Цели:
- познакомить учеников с особенностями глобуса и карты полушарий и их отличиями;
- формировать умение различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, понятия Западное и Восточное полушария;
- развивать речь, мышление, внимание, кругозор, творческие способности, интеллект.
Оборудование: глобус, карта, апельсиновые корки, книга А.Курляндского “Кеша и его друзья в поисках клада”.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка домашнего
задания. – Что мы изучали на прошлом уроке? 2. Актуализация знаний и постановка проблемы. – А на глобусе можно найти названия городов? 3. Открытие знаний. – Посмотрите на глобус и карту
4. Закрепление. – Посмотрим на наших друзей. Каким способом они превратили глобус в карту?
5. Итог урока. – Подведем итог нашей работы. Мы увидели, что Кеша и его друзья тоже изучают карту, помогли им запомнить, что такое масштаб, поняли, как превратить глобус в карту. Сейчас проведем сравнение между глобусом и картой. Решим задачу № 2. 6. Домашнее задание. Прочитать текст учебника, с.84– 88. 7. Оценивание. – Кто больше всех помогал нам на уроке? |
–Мы говорили о плане и карте. Презентация. (Слайд 2) (Ответы детей по схемам.) Условные знаки – на экране. (Слайд 3)
(Слайд 4) Увеличить. Карта. (Слайд 5) (Варианты ответов.)
(На столе – глобус, на доске – карта.
Дольки арбуза, лимона. (Слайд 8)
(Слайд 10)
3) задача № 2 сравнение глобуса и карты (в прил. № 3); (Слайд 12)
|
Приложение № 1.
…Вовка достал из ящика письменного стола географическую карту и расстелил на
столе.
– Ой,– закричал Кеша. – Смотрите! Взяли наш глобус и разрезали.
– Как яблоко, – добавил Кот. – Или пирожок. Или кусок колбасы.
– Тебе половина и мне половина, – пошутил Кеша.
– Вроде бы разрезали, – согласился Вовка. – Глобус не всегда возьмешь с собой.
Даже этот, небольшой, вряд ли поместится в кармане. А карту складываешь, как
хочешь, она легко помещается и в кармане, и в сумке. И потом, карта может быть
любого масштаба.
– Масштаб?! Опять?! Почему я должен все время выслушивать непонятные иностранные
слова? – возмутился Кеша. – Когда все это кончится? Издевательство над простым
чело.. э-э попугаем?! Ма… Как его? Ма-с… с этим… штабом каким-то?!
Приложение № 2.
Задача первая.
– Помоги и ты запомнить Кеше это трудное слово. Просматривая строчки, приведенные ниже, выпиши неповторяющиеся буквы из каждой строчки в колонку “буквы”
буквы | |
траштобдаавтрматодбрвтшвбб | |
годьевгвгоьннкеьногкдогокек | |
ктиквлуаирклтпкеривипустиет | |
фнакыяяшанкфяомекыннямоем | |
осеможоассепжсатспаежмсож | |
оеамноевлвеомлулцмсбснуцеу | |
мюювпйвтваойпюаймаюотопвю |
– Из выписанных букв составь слово:______________________________
Ключ
1-я строка – М
3-я строка – АС
4-я строка – Ш
5-я строка – Т
6-я строка – АБ
– Последовательно прочитывая выписанные буквы, получишь слово МАСШТАБ
Приложение № 3.
Задача вторая.
– Сравни глобус и географическую карту: запиши общие признаки в
прямоугольники, а отличительные – в звездочки. Например, изображение земной
поверхности есть и на глобусе, и на карте. Следовательно, “изображение земной
поверхности” является общим признаком, и его нужно записать в прямоугольнике. А
такой признак, как “показывает вращение Земли”, характерен только для глобуса,
поэтому его надо записать в звездочке.
– Слова, которые ты можешь использовать: условные знаки, круглый, масштаб, не
передает форму Земли, плоская, передает форму Земли, не показывает вращение.
(Выполняя это задание, обращайся к рисункам “глобус” и “карта”. Рассуждай вслух.)
Ключ.
Общие признаки: изображение земной поверхности, условные знаки,
масштаб.
Отличительные признаки глобуса: он круглый, показывает вращение, передает
форму Земли.
Отличительные признаки карты: она плоская, не показывает вращение, не
передает форму Земли.
Использованная литература:
- Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Учебник по курсу окружающего мира “Наша планета Земля” (2-й класс).
- Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир. (“Наша планета Земля”). 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
- Курляндский А.Е. Кеша и его друзья в поисках клада: Общеобразовательное издание /А.Е.Курляндский – М.: “Ломоносовская школа”, 2003.