Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
- образовательные - научить учащихся решать тригонометрические неравенства с помощью графиков тригонометрических функций, вывести формулы для решения этих неравенств
- развивающие - развивать речь учащихся через обогащение и усложнение её словарного запаса, развивать мышление учащихся через умение анализировать, обобщать и систематизировать материал
- воспитательные - формирование гуманного отношения у учащихся к участникам образовательного процесса
Оборудование урока:
- интерактивная доска
- плакаты с графиками тригонометрических функций
Структура урока
№ | Основные фрагменты урока | Время |
1 | Организационный момент, вводная часть | 2 мин |
2 | Повторение | 5 мин |
3 | Изучение нового материала | 19 мин |
4 | Закрепление нового материала | 10 мин |
5 | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой | 6 мин |
6 | Подведение итогов урока. Разбор домашнего задания | 3 мин |
Организационный момент, вводная часть.
Учитель объявляет тему урока, цели урока и основные моменты урока. Проверяет готовность класса к работе.
Повторение.
На доске вывешены плакаты с графиками тригонометрических функций y = sin x, y = cos x, y = tg x, y = ctg x. Рядом написаны вопросы для повторения.
Вопросы:
- Назовите область определения функции.
- Назовите область значений функции.
- Определите чётность функции (вид симметричности графика функции)
- Определите периодичность функции .
- Найдите наибольшее и наименьшее значение функции. В каких точках они достигаются?
- Найдите асимптоты для графика функции.
Изучение нового материала.
На интерактивную доску выводится <Рисунок1>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства cos ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. cos t >a.
На интерактивную доску выводится <Рисунок2>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства cos ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. cos t <a.
На интерактивную доску выводится <Рисунок3>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства sin ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. sin t >a.
На интерактивную доску выводится <Рисунок4>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства sin ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. sin t <a.
На интерактивную доску выводится <Рисунок5>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства tg ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. tg t >a.
На интерактивную доску выводится <Рисунок6>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства tg ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. tg t <a.
На интерактивную доску выводится <Рисунок7>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства ctg ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. ctg t >a.
На интерактивную доску выводится <Рисунок8>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства сtg ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е.сtg t <a.
IV. Закрепление нового материала.
Решите неравенства.
Решение неравенств.
V. Самостоятельная работа.
Решите неравенство.
1 вариант:
2 вариант:
Решение самостоятельной работы показывается на интерактивной доске.
VI. Подведение итогов урока.
Во время подведения итогов урока ещё раз следует обратить внимание учащихся на строгие и нестрогие тригонометрические неравенства. Особо следует отметить неравенства с тангенсом и котангенсом.