |
Подобрать вопросы по падежам к
неодушевленным именам существительным. (даны карточки) |
IX. Фронтальный опрос (тест №7)
- Выберите, слова из ряда и впишите их номера туда, куда считаете нужным
- Единственное число -
- Множественное число -
На доске: 1 цветение, 2 костер, 3 механизм, 4 сокровища, 5 лес, 6 карандаши, 7 руки.
X. Домашнее задание.
Итог урока.
- О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- И закончим мы наш урок высказыванием известного писателя о русском языке.
"Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Писатель А. И. Куприн"