Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Вместе с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. К развивающим целям литературного чтения относится развитие художественно-творческих способностей учащихся, формирование у них эстетического отношения к искусству слова. Л.Н.Толстой считал: “ Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений”.
Основой творчества на уроках чтения является воображение; литературное произведение – прежде всего плод воображения. На основе сравнений, обобщений, наблюдений учащиеся начинают постепенно постигать огромный мир литературы. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Проведение уроков с использованием разнообразных упражнений и творческих заданий приводит к более осознанному и прочному усвоению учебного материала, раскрытию и развитию литературно-творческих способностей младших школьников.
На уроках я стараюсь вовлечь детей в игровую творческую деятельность – коллективные игры с нежёсткими, условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений, например, игры-этюды “Покажи как”, “Расскажи от имени”, литературные игры – “Буриме”, “Допиши строку”, “Зарифмуй слова”. Также включаю игру в элементы художественной формы: рифму, ритм, звукопись, характеры персонажей, приёмы композиции и т.п.
Задание: зарифмуйте слова: неудач – задач; звук – жук.
Работы учащихся:
Нет у Миши неудач При решении задач. |
Кто такой разносит звук? Ну, конечно, это жук! /Бурлова Мария/ |
Вдруг раздался странный звук, Оказалось – это жук! /Иванова Алина/ |
К нам в окошко влетел жук. Он издал жужжащий звук ./Унегова Полина/ |
При решении задач Не терплю я неудач! |
Из окна раздался звук – Прилетел к нам майский жук! /Ломакина Ирина/ |
Творческие работы учащихся 2-го класса:
Учебные вещи.
Ручка Над листом сидела Даша, Водовозова Даша 2“а”.
|
Линейка. Узкая, тонкая, много
делений, Кабаев Глеб 2 “а”. |
Книжка. Вдруг проснулась утром
книжка, Тихонова Анна 2 “а”. |
|
Ручка. Ручку держат пальцы, Комаров Миша 2 “а”. |
Творческие работы учащихся 4-го класса – домашнее задание урока по изучению и анализу произведения К.Бальмонта “Снежинка”.
Переливается на солнце, Сверкает, как алмаз. Но лишь руки она коснётся, Как исчезает с наших глаз. Кабаев Глеб |
|
“Снежинка”. Летит пушистая снежинка, Тихонова Анна |
|
Белые снежинки Летят, летят, летят. Дорожки и тропинки – Всё запорошат. Кружатся над полями, Ведут свой хоровод. Куда, не знают сами, Их ветер понесёт. Ломакина Ирина. |
|
Снежинка, снежинка, Как ты жила? Снежинка, снежинка, Где ты была? По небу летала, Да с ветром играла, На землю упала – Сугробом я стала. Пылов Матвей. |
|
Крупная снежинка На руке лежит, Как былинка в поле На ветру дрожит. Красоту такую Я не отпущу. Сберегу родную, Маме отнесу. Кадюк Кирилл. |
Сборник стихов выпускников 4-го класса – итог работы на уроках
Литературного чтения по развитию литературно-творческих способностей у
младших школьников.
|