Поздравительная открытка. Урок ИЗО в 5-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • воспитать умение организовать собственную художественно-творческую деятельность в области изобразительного искусства.
  • научить сочинять графические, живописные композиции с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности.
  • познакомить с понятием “Композиция”.

Оборудование: альбом, акварель, кисти, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: репродукции, рисунки цветов и других элементов, которые могут быть использованы для работы над поздравительной открыткой.

Ход урока

1. Организация рабочего места.

2. Ход урока.

Учитель: Наша с вами задача сегодня создать поздравительную открытку. Все мы знаем, как выглядит открытка и для каких целей она предназначена. Но сначала надо разобраться, чем поздравительная открытка отличается от обычного рисунка, сюжетной картинки.

Ответы детей: – Тем, что в сюжетной картинке должно передаваться действие. В ней надо показать, что происходит…

– Сюжетная работа – многоплановая. Мы рисуем сначала линию горизонта и сразу показываем пространство. А открытка получается одноплановая.

Учитель: Правильно. Значит, получается, что открытку нарисовать очень легко. Нет ни сюжета, ни плановости. Просто бери карандаш и рисуй то, что тебе хочется?

Ответы детей: Нет, на открытке должно быть нарисовано что-то подходящее под тему того праздника к которому предназначена открытка.

Учитель: Правильно. Вот давайте попробуем создать вместе со мной открытку ко Дню Защитника Отечества.

Сначала мы должны подумать, что можно нарисовать к этому празднику. Какие элементы рисунка использовать.

(Дети начинают перечислять все подходящее к этому празднику.)

Учитель: Хорошо, из всего перечисленного я возьму для своей открытки цветы, звезду, георгиевскую ленточку и попробую нарисовать открытку.

(Учитель рисует на доске небольшой эскиз, в котором элементы нарисованы без какой-либо закономерности.)

Ну, что. Красивая открытка получилась?

Ответы детей:

– Что-то не так.
– Нравится.
– Не нравится.

(Дети в некотором недоумении. Вроде и неплохо, но что-то не так. Но кому-то нравится.)

Учитель: Действительно, что-то не так. А если попробовать сделать по-другому.

(Учитель выполняет еще один эскиз в котором все элементы составлены в красивую композицию.)

А как вам такой вариант?

Ответы детей: – Этот нравится, очень красиво.

Учитель: А что изменилось? Что в этом эскизе я сделала по-другому? Ведь элементы рисунка остались прежние. Какое правило должно соблюдаться при выполнении открытки.

Ответы детей: – Все элементы должны быть не просто нарисованы, а из них должен быть составлен красивый рисунок.
– Они должны красиво располагаться относительно друг друга.
– Все элементы должны быть нарисованы вместе, составлять одно целое.

Учитель: Правильно. Должен быть составлен рисунок, красивая картинка, которая называется “композиция”.

При составлении композиции должны соблюдаться определенные правила:

  1. Все предметы должны быть связаны тематически.
  2. Все предметы должны быть разные по величине, по цвету.
  3. Самый большой элемент должен располагаться в центре рисунка, он будет центром композиции.
  4. Чтобы композиция смотрелась целостной, все элементы должны касаться друг друга.
  5. Не надо включать в композицию много предметов.

Вот теперь можно приступать к работе.

3. Работа над заданием.

Создание поздравительной открытки.

4. Итоги урока.

Просматриваются работы, делаются замечания. Работы оцениваются.