Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования.
Дошкольный возраст – это особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью. Для решения этой проблемы – образование традиционно обращается к здравоохранению. В условиях ДОУ, при уровне профессиональной подготовки, которую имеют педагоги, уместен термин «безопасное образование» т. к. выработана и внедрена система здоровьесбережения в образовательной среде ДОУ.
Анализ состояния здоровья детей, проведённый в последние годы показал, что в детский сад приходят дети, в основном, со второй группой здоровья.
Отрицательная динамика физического и психического состояния отдельных детей показывает наличие определённых факторов, негативно влияющих на здоровье:
- недостаточная двигательная активность снижает работоспособность, влечёт за собой снижение общего здоровья, подверженность эпидемическим и простудным заболеваниям;
- высокие зрительные нагрузки, ставшие нормой, провоцируют появление проблем со зрением, что значительно снижает качество жизни;
- в рацион питания детей входит недостаточное количество продуктов с высоким содержанием фруктов, овощей и низким содержанием жиров и простых углеводов.
В последние годы, офтальмологи неустанно призывают обратить пристальное внимание на проблемы зрения у детей. Как показывают исследования: такие заболевания как спазм аккомодации, частичная атрофия зрительного нерва, косоглазие, близорукость и другое – это последствия высоких зрительных нагрузок в сочетании с малоподвижным образом жизни и ослабленным здоровьем.
Зрение – это великая ценность, ухудшение его проходит незаметно и безболезненно. Педагоги и родители должны внимательно присматриваться к поведению детей:
- если ребёнок разглядывает игрушки, поднося их близко к лицу;
- жалуется на головную боль;
- рисует, лепит, низко склоняясь над столом;
- часто щурится – необходимо рекомендовать родителям обратиться к офтальмологу.
Следует помнить, что дети:
- нередко травмируют глаза игрушками – поэтому нельзя оставлять их без присмотра даже во время игры;
- необходимо оберегать детей от падений: сильный удар нередко провоцирует развитие косоглазия;
- во время драк, полученный удар по голове или в глаз может вызвать контузию глазного яблока, привести к подвывиху хрусталика; из-за таких травм возрастает риск развития вторичной глаукомы.
Все болезни глаз формируются у детей до 12 лет. Для сохранения зрения при организации образовательного процесса необходимо соблюдать режим зрения, рекомендованный СанПиН, стараться обогатить рацион продуктами, полезными для зрения: творогом, кефиром, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, крольчатиной, морковью, капустой и морепродуктами. Очень полезно для глаз: черника, брусника, клюква, курага, а также зелень (петрушка и укроп). Дополнительной заботе о зрении способствует приём антиоксидантов таких как – экстракт черники, бета-каротин, витамины С, Е, минералы – селен, цинк.
Важнейшим компонентом технологии является последовательность действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, оздоровительных, профилактических) и человеческой деятельности (педагогической, реализуемой педагогами и родителями на основе взаимодействия и направленной на охрану и укрепление зрения ребёнка).
С этой позиции актуальность настоящего пособия очевидна.
Мониторинг здоровья воспитанников дошкольного учреждения (МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №134»), к сожалению, не всегда подтверждает положительную динамику физического и психического здоровья детей.
Анализ результатов лонгэтюдных (многочисленных наблюдений в течение достаточно продолжительного времени) наблюдений показывает наличие определённых негативных факторов, влияющих на здоровье детей:
- недостаточная двигательная активность,
- высокие зрительные нагрузки,
- ограниченность рациона питания.
Все они обуславливают возникновение проблем зрения детей, на которые указывают офтальмологи.
Отсутствие необходимой компетентности у родителей и педагогов, воспитывающих детей дошкольного возраста, усугубляет проблему сохранения и профилактики зрения детей.
Исходя из этого, предлагаемая технология (как система действий), имеет не только и не столько теоретическую, сколько практическую значимость, как для родителей, так и для педагогов.
Подобранные упражнения опираются на физиологические, психологические особенности детей дошкольного возраста и позволяют рассматривать проблему сохранения зрения как с точки зрения медицины (врачебный контроль и профилактика зрения детей), так и педагогики, семейной педагогики, организации педагогического процесса, домашнего воспитания в соответствии с принципами «безопасного образования, предупреждающего проблемы нарушения зрения у дошкольников.
Положительным моментом предлагаемой технологии является её системность и методическая проработанность, что позволяет адресовать её взрослым, взаимодействующими с ребёнком дошкольного возраста.
Комплексный подход, предусматривает как управляемую педагогом, врачом, родителями деятельность по профилактике нарушений зрения, так и самостоятельную деятельность детей.
Реализуя комплексный подход, рекомендуется использование разработанной технологии в различных направлениях воспитательно-образовательной и лечебной работы (физическое воспитание, массаж, двигательная активность, познавательная деятельность).
Особый интерес представляет систематизация всех элементов технологии с точки зрения их интеграции:
- общий перспективный план мероприятий по охране зрения детей (упражнения и алгоритмы их проведения в дошкольном учреждении и дома);
- консультации, адресованные семье.
Предлагаемая технология разработана в рамках авторской программы «Здоровый малыш», расширяет её возможности и может быть рекомендована к использованию педагогами, родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста.
Основной её задачей является профилактика и сохранение зрения у детей 4-7 лет. Разработаны:
Перспективный план «Школа здоровья для детей», который направлен на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
Консультации для родителей, в которых даны советы по организации питания у детей и организации работы с компьютером;
План мероприятий по охране зрения у детей.
Подобраны:
Комплексы дыхательной гимнастики, которые проводятся в игровой форме, что позволяет заниматься оздоровлением – не замечая процесса лечения.
- она направлена на восстановление носового дыхания
- улучшает дренажную функцию лёгких;
- положительно влияет на обменные процессы, функционирования мозга;
- улучшает нервно- психическое состояние детей.
Весёлые тренинги – способствующие развитию координации движения , улучшающие кровообращение, укрепляющие мышцы шеи, рук, ног, спины.
Упражнения – для коррекции шейного отдела позвоночника
Комплексы самомассажей:
- повышающие защитные свойства организма;
- улучшающие протекание нервных процессов, путём воздействия на активные точки с целью улучшения тока крови;
- способствующие расслаблению мышц;
- снятию нервно- эмоционального и мышечного напряжения;
- воздействующие на слуховой аппарат;
- повышающие иммунитет.
Комплексы гимнастики для глаз, которые:
- способствуют расслаблению и укреплению глазных мышц, снятию зрительного напряжения;
- активизируют работу головного мозга;
- снимают усталость с лицевых мышц.
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЖ (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ)
Тематика занятий | Основные задачи |
1. «Пять помощников моих» | Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, ушей, носа, рта. Развивать зрительное и слуховоевнимание, обоняние и вкусовые ощущения. |
2. «Изучаем свой организм» | Дать детям элементарные сведенияоб их организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь части своего тела (глаза, уши, руки, ноги и т.п.) |
3. «Чтобы быть здоровым» | Формировать у детей навыкиЛичной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в Чистоте и опрятности. |
4. «Если ты заболел» | Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети, в случае необходимости, обращались к взрослым за помощью. Расширять представления детей о профессии врача. Учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять. |
5. «Живые витамины» | Закреплять знания детей о влиянии пищи на здоровье. Дать элементарные представления о витаминах (по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино»). |
6. «Наши друзья и враги» | Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах). Почему домашние вещи могут стать опасными. Бытовые травмы. Первая помощь при травмах. |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
Мероприятия | Время проведения |
1 квартал | |
Гимнастика для глаз: укрепляет глазные мышцы, снимает с глаз усталость, расслабляет мускулатуру шеи и плеч | |
Солнечный зайчик Упражнение: «Просыпайся глазок» Комплекс упражнений «Все больного навещают» Упражнение на снятие зрительного напряжения (метка Аветисова) Упражнения для коррекции зрения |
Упражнения выполняются ежедневно 2-3 раза, длительностью 2-4 мин. в течение 2-х недель, затем разучивается следующее. |
Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы, улучшают нервно-психическое состояние, улучшают дренажную функцию легких | |
«Лечебные звуки» «Погончики» «Кошка» «Поворот головы» «Насос» |
Ежедневно 2-3 раза, по выбору педагога |
Комплекс упражнений для коррекции шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения | |
«Сидит белка» Упражнения для мышц шеи «Гуси-Лебеди» Веселый тренинг: «Цапля», «Мостик», «Колобок», «Ножницы» |
Ежедневно в перерыве между занятиями (физ. минутка) |
Самомассаж повышает защитные свойства организма, воздействует на активные точки головы с целью улучшения тока крови | |
Массаж лица «Неболейка» «Муха-Горюха» – самомассаж ушей Массаж биологически-активных точек Массаж рук «Улитка» Точечный массаж по Уманской |
Ежедневно после сна или как физ. минутка (по выбору педагога) |
Упражнения на расслабление с целью снятия напряжения с определенных групп мышц | |
«Роняем руки» «Крылья» «Факир» «Стряхиваем воду» |
Ежедневно |
2 квартал | |
Гимнастика для глаз: укрепляет глазные мышцы, снимает с глаз усталость, расслабляет мускулатуру шеи и плеч | |
«Солнечный зайчик» ( по методике йогов) Комплекс упражнений для глаз «Зайка» Игровое упражнение для глаз «Муха» Комплекс упражнений для глаз «Смотрим вправо – смотрим влево» Гимнастика для глаз по технологии В. Базарнова |
Упражнения выполняются ежедневно 2-3 раза, длительностью 2-4 мин. в течение 2-х недель, затем разучивается следующее. |
Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы, улучшают нервно-психическое состояние, улучшают дренажную функцию легких | |
Упражнения по А. Стрельниковой «Ладошки» «Обними плечи» «Поворот головы» «Насос» «Большой маятник» |
Ежедневно 2-3 раза, по выбору педагога |
Комплекс упражнений для коррекции шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения | |
«Сидит белка» «Я позвоночник берегу» Упражнения для мышц шеи «Слон» Веселый тренинг: «Потягивание», «Карусель», «Мостик», «Медвежата», «Птица». |
Ежедневно в перерыве между занятиями (физ. минутка) |
Самомассаж повышает защитные свойства организма, воздействует на активные точки головы с целью улучшения тока крови | |
Массаж рук «Божья коровка» «Чтобы уши не болели» – самомассаж ушей Массаж биологически-активных точек Массаж носа «Улитка» Точечный массаж по Уманской Массаж головы |
Ежедневно после сна или как физ. минутка (по выбору педагога) |
Упражнения на расслабление с целью снятия напряжения с определенных групп мышц | |
«Мельница» «Крылья» «Факир» «Холодно-горячо» |
Ежедневно |
3 квартал | |
Гимнастика для глаз: укрепляет глазные мышцы, снимает с глаз усталость, расслабляет мускулатуру шеи и плеч | |
Солнечный зайчик Комплекс упражнений «Все больного навещают» Комплекс для глаз «Зайка» Упражнение на снятие зрительного напряжения (метка Аветисова) Упражнения для коррекции зрения Гимнастика для глаз по технологии В. Базарнова Игровое упражнение «Муха» |
Упражнения выполняются ежедневно 2-3 раза, длительностью 2-4 мин. в течение 2-х недель, затем разучивается следующее. |
Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы, улучшают нервно-психическое состояние, улучшают дренажную функцию легких | |
«Лечебные звуки» «Шаги» «Кошка» «Ушко» Упражнения по А. Стрельниковой |
Ежедневно 2-3 раза, по выбору педагога |
Комплекс упражнений для коррекции шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения | |
«Сидит белка» Упражнения для мышц шеи «Гуси-Лебеди» Веселый тренинг: «Цапля», «Качалочка», «Велосипед», «Гусеница», «Колобок» |
Ежедневно в перерыве между занятиями (физ. минутка) |
Самомассаж повышает защитные свойства организма, воздействует на активные точки головы с целью улучшения тока крови | |
Массаж рук «Божья коровка» «Муха-Горюха» – самомассаж ушей Массаж биологически-активных точек Массаж головы «Ежик» Точечный массаж по Уманской |
Ежедневно после сна или как физ. минутка (по выбору педагога) |
Упражнения на расслабление с целью снятия напряжения с определенных групп мышц | |
«Стряхнем кистями» «Крылья» «Мельница» «Деревянная и тряпичная кукла» |
Ежедневно |