Урок по окружающему миру "Лесная аптека". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: сформировать знания учащихся о лекарственных свойствах растений леса.

Задачи:

  • Образовательная – закрепить знания о лиственном, хвойном, смешанном лесе;
    установление связи Лес-человек (значение леса в жизни человека).
  • Развивающая – развитие кругозора, наблюдательности, интереса к изучению природы, умения оценить значение растений в жизни человека.
  • Воспитательная – бережного отношения к растениям леса, любви к природе.

Оборудование: плакаты с изображением лиственного, хвойного, смешанного леса; изображение Лесовичка; набор лекарственных сборов.

1. Повторение изученного на предыдущем уроке.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
– Что это ребята? (Лес.)

(На доске изображения Леса.)

– На прошлом уроке мы с Вами узнали, что не везде леса одинаковы – разны виды их:

1) Как назвать мне тот лес, где устроились ель, пихта, кедр и лиственница? Почему? (Хвойный.)
(На доске открывается плакат с изображением хвойного леса.)

2) Как назвать мне лес, где деревья есть лишь с листочками? (Лиственный.)
(На доске открывается плакат с изображением лиственного леса.)

3) Как назвать мне лес, где деревья есть и с листочками, и с хвоинками? (Смешанный.)
(На доске открывается плакат с изображением смешанного леса.)

– Прочитайте записанный на доске отрывок из стихотворения С.Никулина “Русский лес”:

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

– Найдите грамматическую основу 2-го предложения.
– Что говорится о лесе?

(Объясняются выражения – лес накормит, лес обогреет).

– Сегодня на уроке мы узнаем, что означает выражение – Лес излечит.

Физкультминутка:

По тропинке по лесной
Мы отправимся гурьбой
В наш прекрасный хвойный лес!
Полон всяких он чудес!

2. Основная часть урока.

Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают и выходят рассказывать о лекарственных свойствах растения-отгадки. На доску учащийся вывешивает свой доклад.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

Стоит в лесу красавица
Стройна и зелена,
И ветки, как мизинчики,
Отставила она.
(Ель.)

Зовут его сибирским красавцем,
А в шишках его целебные орешки.
(Кедр.)

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница.)

Растёт во борочке,
На небольшом кусточке:
Чёрненькая, маленькая, сладенькая.
(Черника.)

Этому растению дала название его ягодка с косточкой.
(Костяника.)

– Нас встречает лес другой –
Здесь листва шумит кругом –
Это лиственный наш дом.

Физкультминутка:

Мы идём лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Что полезно очень нам!

Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол.
И послушаем кукушку,
Поглядим на танцы пчёл.

Стоит Алёнка:
Платок зелёный.
Тонкий стан.
Белый сарафан.
(Берёза.)

Стоит летом золотая,
Сладким мёдом налитая.
(Липа.)

Если дунет ветерок,
Задрожит её листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (осины).

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб.)

Не рябина, не малина, это красная … (Калина).

Растёт зелёный кустик:
Дотронешься – укусит.
(Крапива.)

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы, в ряд
Цветы душистые висят.
(Ландыш.)

Хороша трава – Красная голова:
И медку подарит, и чайку заварит.
(Иван-чай.)

Прячет цветок
Сладкий медок,
И в названье мёд таиться.
Узнаёте?... (Медуница.)

Кто любит меня,
Тот рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
(Земляника.).

– Вот и прошли мы с вами тропками лесными. Посмотрите, кто это встречает нас на лесной опушке?

Это что за Старичок?
Старичок – …(Лесовичок).

Нам в корзинке он принёс дары наших лесов.

(Ученики рассматривают содержимое корзинки, повторяют лекарственные свойства растений.)

3. Итог урока.

– Ребята прочитаем ещё раз отрывок из стихотворения С. Никулина “Русский лес”.
– Как Вы понимаете выражение – Лес излечит?
– Где зимой мы покупаем лекарства? (В Аптеке.).
– В Лесу, в чём мы с вами сегодня убедились, мы тоже можем найти множество “лекарств”.
Чем же является лес?
– Лесной аптекой.

На доске слово Лес превращается в Лесная аптека.