Площади поверхностей тел вращения

Разделы: Математика


Цели занятия:

  1. создать условия для формирования умений и навыков решения задач по теме “Площади поверхностей тел вращения”;
  2. создать условия для развития коммуникативной, организаторской, управленческой, диагностической компетентностей.

Оборудование: ведро оцинкованное, футбольный мяч(желательно не новый), жестяная банка из-под кофе, шапочка для куклы в стиле “Буратино”, метр, нитки, ножницы, сантиметровая лента, демонстрационные прямоугольные треугольники, карточки с условиями задач; банка с краской, моток ниток для вязания, связанный образец для вязания, квадратной формы, со стороной10см; на доске изображён квадрат со стороной 1 м (как образец для сравнения с 1 м2).

Ход занятия

Этапы Учебный материал с указанием заданий Рекомендации
1. Мотивационный. Учащимся предлагается определить прикидкой, сколько м2 жести потрачено на изготовление оцинкованного ведра. В ведре заранее помещены остальные предметы: футбольный мяч, банка из-под кофе, шапочка.
Ответы записываются в тетрадях учащихся на полях, несколько из них на доске.
2. Прогнозируемый результат. После обсуждения ответов на вопрос “Сколько м2 жести потрачено для изготовления ведра?”, учащимися формулируется цель занятия. Учащимся предлагается увидеть смысл предстоящей деятельности.
3. Ресурсное обеспечение. Работа в парах: опрос формул для вычисления площадей поверхностей тел вращения. Учащимся предлагаются готовые модели тел вращения.
4. Практическая работа. 4.1 Из ведра извлекаются остальные предметы: футбольный мяч, банка из-под кофе, шапочка.

4.2 Учащимся предлагается составить условие задачи для выбранного предмета по данной теме и озвучить содержание для остальных групп.

Задачи с готовым практическим содержанием:

  1.  Сколько м2 жести ушло на изготовление данного ведра?
  2. Сколько м2 кожи потрачено на изготовление футбольного мяча?
  3. Сколько краски потребуется при окрашивании ржавеющей бочки на даче? Используя банку из-под кофе, зная масштаб, вычислите, применяя данные, помещённые на банке с краской.
  4. Рассчитайте, сколько мотков пряжи потребуется для того, что бы связать шапку данной модели
  5. для одного из вас.

4.3 Учащимся предлагается составить заявку на необходимое оборудование и передать учителю.

4.4 Решение задачи, оформление результатов работы в таблице (см. приложение 1),защита решения задачи.

4.1.1 В результате выбора предмета учащиеся разбиваются на группы.

4.2.1 Если условие составленной задачи удовлетворяет замыслу учителя, то можно предложить учащимся найти её решение в группе.

4.2.2 Если условие составленной задачи не удовлетворяет замыслу учителя, то учащимся предлагаются задачи с готовым практическим содержанием для решения в группе.

В группе после знакомства с инструкцией по работе, учащимися самостоятельно распределяются роли.

Один из учащихся в группе является экспертом, который объективно оценивает работу группы.

4.3.1 Заранее приготовлено:

метр, нитки, ножницы, сантиметровая лента, демонстрационные прямоугольные треугольники, карточки с условиями задач.

На доске заранее заготовлена таблица (см. приложение 1).

5. Подведение. итогов Выступление экспертов с объективной оценкой работы каждого члена группы.
6. Рефлексия. Выступление учащихся (ответить на вопрос “Что полезного для себя я могу взять с занятия?”)
7. Постановка домашнего задания. Сформулировать и решить задачу по данной теме для любого тела вращения из домашней обстановки.

 

Приложение 1.

№ группы предмет геометрическое тело формула измерения результаты
1. Ведро
2. Мяч
3. Бочка
4. Рожок
Сколько жести ушло на изготовление данного ведра? Сколько кожи потрачено на изготовление футбольного мяча?
Сколько краски потребуется при окрашивании ржавеющей бочки на даче?

Дополнительные данные:

1) Известно, что размеры банки пропорциональны размерам бочки, как 1:20.
2) Количество требуемой краски на 1 м2 помещёны на банке с краской.
3) Окрасить бочку и снаружи, и внутри.

Рассчитайте, сколько мотков пряжи потребуется для того, что бы связать шапку данной модели для одного из вас. Дополнительные данные:

1) Размеры вашей шапки должны быть пропорциональными размерам данной шапочки.
2) На связанный квадратный образец ушло 6 метров пряжи.
3) длинна нити в мотке, указана на этикетке мотка пряжи.