Взаимодействуя с детьми на протяжении своей педагогической деятельности, пришла к осознанию важности и необходимости целенаправленной работы по повышению мотивации учащихся на уроках, развитию их креативных способностей, эмоционально-образных представлений, расширению словарного запаса не только во время урока, но и вне его, в ходе которой учащиеся обучаются рациональным приёмам применения полученных знаний на практике, а также учатся самостоятельно добывать необходимые им знания. Концепция школы нацелена на формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Становление такой личности может происходить, если поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его субъектом деятельности учения, придать учебному процессу практическую и творческую направленность. Метод проектов, который рассматривается в данной работе, во многом помогает осуществлению данной задачи.
Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:
- потеря интереса учащихся к предмету, пассивность
- использование языка в прямой функции – функции общения
- формирование механизма самореализации личности
- возможность интеграции знаний по предмету.
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.
Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний, и знаниевая парадигма школьного образования была оправдана. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным источником и передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Обучение через деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Особую значимость в решении коммуникативных задач приобретает метод проектов. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку.
Использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:
- приобщение к культуре страны изучаемого языка;
- реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
- расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
- обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
- развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.
Любой проект представляет собой законченный продукт в виде выставки, плаката, журнала, газеты, книги, радиопередачи, телепрограммы, фильма, компьютерной презентации.
Знания детей мной рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний.
Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, “Портфель ученика”, метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.
Новизна работы состоит в более четком определении каждого этапа работы на уроке или изучения темы, обеспечивающего формирование и повышение мотивации. Применяемая мной проектная технология для повышения мотивации в учебной деятельности состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свое место в структуре урока или системе уроков по теме:
- Этап целеполагания.
- Этап актуализации мотивов предыдущей деятельности.
- Этап усиления возникшей мотиваци.
- Этап аргументированного выбора организационных форм работы.
- Деятельностно-операционный этап.
- Этап оценивания деятельности учащихся.
- Этап рефлексии.
В процессе работы по данной технологии у ребят формируется четкий алгоритм действий, обеспечивающий положительный результат учебной деятельности, который они используют как на уроке, так и при самообразовании, а наличие положительного результата способствует формированию и повышению мотивации у учащихся, к саморазвитию и самосовершенствованию.
При работе над проектами важно учитывать следующие основные принципы деятельности:
Вариативность.
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
Решение проблем.
Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а, думая, они учатся.
Когнитивный подход к грамматике.
Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Можно предложить учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача – научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.
Учение с увлечением.
Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствие – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
Личностный фактор.
Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах и увлечениях и т.д.
Адаптация заданий.
Нельзя предлагать ученику задание, которое он не сможет выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Таким образом, на основе всего изложенного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
Организация учебно-воспитательного процесса на занятии
Организационная сторона обучения в проектной технологии складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
– инструктаж о последовательности работы;
– раздача дидактического материала по группам.
2. Работа в подгруппах:
– знакомство с материалом, планирование работы в подгруппах;
– распределение заданий внутри подгруппы;
– индивидуальное выполнение задания;
– обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе;
– обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания,
дополнения, уточнения, обобщения);
– подведение итогов выполнения задания в подгруппе.
3. Заключительная часть:
– сообщения о результатах работы в подгруппах;
– анализ познавательной задачи, рефлексия;
– общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи.
Функции учителя:
- помогает ученикам в поиске нужных информационных источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Интеграция проектов в процесс обучения языку.
Проект может:
- использоваться как одна из форм внеаудиторной работы;
- служить альтернативным способом организации учебного курса;
- интегрироваться в традиционную систему обучения языку.
На примере реализации проекта “Countries” в 8 классе по учебнику “Английский язык” под редакцией Кузовлева В.П. и др. покажу последовательность этапов организации работы по проекту.
Приступая к работе над новой темой “Великобритания”, я предлагаю детям просмотреть весь раздел и сказать о чем он. При этом слабые ученики могут дать ответы на русском языке. В течение темы мы изучаем новую лексику, знакомимся с географическим положением, климатом, языками Британии, традициями, повторяем и систематизируем знания по грамматике.
Учитель предлагает детям выполнить проекты “Что я знаю о Великобритании?” или “Что бы ты рассказал иностранцу о России?” В течение первой недели все ученики самостоятельно разбились на группы, обсудили план будущего проекта и распределили обязанности между собой. В течение следующей недели ребята подбирали материал по своему разделу. Учитель контролировал данный процесс, помогал в случае необходимости. Третья неделя обобщение найденного материала, его систематизация, отбор наиболее интересного, оформление конечного результата.
Учащиеся представили свои работы на уроке, у всех получились разные работы и по оформлению и по содержанию. Дети с удовольствием презентовали свои проекты, с интересом слушали своих товарищей. Ошибки учитель записывала на листке и в конце урока разобрали их в классе.
Свое одобрение дети выражали аплодисментами. Учитель, выслушав каждый проект, комментировал достоинства работы, при выставлении оценки аргументировала ее, указывая на имеющиеся недоработки. Каждый ребенок делал для себя выводы о своем вкладе в общее дело. Учитель подвела итоги работы, отметив, что все их работы будут использоваться учителями на уроках иностранного языка. Таким образом, сделала акцент на важность проделанной работы.
Приложение 1 (презентация).Приложение 2 (презентация).
Приложение 3 (презентация).
Критерии оценивания.
Традиционно оценивание осуществляется на основе двух подходов:
- субъективного – оценка учителем “на глазок” выполненной учеником работы путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя, а часто еще и “со скидкой” на личностные характеристики ученика (“он так хорошо занимался весь год..” / “он весь год не занимался…”);
- механистического – оценка определяется через число допущенных ошибок (в основном так оцениваются традиционные контрольные работы, диктанты и т.п.).
Оба варианта оценивания непригодны в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев (объективных показателей выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата).
Оценка проекта является комплексной и состоит из двух блоков:
1. Оценка работы:
- актуальность и новизна предлагаемых решений
- объем разработок, количество и значимость работы
- уровень самостоятельности
- качество оформления результата
2. Оценка защиты:
- качество доклада,
- проявление глубины и широты знаний по данному предмету,
- ответы на вопросы учащихся и учителя,
- самооценка.
Баллы, оценки | Качественный индикатор по показателю объекта |
0 |
Не прослеживается Прослеживается с ошибками Прослеживается нечетко Четко прослеживается Прослеживается на творческом уровне |
Т.е. максимальное количество баллов, которое может набрать ученик или группа учащихся, составляет 32 балла (не считая самооценку). Таким образом, оценке “5” соответствует 32–30 баллов, оценке “4” – 27–29 баллов, “3” – 24–26 баллов. Следует признать, что за выполнение проектной работы учителем крайне редко ставится оценка “3”, так как эта работа выполняется является творческой, и при желании учащегося он может доработать свои недочеты и пересдать свою работу.
Критерии оценивания учебных проектов при создании тематических презентаций.
Первым этапом при создании презентаций было ознакомление с назначением и возможностями пакета Power Point и просмотр готовых презентаций.
На втором этапе решили вопрос. Все ли компьютерные презентации одинаковы по своему назначению? Нет. И перед тем как создавать презентации мы с ребятами решили четко сформулировать критерии для оценивания их проектов.
К первой группе отнесли рекламные презентации, они должны привлечь внимание, объём информации небольшой, широко применяют различные мультимедийные эффекты, показ, как правило, автоматический.
Вторая группа – обучающие презентации, которые просматриваются индивидуально за компьютером, объём может быть большой, должна быть возможность выборочного просмотра, т.е. надо использовать управление навигацией (управляющие кнопки, гиперссыл-ки), мультипликация по необходимости.
Третью группу – составляют демонстрационные презентации, сопровождающие публичное выступление (доклад, объяснение на уроке), такие презентации небольшие по объёму, текстовая информация оформляется чаще всего в виде списка или небольшого тезиса, уместны мультимедийные эффекты, часто используются слайды с диаграммами, графиками и схемами, просмотр последовательный, управляемый докладчиком. Самое основное, что следует помнить, такие презентации будут просматриваться с большого расстояния, поэтому объекты должны быть крупные, четкие, шрифт крупный, читаемый, лучше с одинаковой толщиной линий.
И так, основное назначение компьютерных презентаций сделать информацию более доступной, наглядной, легко усваиваемой. Из этого и вытекают основные, общие для всех видов презентаций требования к оформлению:
- гармоничность цветовой гаммы (цвет фона и шрифта),
- единый стиль слайдов,
- наглядность шрифта,
- размещение и комплектование объектов,
- использование и уместность мультимедийных эффектов,
- удобство навигации и временных параметров;
к содержанию: значимость, актуальность и полнота освещения темы, логичность изложения. Кроме этих требований надо учитывать особенности каждой группы презентаций: первая – должна завладеть вниманием, вторая – должна быть с удобной навигацией и доступна по содержанию; третья – доступна для просмотра с большого расстояния, должна отражать самую важную информацию.
Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Более того, учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки и по формулировкам, и по стоимости критериев в технических баллах. Такая ситуация “общественного договора” – одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессогенность ситуации оценивания. Кроме того, критериальное оценивание, формируя внутренний эталон работы, способствует развитию адекватной самооценки.
Наблюдается положительная динамика сформированности знаний, умений и навыков обучающихся. По итогам анкетирования, тестирования, итоговых зачётов по предмету видно, что все, обучающиеся у Пахомовой В.Г., владеют обязательным базовым образовательным стандартом, некоторые обучаются на повышенном уровне. У школьников хорошо развиты картографические навыки, умения оперативно пользоваться англо-русским и русско-английским словарями, воспринимать услышанное на уроке и изучаемый материал на уровне понимания и осмысления, сквозь призму личного опыта. Дети имеют богатый словарный запас, качественно выполняют грамматические упражнения, мотивированы на самостоятельное добывание знаний, умеют синтезировать и обобщать полученные знания.
Данная система работы требует высокой профессиональной подготовки учителя, умения владеть методической подачей материала, требует упорной, кропотливой и тщательной подготовки к занятиям с детьми.
Данная разработка может быть полезна для всех учителей, занимающихся проблемой повышения мотивации в учебной деятельности. Эту технологию можно использовать как на отдельно взятом уроке, так и в рамках темы (системы уроков).
Литература:
- Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык – М: АРКТИ, 2002.
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка – М: Дрофа, 2004.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ, 2001, № 2, 3.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// 2000.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология http://www.myword.ru