Задача: Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка.
Цели:
- Систематизировать знания по разделу "Повторение изученного в начальных классах", повторить изученные орфограммы.
- Развивать логическое и образное мышление.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оформление: Плакат с вращающимся штурвальным колесом, таблица результатов.
Ход игры
Эпиграф: "То, что мы знаем - ограничено, а то, чего мы не знаем - бесконечно". - П. Лаплас.
Объяснение игры: На столе плакат (примерно 4 листа ватмана, соединенные вместе), в центре которого укрепляется вращающееся штурвальное колесо. На одну из ручек штурвала прикреплена стрелка. При остановке штурвала она показывает на одну из станций. Таких станций пять: историческая, практическая, теоретическая, сообразительная и литературно-музыкальная (см. рис).
Класс разбивается на три команды (три ряда). По очереди каждый участник команды подходит к штурвальному колесу, раскручивает его и по остановившейся стрелке определяет, на вопрос какой станции он должен отвечать. Если представитель команды затрудняется в ответе, то ему помогают члены его команды. За правильный ответ команда получает жетон, который прикрепляется в таблицу результатов:
I команда | II команда | III команда |
Если стрелка покажет на литературно-музыкальную станцию, то звучит музыка или команда может проинсценировать басни И.А. Крылова, или отрывок из русских народных сказок. После исполнения этого номера испытанию подвергается следующая команда.
Вопросы "Исторической станции" (вопросы истории языка изучаются на уроках).
1. Каково происхождение слова сочетание?
Ответ: чета - два (слав.), со - вместе. (Понятие словосочетания можно дать при изучении темы "Словосочетания").
2. Каково значение слова паркет?
Ответ: паркет - слово заимствовано в XVIII веке из французского языка. Parquet - с исходным значением "огороженное место, помост, возвышение".
3. Каково происхождение слова предмет?
Ответ: предмет - словообразовательная калька с латинского языка - objectum. Слово появилось в русском литературном языке в первой трети XVIII века.
4. Какова история возникновения слова богатырь?
Ответ: богатырь - древнерусское заимствование из тюркского языка. Богатырь, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом -ырь.
5. Какова история происхождения слова вежливость?
Ответ: слово вежливость образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса -ьлив- (совр. -лив-) от неупотребительного сейчас вежа - "знаток", производного посредством суффикса -j- от въъ ти - "знать"; di>ж. Первоначально - "знающий, опытный", с XVI века употребляется и в современном значении.
6. Каково происхождение слов орфограмма и орфография?
Ответ: орфография - образовано от двух слов "орфос" - правильный, "графо" - пишу (греч.)
орфограмма - образовано от двух слов "орфос" - правильный, "грамма" - письмо(греч.)
7. Когда и из какого языка заимствовано слово уважать?
Ответ: заимствовано в XVIII веке из польского языка. Польское uwazac - быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать" - является производным от uwaga - "внимание, замечание".
8. Каково происхождение названия месяца август?
Ответ: август - заимствовано из старославянского. Старославянское аугоусть, авъгоустъ восходит к греческому augostos, которое в свою очередь, передает латинское augustus - "священный". Римляне дали название месяцу в честь первого императора Октавиана Августа.
9. Из какого языка заимствовано слово абажур?
Ответ: абажур - заимствовано из французского языка во второй половине XVIII века, первоначально со значением "окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света".
10. Каково историческое значение слова подражать?
Ответ: подражать - заимствовано из старославянского языка. Образовано суффиксально-префиксальным способом от драга - "дорога". Буквально значит "идти той же дорогой, что и кто-либо".
Вопросы "Теоретической станции".
1. Сформулируйте правило правописания проверяемой безударной гласной в корне слова. (параграф 7)
2. Сформулируйте правило правописания непроверяемой безударной гласной в корне слова. (параграф 7)
3. Сформулируйте правило правописания проверяемой согласной в корне слове. (параграф 8)
4. Сформулируйте правило правописания непроизносимых согласных в корне слова. (параграф 9)
5. В каких словах после Ж и Ш пишется Ю? (параграф 10)
6. Чем отличаются приставки от предлогов? (параграф 12)
7. Когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь? (параграф 11)
8. Какие части речи вы знаете? Привести примеры. (параграф 14)
9. Назовите падежи имен существительных. На какие вопросы они отвечают. (параграф 19)
10. Что такое словосочетание? Из скольких частей состоит словосочетание? (параграф 25)
11. Как устанавливается смысловая и грамматическая связь в словосочетании? (параграф 25)
Вопросы "Сообразительной станции".
1. Ребусы.
Что здесь написано? (см. рис.)
Ответы: очки ножка столица тень изба
2. Шарады
1) С буквой К - бери меня на покос,
А без буквы К - ужалю в нос (коса, оса).
2) С Ч - над морем я летаю,
С Г - в машинах нахожусь,
С М - тебя я одеваю,
С Л - собакою зовусь (чайка, гайка, майка, лайка).
3) С Б - смертельна я в бою,
С М - меха я пожираю,
С Р - актеру я нужна,
С С - для повара важна (боль, моль, роль, соль).
4) С М - я в море,
С В - я в поле,
С П - я в доме,
С Г - я в футболе (мол, вол, пол, гол).
5) Когда я с Д - меня сорвут,
Когда я с Г - на мне плывут (плод, плот).
6) С буквой Е - я в школе помогаю,
А с буквой О - морские волны разбиваю (мел, мол).
7) Мне не долго изменяться
С А - я рыба, с Ф - я птица (сазан, фазан).
8) Я с В - от непогоды вас крою,
А с Т - я землю рою (крот, кров).
9) Найти меня - простое дело,
Как ни хитри:
Я с Б - всегда снаружи тела,
А с К - внутри (бровь, кровь).
3. Загадки.
1) Первый слог - рабочий скот,
Второй - мера площади,
А в целом - самая большая река в Европе (Вол - га).
2) Первая - нота, второе - тоже,
А целое - на горох похожа (фа - соль).
3) Вначале октября
Ищи слог первый мой,
Вначале ноября - второй,
А в дом жилой войдешь
Там целое найдешь (ок - но).
4) Какая гласная буква и нота составляют название города? (У - фа).
5) Первая - нота, вторая - игра,
Целое встретишь у столяра (до - лото).
6) Начало слова - лес,
Конец - стихотворенье,
А целое растёт,
Хотя и не растенье (бор - ода).
Вопросы "Практической станции".
1. Разобрать слова холмистый, подлесок по составу. (параграф 5).
2. Подобрать однокоренные слова, выделив корень к словам: ночь, запах. (параграф 5)
3. Написать слова и объяснить их правописание: чудеса, шиповник, овчарка, парашют, брошюра. (параграф 10)
4. Просклонять по падежам слово туча. ( 19)
5. Определить падеж и число существительных: учиться в школе, составить план, тосковать по родине, берег реки. (параграф 19)
6. Написать слова и объяснить их правописание: голубка, коробка, скрипка, гладкий, робкий. (параграф 8)
7. Написать слова и объяснить их правописание: съезд, подъём, въезжать, объявление. (параграф 11)
8. Разобрать словосочетания: уборка класса, солнечные лучи, тосковать по родине. (параграф 26)
9. Объяснить правописание слов: (в) лесу, (по) улице, (на) писать, (по) лететь. (параграф 12)
10. Назвать однокоренные слова к слову растение. (параграф 5)
11. Определить части речи в предложении: На белом песочке у маленькой речки
птенцы отдохнут (детская русск. народ. песенка).(параграф 14)
В заключение игры учитель подводит итоги, подсчитывает баллы, определяет и награждает команду победителей. На этой же встрече дается задание к следующей игре, которая будет посвящена теме "Синтаксис" (параграфы 23-48). Учебник "Русский язык 5 класс", авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Чтобы не оказаться в проигрыше, учащиеся старательно изучают указанный раздел и с нетерпением ждут очередных испытаний.