Цели и задачи:
- воспитать умение организовать собственную художественно-творческую деятельность в области изобразительного искусства.
- научить сочинять графические, живописные композиции с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности.
- познакомить с понятием “Композиция”.
Оборудование: альбом, акварель, кисти, цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: репродукции, рисунки цветов и других элементов, которые могут быть использованы для работы над поздравительной открыткой.
Ход урока
1. Организация рабочего места.
2. Ход урока.
Учитель: Наша с вами задача сегодня создать поздравительную открытку. Все мы знаем, как выглядит открытка и для каких целей она предназначена. Но сначала надо разобраться, чем поздравительная открытка отличается от обычного рисунка, сюжетной картинки.
Ответы детей: – Тем, что в сюжетной картинке должно передаваться действие. В ней надо показать, что происходит…
– Сюжетная работа – многоплановая. Мы рисуем сначала линию горизонта и сразу показываем пространство. А открытка получается одноплановая.
Учитель: Правильно. Значит, получается, что открытку нарисовать очень легко. Нет ни сюжета, ни плановости. Просто бери карандаш и рисуй то, что тебе хочется?
Ответы детей: Нет, на открытке должно быть нарисовано что-то подходящее под тему того праздника к которому предназначена открытка.
Учитель: Правильно. Вот давайте попробуем создать вместе со мной открытку ко Дню Защитника Отечества.
Сначала мы должны подумать, что можно нарисовать к этому празднику. Какие элементы рисунка использовать.
(Дети начинают перечислять все подходящее к этому празднику.)
Учитель: Хорошо, из всего перечисленного я возьму для своей открытки цветы, звезду, георгиевскую ленточку и попробую нарисовать открытку.
(Учитель рисует на доске небольшой эскиз, в котором элементы нарисованы без какой-либо закономерности.)
Ну, что. Красивая открытка получилась?
Ответы детей:
– Что-то не так.
– Нравится.
– Не нравится.
(Дети в некотором недоумении. Вроде и неплохо, но что-то не так. Но кому-то нравится.)
Учитель: Действительно, что-то не так. А если попробовать сделать по-другому.
(Учитель выполняет еще один эскиз в котором все элементы составлены в красивую композицию.)
А как вам такой вариант?
Ответы детей: – Этот нравится, очень красиво.
Учитель: А что изменилось? Что в этом эскизе я сделала по-другому? Ведь элементы рисунка остались прежние. Какое правило должно соблюдаться при выполнении открытки.
Ответы детей: – Все элементы должны быть не просто нарисованы, а из
них должен быть составлен красивый рисунок.
– Они должны красиво располагаться относительно друг друга.
– Все элементы должны быть нарисованы вместе, составлять одно целое.
Учитель: Правильно. Должен быть составлен рисунок, красивая картинка, которая называется “композиция”.
При составлении композиции должны соблюдаться определенные правила:
- Все предметы должны быть связаны тематически.
- Все предметы должны быть разные по величине, по цвету.
- Самый большой элемент должен располагаться в центре рисунка, он будет центром композиции.
- Чтобы композиция смотрелась целостной, все элементы должны касаться друг друга.
- Не надо включать в композицию много предметов.
Вот теперь можно приступать к работе.
3. Работа над заданием.
Создание поздравительной открытки.
4. Итоги урока.
Просматриваются работы, делаются замечания. Работы оцениваются.