Цель: познакомить учащихся с нахождением площади прямоугольника, как геометриической величиной, через произведение его сторон.
Задачи урока.
- Образовательная: познакомить детей с единицами измерения площади, правилом нахождения площади прямоугольника.
- Развивающая: способствовать развитию пространственных представлений, речи, развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
- Воспитательная: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ученика, воспитывать аккуратность при выполнении заданий, уверенность в своих возможностях.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны постигать.
Разминка:
- Как называется одиннадцатый месяц в году? (Ноябрь.)
- Назовите день недели после седьмого. (Понедельник.)
- Сколько гласных звуков в русском языке? (6.)
- Сколько арифметических действий вы знаете? (4.)
- Назовите их. (Сложение, вычитание, умножение, деление.)
II. Актуализация знаний.
1) Прочитайте стихотворение (на экране или у детей на отдельных листах).
Винни-Пух проснулся рано
Часом раньше, чем всегда.
Взял горшочек со сметаной -
Оказалась в нём вода.- Целый литр добра пропало, -
Пробурчал медведь под нос,
Да и мёду меньше стало –
Кто-то съел или унёс.Далеко до магазина –
Топать целую версту.
Ближе заросли малины.
Подойду-ка я к кусту.Ягод соберу лукошко,
Мёду положу немножко,
Съем я целый килограмм,
А остаток вам отдам.
- Найдите в стихотворении слова, которые относятся к единицам измерения величин. (Час, литр, верста, килограмм.)
- Найдите слова, при помощи которых величины сравнивают между собой. (Раньше, меньше, далеко, ближе.)
- К каким величинам относятся эти слова? (Раньше – это о времени, дальше, ближе – о расстоянии, меньше – так можно сказать о любой величине.)
- С какими величинами мы с вами знакомы? (Выслушать ответы детей.)
(Открывается таблица, озвучиваются составляющие таблицы.)
Время | Объём | Масса | Длина | ? |
2) Распределите правильно единицы измерения величин.
(Учащиеся должны заполнить таблицу.)
Даны следующие единицы измерения: метр, сутки, грамм, неделя, месяц, год, тонна, сантиметр, миллиметр, литр.
- Ваша задача, ребята, правильно расположить единицы измерения величин, которые даны в таблице.
- Ребята, взгляните на таблицу, скажите, что вы заметили? (Дети говорят, что остались пустые ячейки в таблице.)
Следующее задание поможет нам заполнить пустую ячейку.
3) Решение выражений (выполняется на карточках).
Вычислите значения, расположите их в порядке убывания и прочитайте слово (площадь).
Мы получили слово площадь, как вы думаете, зачем же это слово нам понадобилось?
- Куда мы его расположим? (К величинам.)
(Дети говорят, что слово надо разместить вместо знака вопроса.)
- Правильно, слово площадь мы с вами разместим в таблицу вместо знака вопроса, но что ещё нам предстоит сделать? (Ученики говорят, что таблица так и не заполнена до конца.)
- Подумайте, что же не хватает? (Единицы измерения площади.)
- Правильно, вот сегодня на уроке этим и займёмся. Познакомимся с названиями единиц измерения площади, научимся вычислять площадь прямоугольника.
Физкультурная пауза.
III. Постановка проблемы.
- Вспомните, с каким принципом измерения площади мы знакомы с 1-го класса? (Измерение площади одинаковыми квадратами.)
- Правильно, одинаковыми квадратами измеряли площадь фигур. Размеры квадрата, принятого за единицу измерения площади, могут быть любыми. Обычно их связывают с единицами длины. Посмотрите, показываю принцип построения единиц измерения площади:
На доске вырисовывается следующее:
Этой единицей измерения площади удобно пользоваться при выполнении чертежей, создании моделей (выкроек, макетов).
- Как вы думаете, удобно ли пользоваться этой единицей измерения, чтобы, например, посчитать, сколько линолеума нужно для нашей классной комнаты? (Нет.)
- Какими единицами измерения удобно воспользоваться? (Метрами. Учитель уточняет: квадратными метрами.)
Можно показать размеры кв. метра на полу, воспользовавшись для этого метровой линейкой или заранее заготовленным шнуром длиной 1 метр.
- А в каких единицах удобно определить площадь целого государства? (В квадратных километрах.)
(Учитель может нарисовать на доске контур некоторого «государства».)
IV. Проектирование и фиксация нового.
- Как же измерить площадь пола нашего класса? (Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, можно сделать картонный квадрат размером 1м х 1м (квадратный метр), прикладывать его к полу и считать, сколько раз уместится этот квадрат на полу.
- А если нужно побелить или покрасить потолок и рассчитать , сколько краски нужно на потолок такой площади? (Использовать в этой ситуации картонную модель квадратного метра неудобно.)
1) Построение проекта.
(Перед работой уточнить свойство сторон прямоугольника. Противоположные стороны равны, то есть имеют одинаковую длину.)
Начертите прямоугольник, у которого длина равна 4 см, ширина – 3 см. Разбейте фигуру на квадраты 1см х 1 см. (Оказать помощь слабым учащимся.)
- Сколько квадратных сантиметров занял прямоугольник?
- Как можно посчитать? (4 + 4 + 4 или 4 * 3, 3 + 3 + 3 + 3 или 3 * 4.)
- Кто скажет, что мы сейчас находили? (Сколько кв. см занимает прямоугольник.)
- Как мы можем сказать иначе? (Вычислили площадь прямоугольника.)
- Как вычисляли? (Дети предлагают варианты ответов: действием сложения и действием умножения.)
- Каким действием удобнее находить площадь прямоугольника?
- Обратите внимание на прямоугольник, что обозначали числа 4 и 3? (Длину сторон прямоугольника.)
- Запишем решение нахождения площади прямоугольника в тетради (у доски работает ученик, обратить внимание на то, что в ответе должно присутствовать слово «квадратный»).
2) Самостоятельное выведение правила нахождения площади прямоугольника.
- Кто может сформулировать, как мы вычислили площадь прямоугольника?
V. Первичное закрепление во внешней речи.
1) Откроем учебник на стр. 38.
№1. Чтение учащимися правила нахождения площади прямоугольника.
2) Работа по теме урока. Решение задачи.
№2. Необходимые пояснения к рисунку: в книге, в тетради можно показать предметы только в уменьшенном виде. Если нужно показать, каковы настоящие размеры, на рисунках обычно пишут единицы измерения, которые тоже изображают в уменьшенном виде.
- На рисунке к заданию 2 каждая клетка изображает, как вы думаете, какую единицу измерения? (Квадратный метр.)
Пользуясь вышесказанным правилом, мы с вами вычислим площадь каждой комнаты. Посмотрите на рисунок, скажите какой они формы.
Решение:
Кухня: 3 * 5 = 15 (кв. м)
Прихожая: 3 * 3 = 9 (кв. м.)
Ванная: 2 * 3 = 6 (кв. м)
Комната 1: 4 * 4 = 16 (кв. м)
Комната 2: 4 * 6 = 24 (кв. м)
Всего: 15 + 9 + 6 + 16 + 24 = 15 + 15 + 40 = 70 (кв. м)
Жилая часть: 16 + 24 = 40 (кв. м)
Подсобная: 15 + 9 + 6 = 30 (кв. м)
3) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Вычислите (на доске записаны выражения).
Запишите с помощью знака умножения.
6 + 6 + 6 + 6 + 6 =
11 + 11 + 11 + 11 =
7 + 7 + 7 =
Проверка по эталону. Эталон демонстрируется на доске интерактивной (см. Приложение 1).
- Кто справился с заданием ? Нарисуйте зеленый кружок в тетради на полях.
- Какие прямоугольники можно начертить к каждому равенству?
- Какова будет площадь этих прямоугольников? (Варианты ответов детей.)
- Как мы вычисляем площадь прямоугольника?
4) Решение задачи по учебнику. №5 стр. 39 (один или два ученика решают задачу у доски).
- 4 * 4 = 16 (кв. м)
- 100 – 16 = 84 (кв. м)
Проверка решения.
VI. Рефлексия деятельности.
- Ребята, посмотрите на таблицу. Какой величине мы уделили особое внимание? (Величине – площадь.)
- Площадь какой фигуры мы научились вычислять? (Ответ: площадь прямоугольника.)
- Кто может повторить правило нахождения площади прямоугольника? (Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину.)
- Какие единицы измерения площади мы узнали?
(Ученик заполняет пустое поле в таблице.)
Домашнее задание: с.38, решить примеры №3, решить задачу на с.39, №4.
Литература:
- Обучение во 2 классе по учебнику «Математика» М.И Башмаков, М.Г. Нефёдовой. М., АСТ- Астрель, 2009г. ]