"Удивительная профессия – дефектолог!" (из опыта работы)

Разделы: Коррекционная педагогика


Дефектологиянаука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.

Дефектология тесно связана с такими науками как: психология, медицина, педагогика и др.

Учитель-дефектолог проводит занятия по ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте, чтению, игре, конструированию.

Основные цели занятий с учителем-дефектологом:

  • создание положительной мотивации к обучению;
  • восполнение дефицита общих знаний, знаний по ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте, чтению, игре, конструированию;
  • осуществление начального этапа коррекции.

Основные направления моей работы

Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

  1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся.
  2. Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
  3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
  4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
  5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
  6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
  7. Ведет необходимую документацию.
  8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
  9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
  10. Реализует образовательные программы.
  11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
  12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
  13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
  14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
  15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
  16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Организация работы

Основная деятельность учителя-дефектолога в нашей школе направлена на детей с задержкой психического развития, которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специализированных условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса.

Содержание работы специального педагога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.

В качестве основных организационных принципов работы следует выделить следующие:

1) Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Очень важна процедура проведения обследования. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, при отсутствии шума и посторонних людей, общение – легкое, голос негромкий. Если ребенок не сразу выполнил тест, следует повторить его, дать инструкцию другими словами, если опять не получается – дать образец выполнения.

При обследовании обязательны перерывы для активного или пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны: двигательные упражнения, рисование, игра. При пассивном – ребенку можно сказать: «Отдохни», – и понаблюдать за его отдыхом (незаметно). Необходимы также:

  1. Создание интереса у ребенка к обследованию и материалу. (Отсутствие интереса может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка);
  2. Создание атмосферы сотрудничества и контакта с ребенком;
  3. Создание нормальной речевой среды: исследование должно идти на фоне «немногословия» педагога.

Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях специалистов школы.

Обследование проводится в начале и в конце года, для обследования детей и наблюдения за динамикой развития используется протокол обследования.

Для данного протокола были разработаны критерии оценки, к каждому из параметров обследования, чтобы прослеживать динамику отдельных компонентов развития в «бальном» соотношении. Баллы подсчитываются и создается шкала динамики развития ребёнка.

Параметры обследования и критерии оценки.

  1. Общая осведомлённость.
    5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно.
    4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно.
    3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого.
    2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога.
    1 балл – задания не выполнены.

  2. Сформированность временных и пространственных представлений.
    5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно.
    4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно.
    3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого.
    2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога.
    1 балл – задания не выполнены.

  3. Сформированность обобщающих понятий.
    5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно.
    4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно.
    3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого.
    2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога.
    1 балл – задания не выполнены.

  4. Понимание смысла сюжетной картины, рассказа. Установление причинно-следственных связей.
    5 баллов – при составлении рассказа по серии сюжетных картинок ребёнок самостоятельно раскладывает картинки. Его рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. При этом ребёнок проявляет фантазию.
    4 балла – рассказ соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда со стимулирующей помощью педагога.
    3 балла – при составлении рассказа допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление.
    2 балла – при составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, нарушение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев или рассказ не завершён. Или ребёнок может разложить картинки и составить рассказ только по наводящим вопросам. При этом ребёнок составляет очень короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, словесные замены.
    1 балл – при составлении рассказа ребёнок не может выполнить задание даже при наличии помощи. Он не может обнаружить связи между картинками, просто перечисляет изображённые предметы.

  5. Математические представления.
    5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно.
    4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно.
    3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого.
    2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога.
    1 балл – задания не выполнены.

  6. Русский язык.
    5 баллов – все задания выполнены правильно, самостоятельно. В письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки.
    4 балла – задания выполнены с ошибками, но ошибки исправлены самостоятельно. В письменных работах 1-2 орфографические ошибки, дисграфические ошибки отсутствуют.
    3 балла – задания выполнены с минимальной помощью взрослого. В письменных работах 3-5 орфографических ошибок, встречаются единичные дисграфические ошибки.
    2 балла – для выполнения задания требовалась активная помощь педагога. В письменных работах 6 и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа (оптические, кинетические; ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха: замены, смешения букв, искажения слов).
    1 балл – задания не выполнены. В письменных работах большое количество орфографических и дисграфических ошибок.

  7. Чтение.
    5 баллов – Учащийся владеет навыками чтения: читает правильно (без ошибок); читает выразительно (соблюдает паузы, тон, темп чтения, логическое ударение); читает осознанно, понимая прочитанное (может ответить на вопросы, выделить главную мысль, кратко пересказать содержание, озаглавить текст); овладел правильным способом чтения (1 кл. – плавное слоговое чтение, 2-4 кл. – чтение целыми словами); темп чтения выше нормы.
    4 балла – Ученик владеет навыками чтения: читает правильно, выразительно, осознанно, правильным способом. Темп чтения соответствует норме.
    3 балла – Ученик допускает при чтении 1-2 ошибки, читает невыразительно, понимает прочитанное (может ответить на вопросы, но не может выделить главную мысль). Способ чтения: 1 кл. – слоговое отрывистое, 2-4 кл. – читает по слогам + целыми словами.
    2 балла – Ученик при чтении допускает 3 и более ошибки на пропуски, замены, искажения букв и слогов, ошибается в окончаниях слов, не верно ставит ударение. Читает монотонно, почти не понимая прочитанное. Владеет неправильным способом чтения: 1 кл. – побуквенно, 2-4 кл. – по слогам. Темп чтения значительно ниже нормы.
    1 балл – Ученик не овладел навыками чтения: 1 кл. – навыки слитного чтения отсутствуют, 2 -4 кл. – темп чтения очень низкий, допускает большое количество ошибок, не понимает прочитанное. Неправильный способ чтения.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений.

Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе специального педагога по преодолению школьных трудностей учащихся.

В коррекционной работе дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп учащихся для проведения индивидуальных занятий.

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности младшего школьного возраста, на материале, соответствующем требованиям школьной программы.

Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения учащимися, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях должны широко использоваться различные виды помощи – от минимальной до максимальной и как можно больше наглядного материала. Наглядный материал можно создавать совместно с учащимися, например на занятиях по развитие мелкой моторики.

   

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексной диагностики (психолога, дефектолога, логопеда, врача) выявляются учащиеся, нуждающиеся в помощи специалистов, в том числе учителя-дефектолога. В случаях, когда ребенок нуждается в помощи двух и более специалистов, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на учащегося, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием учащегося, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития, выявляются дети, не подлежащие обучению в системе ККО.

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных учебных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» (по терминологии Л.С. Выготского) в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

Содержание деятельности специального педагога обеспечивает решение следующих задач:

  • выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
  • составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;
  • составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка;
  • выявление детей, имеющих проблемы в обучении для осуществления специального коррекционного воздействия специалистов: дефектолога (учебная и познавательная деятельность); логопеда (речевая деятельность); психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие);
  • выявление детей, не подлежащих обучению в системе ККО;
  • динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
  • отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
  • консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, имеющих трудности в обучении, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.

Помимо традиционных направлений дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах составляет 5 человек в зависимости от степени выраженности нарушения.

Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, а индивидуальные занятия длятся 20 минут. Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю, а индивидуальные занятия 3 раза в неделю. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в журнале учителя-дефектолога, разработанном в свободной форме, так как пока официального журнала не существует.

Учёт посещаемости Фамилия, имя Класс Дата Тема занятия Примечание

Данный журнал разработан в процессе работы, чтобы в нём была возможность отразить все нюансы, необходимые для специалиста.

Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5-9 классов – с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

Примеры заданий вызывающих наибольший интерес в процессе занятий.

В своей работе я делаю большой акцент на наглядный материал и практическую деятельность в варианте зарисовок.

  • Например: при изучении с детьми темы «Времена года» детям предлагается в напечатанном варианте наклеить в тетрадь общую тему и затем подтемы, которые будут изучаться на протяжении нескольких занятий (Времена года, осень, зима, весна, лето). А признаки каждого времени года обговариваются с детьми после прослушанного материала и предлагается зарисовать их в тетради. И уже на следующих занятиям детям очень просто вспомнить тему, очерёдность времён года и признаки по своим тетрадям. Так как учащиеся первых классов практически не владеют навыками письма и чтения.

  

  • При тренировках решения примеров, предлагаю следующий вариант работы, который широко используется в практической деятельности. Детям на уроках итак надоедает простое решение примеров, а ещё их нужно решать у специального педагога и дома. Это тяжело. Поэтому можно выполнение математических операции обыграть следующим образом. Предлагается нарисованный персонаж, во все части рисунка вписываются необходимые примеры. А ответ, который получается, служит определённым цветом, чтобы персонаж «ожил». Детям очень нравится данный вид работы, и решение примеров не приносит такую тягость.

  • Также работает следующий вид упражнения. Предлагается «КРОССВОРД» в картинках, для детей постарше можно сделать словесный. Ребёнок заполняет его, опять же тут отрабатывается внимание, мышление, грамота. Затем предлагается сделать паузу и дать ребёнку разукрасить картинки. После чего предложить отработку состава числа.

 

  • Для коррекции письменной речи широко использую работу с различными видами диктантов : зрительный предупредительный диктант, слуховой предупредительный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, творческий диктант с широким спектром различных видов работ, диктант «проверяю себя», диктанты-молчанки по картинкам с различными видами работ.
    Данный вид работы обладает широким спектром развития не только письменной речи, но и всех высших психических функций.
  • Большой интерес в проведении занятий вызывают у детей выполнения учебных заданий в процессе ролевых игр. Например, игра – «Универсам». Ребёнок получает определённую роль, в данном случае это роль продавца, он входит в эту роль как настоящий артист и соответственно приобретает и запоминает больший объём информации и знаний +получает огромное удовлетворение от занятия.

Также к этому же виду работ относится моё любимое занятие, где дети выступают в роли автора-оформителя своих собственных рабочих тетрадей с, которыми они будут встречаться в течении всего учебного года. Я обклеиваю детям белой бумагой, обычную тетрадь, это вызывает у них безумное удивление. И только при получении инструкции и объяснения задания наступает кульминация. Дети испытывают безумную гордость за себя и, приходя на занятия, начинаю рыться в тетрадях, ища свою собственную авторскую рабочую тетрадь.

         В проведении своих занятий я приветствую использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Применение ИКТ на уроках усиливает – положительную мотивацию обучения – активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Различные тесты, задания на развитие высших психических функций позволяют более эффективно заложить в ребёнка необходимую информацию. Использование ИКТ повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе, а самое важное вносит радость в жизнь ребенка, чем позволяет более осознанно воспринять материал.

И в конце хочу добавить, что с удовольствием стараюсь использовать поощрительный момент на занятиях. Так как кабинет оснащён различными видами специального оборудования, вызывающего большой интерес у малышей.

 

Дети с первого занятия просят поиграть в сухом бассейне, побегать по дорожке и др. Поэтому изначально ставится установка, что наличие свободного времени будет зависеть от эффективности занятия. Благодаря чему дети стараются, с большой охотой идут на занятия получают от них, как мне кажется, удовольствия и приобретаю с каждым разом новые знания, умения и навыки.