Ритуальная маска жителя планеты Марс.
(Разработан в соответствии с требованиями новых стандартов и мыследеятельнстного
подхода в работе с детьми.)
Цели и задачи: Закрепить знания учащихся о работе художника при создании маски. Расширить их представления о разновидностях и назначении масок. Продолжать учить детей находить межпредметные связи. Создать работу по воображению, используя таблицу ограничений и требований к маске.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Дидактическое оборудование: 2 конверта с карточками (разновидности масок), 2 листа, 2 карандаша, 2 клея.
Материалы: Бумага для пастели (тонированная) формата А3, масляная пастель, ножницы, материалы для декорирования работы в технике коллажа.
Ход урока
1-я часть.
(В первой части урока предложить учащимся сесть полукругом так, чтобы им было удобно смотреть на монитор.) На экране слайд Приложение1, Слайд1 (голубой фон).
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о предмете, о котором в толковом словаре пишется так: накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифологического существа. Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно, о МАСКЕ (после нажатия на пробел на экране появится общее название темы урока)
Учитель: С давних пор люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, перевоплотиться в волшебного героя. Но всегда ли маска – это предмет перевоплощения? Давайте разберемся, какие маски мы с вами можем встретить в своей жизни, и для чего они предназначены.
Учитель: Внимание на экран. (Слайды 2–10). Каждый из девяти слайдов раскрывает 1 из видов масок. На экране высвечиваются фрагменты высказываний, о какой либо маске, с упоминанием её принадлежности. Учащимся необходимо определить, о какой маске идёт речь, и сформулировать название такой маски по её принадлежности. При правильном ответе учащихся педагог нажимает на пробел и на экране появляется иллюстрация и название маски. Приводятся примеры девяти разновидностей масок: косметическая, вратарская, сварочная, театральная, карнавальная, кислородная, защитная, героическая и медицинская.
2-я часть.
Учитель: Как вы уже поняли, различные маски имеют различное значение. Давайте попробуем объединить их по каким либо признакам в группы. Для этого нам понадобиться разделиться на две команды. (Деление команд лучше проводить заранее. Например: при входе в класс детям можно надеть бейджики или завязать на запястье ленточки разного цвета. Столы, для работы в командах, рекомендуется готовить заранее.)
Учитель: У каждой команды на столах лежат конверты с карточками, на которых изображены уже известные нам маски. Приложение 2. Попробуйте их расклеить на листе так, чтобы они образовали группы обобщённые какими либо признаками или значениями и напишите эти значения.
После того, как учащиеся справятся с заданием, педагог предлагает вывесить на доску получившиеся результаты и провести краткое сравнение. (У учащихся могут получиться разные варианты, но каждая команда всё равно найдёт и выделит такие группы масок, как: защитная, косметическая и маска для перевоплощения, хотя названия дадут им свои.)
3-я часть.
Учитель: Для создания каждой из известных нам масок понадобился труд художника. Но особенно интересными для художника являются Маски перевоплощения. О них мы сегодня поговорим подробнее. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. У каждого народа были свои маски. Их делали из различных материалов и по-разному украшали. (Слайд11).
Учитель: “Маска – мощный психологический фактор. В ней себя чувствуешь более защищено. И дело здесь не в килограммах стали и пластика. Наденьте на себя карнавальную маску – миллиметр картона и прочей мишуры – все: вы другой человек. Вы уверены в себе и защищены. Даже если в вас из пистолета стрелять, будете вести себя по-другому. Доля бесстрашия увеличится в несколько раз.” (Слайд12).
Учитель: Маски привлекали к себе не только художников создающих их, но и живописцев, изображающих их в своих картинах. (Слайд13). Маски бывают самые разные, они могут изображать зверей, птиц и героев сказок: сказочных злодеев, чудищ и красавец. (Слайд14). Маска выражает характер персонажа и его настроение. Маска создаёт образ.
Учитель: Маски использовались с древнейших времён. Сначала это были ритуальные маски. (Слайд15). Как вы думаете, зачем племена Африки, Южной Америки, Азии, Океании создавали маски и как они их использовали? Это связано с культом предков. Надевший ритуальную маску как бы перевоплощался в то существо, которое изображала маска. Маски использовались для совершения обрядов, шаманских молений, празднествах. И в России были праздничные игрища с масками и чучелами, например на Рождество, Масленицу. Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, а потому так и назывались – ряжеными. Ритуальные маски сохранили свою значимость и по сей день. Но в настоящее время наиболее часто стало встречаться уже современное искусство перевоплощения внешности – грим. Возникшее как продолжение развития маски.
4-я часть.
Учитель: Как вы уже догадались, вам предстоит принять роль художника, сегодня вы будите создавать ритуальную маску, но она будет не совсем обычной. Вам предстоит придумать и создать ритуальную маску жителя планеты Марс. (Слайд16). Выполнять её вы будите масленой пастелью. Для украшения маски можно воспользоваться имеющимися на столе декоративными материалами. У вас на столах лежат листы для пастели, масляная пастель, клей, ножницы, объёмный контур и всевозможные элементы декора. Но прежде, чем вы приступите к работе, давайте вернёмся к вопросу, какие задачи необходимо поставить перед собой художнику, создающему маску жителя планеты Марс. Она должна отвечать следующим требованиям:
- Выполнена из прочных, морозостойких материалов;
- Не спадать с лица;
- Пропускать воздух;
- Выражать намерения готовности вступать в контакт с другими цивилизациями, но показывая собственную мощь и силу (Марс – бог войны).
Можете приступать к работе. Желаю творческих успехов.
5-я часть.
После того, как учащиеся справятся со своим заданием, все работы необходимо оформить в заранее подготовленные паспарту и вывесить на доску. На экран выводится (Слайд 18) (предварительно допишите в него свои сведения об учащихся и месте проведения урока).
Учитель: Давайте поменяем роль художника, на роль зрителя и посмотрим на ваши работы. Каждая из них самостоятельное произведение. Они такие разные. В каждой из них своё содержание. Вспомните, какие задачи ставились перед художниками. Получилось ли выполнить эти задачи у наших художников?
Скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнали? Что смогли сделать? Что для вас было наиболее интересным при создании работы?
Используемая литература:
- А.Д. Авдеев, Маска. Опыт типологической классификации по этнографическим материалам в книге: Сборник музея антропологии и этнографии. М. – Л., 1957, № 17, 1960 № 19.
- Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских, при участии Г.Е.Гурова, Н.А.Лепской, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской. Под редакцией Б.М.Неменского “Искусство вокруг нас” учебник для 3 класса начальной школы. Москва. “Просвещение” ОАО “Московские учебники” 2007.
- Л.А.Неменская “Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека”, Москва, “Просвещение” 2008.
- Поисковая система Яндекс.