Цели урока:
- обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Механические явления”, научить решать задачи;
- развивающая: развить интеллект и речь учащихся, навыки самостоятельной и аналитической работы, практические умения и навыки;
- воспитательная: воспитать интерес к изучению предмета, чтению литературы и бережное отношение к оборудованию.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование:
- колба с водой,
- дробина,
- крышка,
- часы,
- линейка.
Формы и методы работы:
1. Творческое задание;
2. Экспериментальное задание;
3. Фронтальная беседа;
4. Выполнение теста;
5. Решение задач.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Оглашение темы урока.
Мы с вами познакомились с многообразием механических явлений, с основными величинами, характеризующими такой процесс как движение. Вы знаете, что физика – наука экспериментальная и поэтому перед нами стоит проблема: подтвердить с помощью эксперимента наши знания. Тема нашего сегодняшнего урока – это подготовка к контрольной работе.
4. Творческое задание.
5. Фронтальная беседа.
А теперь давайте вспомним основные определения и формулы
1. Что такое механическое движение?
2. Какое движение называют равномерным?
3. Какое движение называют неравномерным?
4. Какое движение называют вращательным?
5. Какое движение называют колебательным?
6. Вставьте недостающие обозначения.
S = …t T = 1/… n = 1/… Vср = …/tобщ = 1/ … … = 2ПR / Т T = S / … … = S /t T = 2ПR / …
7. Подпишите оси на графиках
6. Экспериментальные задания.
Мы повторили все, что необходимо для выполнения следующих заданий.
- Определите скорость движения дробинки в трубке с водой, используя линейку и часы.
7. Выполнение теста.
Вы знаете, что сейчас очень популярны задания в тестовой форме, причем такие, в которых задания не только на знание формул и определений, но и на умение применить свои знания в конкретной ситуации.
1. Путь – это …
а) длина траектории;
б) линия, вдоль которой движется тело;
в) вектор, соединяющий начальное и конечное положения тела.
2. Единица измерения скорости в системе единиц СИ
а) м/с;
б) км /с;
в) м /ч.
3. Амплитуда колебаний – это …
а) число колебаний за единицу времени;
б) время, за которое тело совершает одно полное колебание;
в) максимальное расстояние, на которое тело отклоняется от положения равновесия.
4. Волна – это …
а) процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени;
б) движение, которое точно или приблизительно повторяется через 1с;
в) движение тела с изменяющейся скоростью.
5. Период колебаний измеряется
а) с; б) м; в) Гц.
6. Скорость равномерного движения тела увеличилась в два раза. Как при этом изменяется пройденный телом путь за тоже время?
а) не изменяется;
б) увеличивается в 2 раза;
в) уменьшается в 2 раза.
7. Как изменится период колебаний математического маятника, если увеличить массу прикрепленного к нити тела в 2 раза?
а) не изменяется;
б) увеличивается в 2 раза;
в) уменьшается в 2 раза.
Класс: С какой скоростью летит пуля, если до мишени она долетает в два раза быстрее, чем доносится звук выстрела? Скорость звука в воздухе равна 340м/с.
8. Обсуждение итогов творческого задания.
9. Решение задач.
1. Автобус проехал первую половину пути со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью он должен ехать вторую половину пути, чтобы средняя скорость на всем пути была равна 48 км/ч?
2. Колеблющееся тело за четыре периода проходит 16 см.С какой амплитудой колеблется тело?
10. Обсуждение итогов экспериментальной задачи.
11. Итоги урока и оценивание.
12. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.