Интегрированный урок (ИЗО + технология) "Русский пряник"

Разделы: Технология


Тема: Русский пряник. Изготовление и роспись по старинным русским традициям.

Цели урока:

  1. Подробнее познакомить учащихся с особенностями, историей, традициями русской кухни.
  2. Воспитывать любовь и гордость к наследию нашего народа.
  3. Возрождение утерянных традиций русской культуры.
  4. Закрепить знания о видах теста, научить готовить пряники.
  5. Формировать эстетический вкус.
  6. Развивать художественные задатки.

Содержание

1. Организационный момент.

Ученики рассаживаются. Учитель объявляет тему и цели урока.

2. Новый материал.

Учитель технологии: Тема нашего урока «Русские пряники». Мы впервые решили объединить два предмета технологию и ИЗО, чтобы показать разнообразие русской кухни, расширить знания о традициях и художественном вкусе русского народа. Как никакая другая кухня мира, русская славится своими мучными изделиями. Во многих странах мира известны наши блины, пироги, куличи, кулебяки, расстегаи и, конечно, пряники. На уроках технологии учащиеся выступают в роли различных профессий. Вот сейчас «шеф-повар» Юля расскажет нам о русских пряниках. (Сообщение ученицы)

Пряники на Руси славились издавна. О них сложено множество песен, легенд, поговорок. Пряники дарили в знак уважения, любви, ко дню рождения. Те пряники, которые подносили « в почесть», часто делали очень большими. Некоторые из них весили несколько пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли в санях.

Пряники всегда были любимым лакомством. Для детей пекли пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных, а пряники с орнаментами в виде отдельных букв служили детям своего рода вкусной азбукой.

Пряничным производством занимались целые города: Архангельск, Вологда, Вязьма и Городец, Москва, Тула, Тверь.

Учитель ИЗО: А знаете, ребята, в Воронежской губернии тоже был свой пряник. Но не как в Туле печатный и не как в Вязьме – вырезной. У нас пряник называли « вырубной» . И выделывали его при помощи контурных форм из кровельного железа. У вас на столах лежат рисунки с изображениями пряников из г. Бутурлиновка Воронежской области. И сейчас на Бутурлиновском рынке можно купить такие пряники. Пряничное искусство здесь достигло высокого художественного уровня. Создателями этого пряника можно считать жестянщиков и пекарей. Искусные жестянщики вырезали фигурки из жести, затем по краю под прямым углом припаивали полоску такой же жести. Это получался резец. Для удобства пользования формой сверху припаивали ручку. Фигурки таких пряников фронтально-плоскостные. Декоративность достигается изящным рисунком контура и орнаментально-рельефным рисунком цветной глазури. В старину эти пряники украшали перьями и пухом домашней птицы. Часто их даже не ели , а хранили в сундуках или ставили на полочку в переднем углу. Сейчас сделана попытка возродить этот промысел. В Воронеже по старинным эскизам вырезного пряника художник Кибальник изготовил несколько десятков пряничных досок, по которым кондитерский цех Воронежского винзавода и хлебозавода №6 освоили выпечку Воронежского пряника. Конечно, сейчас весь процесс механизирован. (Показ пряника)

Учитель технологии: А весну встречали пряничными жаворонками. Румяные, сладкие жаворонки, словно солнцем подсвеченные. Крылышки у них цветным сиропом залиты. А глазки - из лаковых запеченных изюминок. Выбегали дети на улицу, размахивали пряничными птицами и пели:

Уж вы жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите вы к нам,
Принесите вы нам,
Лето теплое, весну красную.

И, действительно, прилетали настоящие живые птицы – жаворонки.

(демонстрируются рисунки этих пряников).

Мы с девочками в этом году проходим виды теста, пробуем готовить изделия, узнаем особенности различных видов теста. Вот пряничное тоже бывает различных видов и способов приготовления. О некоторых особенностях знает наш «технолог» Ксюша.

(Рассказ учащейся). Тесто для пряников готовили из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком. Из нее получались самые простые и в то же время самые вкусные пряники, поскольку мед составлял в них 50 % . Со временем в тесто добавлялись все больше пряностей: корицу, гвоздику, кардамон, лимонную цедру, мускатный орех, мяту, имбирь, изредка ваниль.

Приготовление пряничного теста крайне несложно. Оно состоит в простом перемешивании всех компонентов, входящих в него. Но вымешивать и разминать его нужно очень тщательно, после чего надо дать ему отдохнуть минут 15.

Учитель технологии: Мы с девочками пекли по одному из рецептов. Давайте вспомним:

  1. Какое по консистенции было тесто?
  2. Какие рыхлители применялись?
  3. В чем особенность этого вида теста?
  4. Какие ингредиенты использовались? (Ученики отвечают).

Все желающие после уроков могут взять себе рецепт приготовления.

А сейчас вы побудете в роли художника – кондитера и распишете сами эти пряники. Для этого используется 2 вида глазури : для обливания и для рельефного рисунка.

На столе у вас различные пряники. Как расписывать расскажет учитель ИЗО.

Учитель ИЗО:

Посмотрите на доску. Здесь вы видите, как расписаны пряники. Это пряничные линии: волнистые, точки, кружочки. Особого правила для росписи нет. Народные умельцы работали, как говорится «от сердца».

Я предлагаю вам посмотреть на свои фигурные пряники, подумать немного, как вы будете их расписывать и, взяв ножницы, отрезать уголочек корнетика с глазурью, потихоньку выдавливать глазурь, украсить пряник.

3. Практическая работа.

В течение 10-15 минут учащиеся подготавливаются и работают. В это время звучит народная музыка. В конце урока демонстрируются самые удачные варианты.

4. Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы:

  1. Что вам запомнилось об истории пряника?
  2. Что используется для украшения пряников?
  3. Назовите города, в которых изготавливают пряники?

Вывод: С работой вы справились, можно встречать весну.

5. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Конец урока.

Дидактический материал: испеченные пряники, салфетки, корнетики с глазурью, ножницы, лист бумаги, листы с рисунками пряников, стенд с изображениями форм для пряников, записи народной музыки.

Презентация.