Вывод формул для решения тригонометрических неравенств. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • образовательные - научить учащихся решать тригонометрические неравенства с помощью графиков тригонометрических функций, вывести формулы для решения этих неравенств
  • развивающие - развивать речь учащихся через обогащение и усложнение её словарного запаса, развивать мышление учащихся через умение анализировать, обобщать и систематизировать материал
  • воспитательные - формирование гуманного отношения у учащихся к участникам образовательного процесса

Оборудование урока:

  • интерактивная доска
  • плакаты с графиками тригонометрических функций

Структура урока

Основные фрагменты урока Время
1 Организационный момент, вводная часть 2 мин
2 Повторение 5 мин
3 Изучение нового материала 19 мин
4 Закрепление нового материала 10 мин
5 Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой 6 мин
6 Подведение итогов урока. Разбор домашнего задания 3 мин

Организационный момент, вводная часть.

Учитель объявляет тему урока, цели урока и основные моменты урока. Проверяет готовность класса к работе.

Повторение.

На доске вывешены плакаты с графиками тригонометрических функций y = sin x, y = cos x, y = tg x, y = ctg x. Рядом написаны вопросы для повторения.

Вопросы:

  1. Назовите область определения функции.
  2. Назовите область значений функции.
  3. Определите чётность функции (вид симметричности графика функции)
  4. Определите периодичность функции .
  5. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции. В каких точках они достигаются?
  6. Найдите асимптоты для графика функции.

Изучение нового материала.

На интерактивную доску выводится <Рисунок1>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства cos ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. cos t >a.

На интерактивную доску выводится <Рисунок2>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства cos ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. cos t <a.

На интерактивную доску выводится <Рисунок3>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства sin ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. sin t >a.

На интерактивную доску выводится <Рисунок4>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства sin ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. sin t <a.

На интерактивную доску выводится <Рисунок5>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства tg ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. tg t >a.

На интерактивную доску выводится <Рисунок6>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства tg ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. tg t <a.

На интерактивную доску выводится <Рисунок7>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства ctg ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е. ctg t >a.

На интерактивную доску выводится <Рисунок8>. Разбирается вывод формулы для решения неравенства сtg ta. Следует обратить внимание учащихся на запись ответа, если знак неравенства будет строгий, т.е.сtg t <a.

IV. Закрепление нового материала.

Решите неравенства.

Решение неравенств.

V. Самостоятельная работа.

Решите неравенство.

1 вариант:

2 вариант:

Решение самостоятельной работы показывается на интерактивной доске.

VI. Подведение итогов урока.

Во время подведения итогов урока ещё раз следует обратить внимание учащихся на строгие и нестрогие тригонометрические неравенства. Особо следует отметить неравенства с тангенсом и котангенсом.