Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями, в свою очередь, помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.
Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Из цель – развитие логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация).
Однако эти задания часто воспринимаются как дополнительные и необязательные (в связи с тем, что даются на страницах учебников эпизодически и, главным образом, в завершении материала урока – на полях или в нижней части страницы после основного материала) и поэтому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам. При этом опыт показывает, что отсутствие системы в работе над развитием логического мышления оказывает пагубное влияние на уровень сформированности мыслительных умений младших школьников.
Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать необходимы каждому. Ведь в учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Математика дает детям реальные предпосылки для развития логического мышления, задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении математике.
С поступлением ребенка в школу происходят существенные изменения в его жизни, формируется учебная деятельность. На основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьника. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
У первоклассника мышление наглядно-образное, навыки анализа у него элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки.
С началом обучения у ребенка не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами представления и понятия становятся более полными и точными. В процессе обучения совершенствуется и способность формировать суждения и производить умозаключения. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач, игровых задач, ребусов, кроссвордов, нестандартных заданий.
Цель моей работы:
Выявление необходимости развития логического мышления при решении нестандартных задач и заданий повышенной сложности на уроках математики и во внеурочной деятельности, так как развитие логического мышления в дальнейшем способствует интеллектуальному развитию ребенка. Для достижения цели решаю следующие задачи:
– Анализ литературы по данной проблеме, рассмотрение различных видов занятий,
планирование по развитию логического мышления.
– Активное введение в учебный и воспитательный процесс разнообразных развивающих
заданий, задач, упражнений.
Работу по развитию логического мышления обучающихся проводила целенаправленно на групповых и индивидуальных занятиях в 1–4 классах. Были разработаны рабочие программы по курсам “Логика мышления”, “Логические игры и задачи”, “Развитие интеллекта”, “Решение нестандартных логических задач”. Работа с одаренными детьми велась по индивидуальным планам. В моих классах не один год работал шахматный кружок ДСШ.
14 лет работаю по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Для реализации цели начального образования поставила перед собой цели не только воспитательные, но и развивающие – развивать память, логику, интеллект в целом, творческое воображение и способность уметь анализировать, комбинировать, синтезировать.
На уроках математики использую активные методы обучения, нестандартные уроки, олимпиады, КВНы, игры, конкурсы, тестирование.
Основную работу для развития логического мышления провожу в работе над нестандартной задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логики. Существует значительное множество такого рода задач, особенно много выпущено литературы в последние годы, например: Г.В. Керова “Нестандартные задачи по математике”, Н.П. Кострикина “Задачи повышенной трудности”.
Решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению “классической” математики. Для успешной реализации цели определила такие формы работы над задачей:
- Повторный анализ задачи после ее решения. Так как многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
- Решение задачи другим способом.
- Изменение условия задачи.
- Изменение вопроса задачи.
- Представление ситуации (“нарисовать картинку”).
- Составление своих задач.
- Объяснение готового решения.
- Использование приема сравнения задач и их решений.
Сравнение основано на анализе и синтезе: поэтому необходимо расчленить каждую задачу на составляющие ее элементы, а затем мысленно соединить сходные элементы, выделив при этом существенные различия.
При объяснении новой по способам решения задачи с многозначными числами использую прием аналогии: предлагаю задачу с небольшими числами, которую можно решить устно.
Использование в начальном обучении математике различных методов также содействует активизации мышления и тем самым способствует его развитию.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать знания в жизни.
Большое внимание в развитии логики уделяю игре. Она вызывает живой интерес к познанию, активизирует мыслительную деятельность, способствует внедрению в обучение некоторых современных тенденций, таких как коммуникативность, эмоциональность, содействует развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственных качеств, формированию познавательного интереса.
В 1-м классе использую систему логических игр при изучении темы “Нумерация чисел”, задачи на смекалку, задачи на раскрашивание, игры и фокусы, кроссворды, задачи-шутки, занимательные квадраты, задачи с геометрическим содержанием.
Во 2-м классе. Тема “Доли”: задачи на смекалку, числовые фигуры, занимательные квадраты. Тема “Умножение и деление”: задания в стихах, упражнения со словами, лото, “Впиши пропущенные числа”.
В 3-м классе. “Единицы массы”: ребусы “Поле чудес”, “Веселый счет”, “Продолжи ряд”, “Распредели мячи”, танграм.
В 4-м классе. “Кубики”, лабиринты – найди дорожку, “Пропущенные цифры”, “Задумано число”, “Число в другой системе”, “Лишний ряд”, китайская головоломка, шифрование.
Работая совместно со школьным психологом корректирую работу по развитию логического мышления, речи, памяти, внимания, провожу сравнительный анализ (Приложение 1).
Уровень развития мышления, речи, внимания, памяти к 4 классу повышается до 50–70%, повышается и динамика успеваемости. Это видно из Приложения 2.
Мои ученики очень активны, участвуют в предметных олимпиадах. Обучающиеся занимают призовые места в школе и в городе (Приложение 3).
Ученики активно участвуют в Международном математическом конкурсе “Кенгуру” (Приложение 4).
За участие в конкурсах дети получили сертификаты.
В 2006–2007 учебном году организовала исследовательскую деятельность, определила круг детей, способных справиться, это ребята способные анализировать, логически мыслить (Приложение 6).
Все дети играют в шахматы. Со 2 класса совместно с ДСШ работал шахматный кружок. Результативность приведена в Приложении 7.
В городских интеллектуальных конкурсах обучающиеся занимают призовые места (Приложение 8).
Развитие логического мышления повышает и качество усвоения знаний и умений. В классах нет неуспевающих, качественная успеваемость 78–80%, по математике высокий уровень знаний и умений.
Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса, важной компонентой развития личности.
Использование в начальном обучении математике различных методов, приемов по развитию логического мышления способствовало активизации мышления учащихся и тем самым способствовало их общему развитию.
Поэтому, я считаю, использование учителем начальной школы логических заданий является не только желательным, но и необходимым элементом обучения математике.
Опыт был представлен на уровне города, сайте школы в форме презентации, открытых уроков. Уроки помещены на сайте “Первое сентября”, фестиваль “Открытый урок”.
Литература:
- Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей: 1 класс: Рабочая тетрадь/ Н.К. Винокурова, Т.Б. Лифанова. – М.: “РОСМЭН-Пресс”, 2002. – 63 с.
- Зак, А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей/ А.З. Зак. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. –192 с.
- Зак, А.З. Интеллектика/ А.З. Зак. –М.: “Интеллек-Центр”, 2002. – 408 с.
- Зак, А.З. Различия в мышлении детей/ А.З. Зак. – М.: Педагогика, 1998. –187 с.
- Керова, Г.В. Нестандартные задачи по математике/ Г.В. Керова. – М.: “Вако”, 2006. – 272 с.
- Кострикина, Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4–5 классов: кн. для учителя / Н.П. Кострикина. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.
- Узорова, О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1–2 классы/ О.В. Узорова. – М.: “Астрель-АСТ”, 2004. –127 с.