Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку и литературе

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Условия возникновения, становления опыта

Всем учителям, без исключения, хочется, чтобы их ученики были активными, творческими, чтобы не потеряли любопытство и любознательность, могли мыслить самостоятельно.

Поэтому возникла необходимость развития речи учащихся, их познавательной активности к изучению русского языка и литературы, развитие творческих способностей у учащихся, воспитание коммуникативной культуры у школьников, а также повышение интереса к изучаемому предмету, организация исследовательской деятельности учащихся, развитие интеллектуальной раскованности ученика, его права на свои интересы, свой выбор пути в жизни, своё отношение к окружающему миру.

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость

Каждый из нас знаком с Федеральной концепцией целевой программы развития образования на 2005–2010 годы, которая предполагает, чтобы выпускник общеобразовательного учреждения был, прежде всего, конкурентно-способной личностью. А это предусматривает знание права, языков, информационных технологий, он должен быть активным, здоровым и активно социализирующимся, мог мыслить самостоятельно, был творческой личностью.

Выпускной экзамен в тестовой форме ориентирован на проверку фактических знаний учащихся и на их способность к творческому самовыражению на основе накопленного опыта. А это итог многолетней каждодневной совместной творческой работы учителя и учащегося.

Просветление души – вот как расценивают влияние учителя-словесника учащиеся.

Активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, рождает активность ученика. Учитель стремится реализовать своё право на творчество, ищет конкретные пути обновления учебного процесса, улучшения результатов обучения и воспитания.

По мнению известных учителей-новаторов, обучение становится интересным, привлекательным, более результативным, активным, когда по сути своей превращается в диалог учителя и учеников, а также учеников между собою.

Между тем Г.Спенсер справедливо считал, что “учение должно начинаться с конкретного и кончаться отвлечённым”.

Именно такой путь предусмотрен творческим взаимодействием.

Творческое взаимодействие осуществляется при помощи мотивационной последовательности, позволяющей школьнику заинтересованно и грамотно решить проблему, риторически точно организованную учителем. Эта последовательность обеспечивает:

  • во-первых, активизацию внимания учащихся привлекательностью самого обращения к ним и диалога;
  • во-вторых, возникновение и поддержание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения;
  • в-третьих, зримое, конкретное восприятие учебных положений.

3. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая идея моего опыта заключается в необходимости создания условий для развития личностного потенциала ученика в образовательном процессе. Его способности к непрерывной реализации творческих возможностей, которое должно быть направлено на формирование действенных, жизненно значимых знаний.

4. Теоретическая база опыта.

В основе моего опыта лежит система работы Е.Н.Ильина, цель которой – помочь ученику поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. А также разработки научной школы А.В.Хуторского, так как их цель – проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Психологические исследования Р.М.Грановской, В.Н.Дружинина, Б.Б.Косова, А.А.Леонтьева и других по вопросам развития креативных способностей учащихся, особенностей их формирования в учебной и внеучебной деятельности.

5. Новизна опыта.

Новизна моего опыта состоит в поддержке одарённых и просто способных детей, потому что я считаю, каждый ребёнок способен от рождения, в развитии их интеллекта, творчества, желания расширять и пополнять свои знания. В привитии навыков исследовательской работы.

Известна и мудра народная поговорка: “На ошибках учатся”. Мы учимся на ошибках, выявляем их причины, чтобы в дальнейшем избежать повторения. Этому способствуют работа по организации направленных ассоциаций, умение обосновать избранную позицию и отказаться от своего суждения, если аргументация оппонента оказывается более убедительной. Ведь именно на школьной скамье рождаются жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны.

6. Технология опыта.

Творческое взаимодействие учителя и учащегося строится на основе проблемно-поисковых форм работы. Педагогическое речевое мастерство учителя реализуется при создании действенного высказывания. Это актуально на уроках русского языка по следующим причинам:
– школьники, знающие формулировки правил орфографии и пунктуации, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Предваряющее усвоение теоретических сведений препятствует их применению, подавляет стремление учиться;
– учащиеся не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками.

Наиболее часто это происходит при множестве исключений и взаимопротиворечащих факторов (правописание н и нн в прилагательных и причастиях, слитное и раздельное написание не с разными частями речи, постановка двоеточия и тире);
– обучение русскому языку во многом остаётся абстрактно-логическим: от правила – к языковым фактам, от схемы – к предполагаемым речевым ситуациям её применения.

Следовательно, задания и микроструктуры учебного занятия служат развитию чувства языка. Повышению качества знаний без приоритетного и зачастую непродуктивного заучивания правил. Значительное повышение грамотности учащихся достигается благодаря интересу к заданию, его проблемно-творческому характеру. Это предполагает поиск аналогий, грамматических моделей, существующих в подсознании учащегося и выводимых школьником на уровень сознания в процессе взаимодействия с педагогом. Текст правила, исправляемый товарищами и учителем, ученик составляет сам, объединяя ставшие известными ему факты и отыскивая внутренние аналогии. Учитель при этом координирует получаемые результаты так, чтобы они оказались:

  • соответствующими объективной истине;
  • объяснимыми и достаточно обоснованными;
  • охватывающими возможно большее число лингвистических фактов (исключение свидетельствует о дефекте правила);
  • краткими и выразительными, то есть не требующими специальных приёмов запоминания и многократного заучивания.

Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося, его интересами и потребностями. Постановка проблемной задачи, её анализ, поиск принципа решения и самого решения – этапы работы в таком творческом ключе.

Г.Г.Воробьёв подчёркивает: “Когда учитель не совсем уверен, что получит нужный ему ответ, он… дарит идею. Дарить – в данном случае означает, что… получивший не догадывается о дарении, полагая, что это его собственная идея. Как известно, свои идеи больше волнуют, увлекают и побуждают к реализации”.

Одним из приёмов, который способствует добиться успехов в постижении чудесного и таинственного русского языка, является игровой урок. Такая его форма, как путешествие, особенна эффективна при повторении изученного. Например, на уроке по теме “Глагол как часть речи” учащиеся 5-го класса побывают в “Королевстве спряжений”, прогуляются по “Лесу частицы “Не””, искупаются в “Реке времён”.

Интерес к сложному материалу вызывает и такой приём, как инсценирование. При изучении в 5-м классе темы “Обозначение глухих и звонких согласных на письме” можно устроить сказочную встречу Ежа и Лисы:
– Всем ты, Ёж, хорош да пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
– А что, Лиса, я с колючками-то некрасивый, что ли?
– Да не то чтобы некрасивый…
– Может, я с колючками неуклюжий…
– Да какой же я с колючками-то?
– Да какой-то ты, брат, несъедобный!

На примере этого текста (он записан на доске) решаются важные грамматические задачи:

  • повторение пунктуации при диалоге;
  • в конце предложения;
  • при обращении и вводных словах;
  • анализируются сомнительные согласные (оглушение на конце слова).

Включены в этот урок элементы опережающего обучения: объяснить с помощью синонимов написание не с прилагательными.

Сегодня современному обществу нужен человек инициативный, творческий, готовый адаптироваться в окружающем мире к меняющимся реалиям жизни. Готовить такого выпускника должна школа, а значит, сегодня возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося опытно-экспериментальной деятельностью.

Работа над проектами – дело интересное и трудоёмкое. Самостоятельные исследования учащихся способствуют развитию творческого мышления, умению анализировать материал, создавать письменные работы. Здесь дети не делятся на активных и пассивных, здесь задействованы все.

Поколение детей XXI века требует новых форм и методов обучения, и учебный проект в этом помогает.

Один из примеров выполненного проекта.

Название проекта: “Сочиним загадку сами!”(5 класс)

Цель:

  • углубить знания ребят о малых речевых формах фольклора;
  • повысить интерес к устному народному творчеству;
  • сочинить загадку о тех вещах, которые тебя окружают, с использованием изобразительно-выразительных средств.

Реализация проекта:

  1. Проведение тестирования, цель которого – диагностика уровня подготовки на начальном этапе работы над проектом.
  2. Знакомство с литературными загадками. Выяснить, чем они отличаются от народных образцов.
  3. Редактирование (усовершенствование) под руководством учителя “готовых” загадок.
  4. Сочинение своей загадки.

Результат:

С заданием справились почти все. При этом из 25 учащихся 12 самостоятельно придумали загадки о мотоцикле, зонте, аквариумных рыбках, маске, компьютере, то есть о таких предметах, о которых готовых, по крайней мере широко известных, загадок нет. 10 человек незначительно изменили, а 3 списали уже известные загадки.

Темы этих работ традиционно “загадочные”: мяч, пила, солнце, мост и другие. Вот примеры некоторых самостоятельно сочинённых загадок.

Люда Ж.

Только дождь полил из тучки,
На асфальте вдруг грибочки
Появились ниоткуда
И помчались. Вот так чудо:
Белые, красные, розовые, разные…(Зонты).

Лена Б.

Наденешь её и тебя не узнать,
Ты рыцарь, бродяга, ковбой…
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать,
А снимешь – и станешь собой. (Маска.)

Выводы по проекту:

В ходе самостоятельной работы учащиеся проявили свою индивидуальность, опираясь на помощь учителя. А самое главное, я услышала: “А когда будет следующий проект?”

В своей работе я использую объяснительно-иллюстрированные, личностно-ориентированные технологии, которые позволяют приспособить внеклассные занятия к индивидуальным особенностям учащихся.

Использование компьютерных программ несёт большой мотивационный характер. Компьютер помогает эффективно организовать работу по объяснению нового материала. Использование видеофрагментов позволяет решать вопрос по медиаобразованию школьников, то есть формировать информационные умения на материале средств массовой информации.

Использую компьютер в процессе овладения орфографией, так как орфографическая грамотность всегда была и остаётся очень важным компонентом подготовки учащихся по русскому языку. Интересно прошла презентация проекта “Язык мой – друг мой”. Работы Шипиловой Наталии, Олексюк Анастасии вызвали интерес у слушателей. Во время демонстрации проекта “Слово о словах” Соловьёв Александр, Куршакова Татьяна, Попов Алексей показали возможности использования компьютера в учебной деятельности. Выступления ребят и демонстрация результатов работы их родителям, конечно, понравились. И одна из них, Куршакова Н.В., отметила: “Сегодня я увидела, что компьютер пришёл в жизнь современного образовательного процесса, начал своё шествие по школьным урокам”.

Безусловно, компьютер не заменяет учителя или учебник, поэтому он используется в комплексе с другими методическими средствами.

Использование технологии индивидуального обучения помогает сохранять и развивать индивидуальность ребёнка, предупреждать неуспеваемость обучающегося, улучшать учебную мотивацию и повышать познавательные интересы.

Внеклассное занятие “Доброта спасёт мир” (литература + музыка + изо) не оставило равнодушными никого. Учащиеся слушали духовную музыку, читали замечательные поэтические тексты. Красной нитью через весь урок прошли слова о том, что без любви к Родине человек не состоится. А любовь неразрывно связана с добротой.

Урок внеклассного чтения по литературе на тему: “Взрослая мудрость детских вопросов “Маленького принца” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)” был проведён в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку ребята рисовали иллюстрации, отобрали необходимый материал о жизни и творчестве писателя, инсценировали фрагменты произведения.

Проведение литературной гостиной “Да будут жить стихи вовек!” доказало, что все методы и приёмы, современные технологии, используемые учителем, дают положительный результат. Учащиеся проникновенно читают стихи, умеют видеть и ценить прекрасное. Это мероприятие присутствующие оценили как праздник души.

Конкурс-викторина “Язык мой – друг мой” увлекла всех учащихся 6 А класса. Ребята активно участвовали в конкурсах, отвечали на занимательные вопросы по грамматике и пунктуации, узнали много интересного из истории языка. Все остались довольны, получили грамоты

Никого из ребят не оставила равнодушным читательская конференция “Как здорово жить на земле! Как непросто…”(по повести В.П.Астафьева “Людочка”), проведённая с учащимися 8 А и 10 Б классов. Непростой разговор состоялся у учителя с ребятами, но главный вывод был сделан: не надо геройских поступков, надо лишь больше внимания и сочувствия к человеку, тогда мы сможем победить страшную болезнь – духовное одиночество.

Учащиеся с удовольствием посещают кружки и факультативы по предмету, занимаются в секции “Юный филолог” ШИЦ “Компас”.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений детей. В связи с этим и была организована дополнительная работа по предмету.

7. Результативность, условия и возможности применения данного опыта.

Эту работу я веду на протяжении 10 лет. Результаты моей работы представлены

  • в материалах XIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей “RELARN – 2006” (Статья “Творчество требует самоотдачи: углубление знаний о малых речевых формах фольклора”);
  • на Всероссийском фестивале “Открытый урок” 2007/2008 (Урок развития речи в 6 классе по теме: “Подготовка к сочинению-описанию весенней природы”);
  • на Всероссийском фестивале “Открытый урок” 2008/2009 (Урок литературы в 11 классе по теме: “Тема любви в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой”;
  • на Всероссийском фестивале “Открытый урок” 2009/2010 (Интегрированный урок (литература и музыка) на тему: “Доброта спасёт мир”)
  • в школьном методическом пособии для учителей литературы “Калейдоскоп педагогических идей” (2009 г.)

У Гегеля есть мысль о том, что человек должен, прежде всего, “выполнить себя”. Это значит реализовать себя, свою уникальную индивидуальность. И мои ученики её реализовывают.

Я уверена, что я и мои ученики находимся лишь в начале трудного пути, который приведёт нас к новым высотам. А пока пусть каждый мой ученик с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других Человека. А я буду рядом, буду помогать им обретать новые знания.