Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.

Музыка, непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Решению воспитательных задач во многом способствует коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию, исполнению, и это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительными значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки. Навыки усложняются и видоизменяются по мере разучивания все более сложных произведений.

Идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения – основные требования к детскому репертуару. Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.

Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Она должна быть написано в удобной тесситуре с учетом голосовых возможностей дошкольников. Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.

В основе обучения пению лежит развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной отзывчивости, певческих навыков. Все это помогает ребенку исполнять песни выразительно. Прежде чем продолжить работу по обучению пению детей старшей группы, вместе с воспитателями вначале года мы переведем обследование ребят с целью выявления вокальных навыков.

В группе 25 детей, из них 30% с хорошими певческими навыками, 70% пели напряженно, интонировали не чисто, дыхание у некоторых было очень короткое; в ансамблевом пении они не вступали вовремя; нередко замедляя темп. Кроме того некоторые не выговаривали звук «р», у некоторых детей отсутствовала дифференциация шипящих звуков. Были и другие дефекты и нарушения в речи.

В группе есть дети застенчивые, робкие, пассивные и слишком возбужденные, со слабо развитым торможением, с замедленной речью и слабой памятью. Такой анализ певческих и психологических данных у детей дал нам возможность определить основную задачу для дальнейшей работы, а именно: разнообразить методы и приемы обучения, с учетом индивидуальных особенностей детей.

В начале учебного года мы с воспитателями подумали, как удобнее, с учетом индивидуальных особенностей, рассадить детей на музыкальном занятии. Это было необходимо для развития мелодического слуха. На третий ряд посадили детей с наиболее чистой интонацией (8 человек); на второй ряд – со слабыми певческими навыками (10 человек); а на первый ряд – детей пассивных, плохо поющих (7 человек).

В формировании певческих навыков, выразительности исполнения важным является воспитание культуры слушания музыкального произведения, при ознакомлении с ним. Во время слушания песни следим за осанкой, позой ребят; напоминаем, чтобы петь чисто и звонко нужно сидеть прямо, расправив плечи, свободно положив руки на колени. На первых порах подкрепляем слова показом. Для воспитания интереса к новой песни, желания ее слушать, а потом выучить и выразительно петь, используем разнообразные приемы.

Опираясь на знания, личный опыт, знакомя детей с русской народной песней, предлагаю вспомнить уже известные им. Дети вспоминают «Скок-поскок», «Сорока-сорока», и др. Спрашиваю «Какие эти попевки по характеру? Веселые или грустные?» Дети определяли верно.

Предлагаю послушать еще одну новую попевку «Чики-чики-никалочки». Подбираю стихи, пословицы, загадки:

Бей его сто раз подряд,
Он ударам только рад.
Не шалун и не буян,
Это просто…(барабан)

Вместе с воспитателями спели детям песню Тиличеевой «Барабан».

Знакомя с песней Красева «Дед Мороз», прочла детям пословицу «Береги нос в большой мороз». С интересом дети слушали стихотворение «Что растет на елке?» Маршака, перед разучивание песни «Новогодняя хороводная» Финкельштейна.

Использую картины, иллюстрации. Не забываю в процессе занятия и технические средства: DVD, магнитофонные записи. Перед разучиванием песни Филиппенко «Урожайная», показала детям слайды из серии «Что растет на грядке?».

Мелодию песни предлагала послушать в исполнении на различных детских музыкальных инструментах: на триоли «Жили у бабуси» (украинская народная мелодия), «Как у наших у ворот» (русская народная мелодия), в обработке Агафонникова; на металлофоне – «Гуси-гусенята» Александрова.

Пример товарища, воспитатель – эффективное средство для подражания. В исполнении детей подготовительной группы давали первое прослушивание песни Тиличеевой «Труба», украинская народная песня «Веснянка». С большим удовольствием дети слушают песни в исполнении взрослых.

С целью повышения интереса ребят к новой песне, проводила музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок»: играла на фортепиано мелодию песни или вступление к ней, а вызванный ребенок указывал стрелкой на соответствующую иллюстрацию к песне, называл её. Все вместе вспоминали, какая это песня по характеру. Когда я убеждаюсь, что все в группе узнают песню по мелодии, вступлению или заключению, перехожу к следующему этапу ее разучивания – работе над певческими навыками.

На втором этапе разучивания песни я использую следующие приемы:

  • играю мелодию, одновременно подпевая;
  • пою a’capello;
  • предлагаю детям произнести текст в режиме песни, четко артикулируя слова;
  • поем все вместе вполголоса;
  • первый звук пою, сама, выстраиваю детей в унисон;
  • вступаем как один, слитно после вступления.

Использую игровые приемы:

  • поем как, в одну дудочку играем;
  • кто лучше споет;
  • 1 куплет поем вслух;
  • 2 куплет поем про себя;
  • 3 куплет опять вместе;
  • пение по рядам;

Детям такие задания нравятся, они становятся внимательнее, собраннее.

Перед началом пения давала для распевки 1-2 маленькие песенки («Две пятерки», «Воробей» и т.д.) Они все не имеют широкого диапазона, легко транспонируются, их исполнение дает возможность развивать слух и голос детей, способствует быстрой слуховой перестройке (на 1/2т, на 1 тон выше, ниже) При этом настраивается голосовой аппарат.

При распевании нам помогали попевки из «Музыкального букваря» Ветлугиной, к каждой попевки у нас есть красочная иллюстрация. Эти попевки использовала почти на каждом занятии, учитывая индивидуальные особенности ребенка и их певческие навыки.

Маша чисто интонирует, но часто отвлекается. Давала ей задание – выложить на фланеляграфе попевки «Мы идем с флажками», «Смелый пилот» - долгие звуки – широкие полоски, короткие звуки – узкие полоски.

Для правильной интонации, большое значение имеет правильное произношение. В группе есть дети с неправильной артикуляцией звуков. Поэтому работе над дикцией уделяю много внимания. Сама показываю основные моменты артикуляции звуков (положение губ, кончика языка) при произношении слов. Использую показ ребенка. Произносим слова нараспев, шепотом, языком «моем» щечки, затем языком же «чистим» верхние зубы и нижние, при этом зубы сжаты. Дети любят эти упражнения.

Отдельные дети неправильно пропевают звук «е», заменяя его на «и» или «я», некоторые не допевают окончания слов. Этим детям предлагаю спеть слова по слогам.

В течении года особое внимание обращала на формирование правильного дыхания. При исполнении песни «Голубые санки» просила детей не прерывать пения, пока санки катятся вниз. Постоянно следила, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между муз. фразами. Подкрепляла задание личным показом.

В работе над ансамблевым пением применяю иногда дирижерский жест:

Сильный взмах руки – громкое звучание,

Слабый взмах – тихое звучание.

При помощи дирижирования добиваюсь слаженного пения в одном темпе, динамических оттенков. Для восприятия и воспроизведения мелодии использую также приём показа высоты звуков соответствующими движениями руки: вверх, вниз, на место. С этой целью пользуюсь музыкальной лесенкой и попевками «Лесенка», «Горошина» и д.р., пение сопровождаем показом рукой движения мелодии.

Разученную песню учились петь «цепочкой». Такое пение помогает детям правильно брать дыхание, удерживать его до конца фразы. Работая над новой песней, я возвращаюсь к ранее выученным, включая их в то или иное занятие, развлечение или праздник, ибо в знакомых песнях ярче проявляются и закрепляются усвоенные певческие навыки.

Кроме того, знакомая и любимая песня способствует творческой активности в самостоятельной деятельности детей. И нередко, робкие и застенчивые дети проявляют свои способности.

Чтобы дети пели звонко, естественно, выразительно, большое внимание уделяю индивидуальной работе на занятиях и вне их.

Такая работа проводится с отдельными детьми, а также группирую детей по характерным ошибкам и особенностям нервной системы.

Систематические упражнения, использование разнообразных приёмов, дидактических игр, индивидуальная работа с детьми, помощь воспитателей – все это позволяет добиться положительных результатов в работе над певческими навыками.

В конце года было проведено обследование детей. В результате 77% детей стали петь звонко, выразительно, 15% - выразительно, но глуховато, 8% детей поют не чисто, напряженно.

Теперь у нас песня и музыка прочно вошли в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей, на прогулке и не только в сопровождении инструмента, но и без аккомпанемента. Исполнение a’capella способствует формированию у детей более устойчивого ладового слуха. Пользуюсь следующим приемом: играю музыкальное вступление, дети начинают петь, если ошибаются, нечисто интонируют, я из поддерживаю их голосом, а с концом песни играю заключение или последнюю фразу, проверяя точность попадания и тональность.

Такая работа приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения, у них развивается устойчивый навык правильного точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.

В своей работе по обучению детей пению не оставляю без внимания и родителей. Родители многое могут сделать в развитии ребенка, и я должна помочь им в этом. Важно, чтобы родители знали некоторые пути воздействия на ребенка в этой области. Прежде всего, знакомлю родителей с музыкальной деятельностью ребенка в детском саду: с праздниками, вечерами досуга, музыкальными занятиями. Обычно приглашаю родителей на праздники, где каждый ребенок может проявить свои способности. Правда, не все родители объективно оценивают возможности своего ребенка. Некоторые принижают их, а другие наоборот завышают. Хорошо дать возможность родителям увидеть своего ребенка в процессе занятия, не превращая его, конечно, в «показ номеров на удивление родителям».

Дети, с удовольствием готовят концерты для родителей, содержание которых – весь пройденный материал, повторяю и некоторые номера из предыдущих праздничных программ.

На праздниках различные переживания и яркие эмоции возникают у ребенка под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, слияния красок, костюмов, оформления. Это побуждает выражать свою радость в песне, танце, инсценировка.

А что может дать ребенку в этом отношении семья? Если он ходит только в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивать о пребывании в детском саду, предлагая спеть песню, станцевать то, что он исполнял на празднике.

Напоминаем родителям, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для рассвета дарования ребенка. В современных условиях особую роль играют технические средства: DVD, телевидение, аудио, видео. Рекомендуем родителям и предлагаем билеты в музыкальный театр, в концертный зал на симфонические концерты для детей, советуем семейные просмотры детских передач и конкурсов. В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности ребенка, как бы наивна она не была.

Таким образом, совместные усилия детского сада и семьи способствуют совершенствованию педагогического процесса, влияя на гармоническое развитие ребенка.