Площадь прямоугольника

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с нахождением площади прямоугольника, как геометриической величиной, через произведение его сторон.

Задачи урока.

  1. Образовательная: познакомить детей с единицами измерения площади, правилом нахождения площади прямоугольника.
  2. Развивающая: способствовать развитию пространственных представлений, речи, развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Воспитательная: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ученика, воспитывать аккуратность при выполнении заданий, уверенность в своих возможностях.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны постигать.

Разминка:

  1. Как называется одиннадцатый месяц в году? (Ноябрь.)
  2. Назовите день недели после седьмого. (Понедельник.)
  3. Сколько гласных звуков в русском языке? (6.)
  4. Сколько арифметических действий вы знаете? (4.)
  5. Назовите их. (Сложение, вычитание, умножение, деление.)

II. Актуализация знаний.

1) Прочитайте стихотворение (на экране или у детей на отдельных листах).

Винни-Пух проснулся рано
Часом раньше
, чем всегда.
Взял горшочек со сметаной -
Оказалась в нём вода.

- Целый литр добра пропало, -
Пробурчал медведь под нос,
Да и мёду меньше стало –
Кто-то съел или унёс.

Далеко до магазина –
Топать целую версту.
Ближе заросли малины.
Подойду-ка я к кусту.

Ягод соберу лукошко,
Мёду положу немножко,
Съем я целый килограмм,
А остаток вам отдам.

- Найдите в стихотворении слова, которые относятся к единицам измерения величин. (Час, литр, верста, килограмм.)

- Найдите слова, при помощи которых величины сравнивают между собой. (Раньше, меньше, далеко, ближе.)

- К каким величинам относятся эти слова? (Раньше – это о времени, дальше, ближе – о расстоянии, меньше – так можно сказать о любой величине.)

- С какими величинами мы с вами знакомы? (Выслушать ответы детей.)

(Открывается таблица, озвучиваются составляющие таблицы.)

Время Объём Масса Длина ?
         

2) Распределите правильно единицы измерения величин.

(Учащиеся должны заполнить таблицу.)

Даны следующие единицы измерения: метр, сутки, грамм, неделя, месяц, год, тонна, сантиметр, миллиметр, литр.

- Ваша задача, ребята, правильно расположить единицы измерения величин, которые даны в таблице.

- Ребята, взгляните на таблицу, скажите, что вы заметили? (Дети говорят, что остались пустые ячейки в таблице.)

Следующее задание поможет нам заполнить пустую ячейку.

3) Решение выражений (выполняется на карточках).

Вычислите значения, расположите их в порядке убывания и прочитайте слово (площадь).

Мы получили слово площадь, как вы думаете, зачем же это слово нам понадобилось?

- Куда мы его расположим? (К величинам.)

(Дети говорят, что слово надо разместить вместо знака вопроса.)

- Правильно, слово площадь мы с вами разместим в таблицу вместо знака вопроса, но что ещё нам предстоит сделать? (Ученики говорят, что таблица так и не заполнена до конца.)

- Подумайте, что же не хватает? (Единицы измерения площади.)

- Правильно, вот сегодня на уроке этим и займёмся. Познакомимся с названиями единиц измерения площади, научимся вычислять площадь прямоугольника.

Физкультурная пауза.

III. Постановка проблемы.

- Вспомните, с каким принципом измерения площади мы знакомы с 1-го класса? (Измерение площади одинаковыми квадратами.)

- Правильно, одинаковыми квадратами измеряли площадь фигур. Размеры квадрата, принятого за единицу измерения площади, могут быть любыми. Обычно их связывают с единицами длины. Посмотрите, показываю принцип построения единиц измерения площади:

На доске вырисовывается следующее:

Этой единицей измерения площади удобно пользоваться при выполнении чертежей, создании моделей (выкроек, макетов).

- Как вы думаете, удобно ли пользоваться этой единицей измерения, чтобы, например, посчитать, сколько линолеума нужно для нашей классной комнаты? (Нет.)

- Какими единицами измерения удобно воспользоваться? (Метрами. Учитель уточняет: квадратными метрами.)

Можно показать размеры кв. метра на полу, воспользовавшись для этого метровой линейкой или заранее заготовленным шнуром длиной 1 метр.

- А в каких единицах удобно определить площадь целого государства? (В квадратных километрах.)

(Учитель может нарисовать на доске контур некоторого «государства».)

IV. Проектирование и фиксация нового.

- Как же измерить площадь пола нашего класса? (Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, можно сделать картонный квадрат размером 1м х 1м (квадратный метр), прикладывать его к полу и считать, сколько раз уместится этот квадрат на полу.

- А если нужно побелить или покрасить потолок и рассчитать , сколько краски нужно на потолок такой площади? (Использовать в этой ситуации картонную модель квадратного метра неудобно.)

1) Построение проекта.

(Перед работой уточнить свойство сторон прямоугольника. Противоположные стороны равны, то есть имеют одинаковую длину.)

Начертите прямоугольник, у которого длина равна 4 см, ширина – 3 см. Разбейте фигуру на квадраты 1см х 1 см. (Оказать помощь слабым учащимся.)

- Сколько квадратных сантиметров занял прямоугольник?

- Как можно посчитать? (4 + 4 + 4 или 4 * 3, 3 + 3 + 3 + 3 или 3 * 4.)

- Кто скажет, что мы сейчас находили? (Сколько кв. см занимает прямоугольник.)

- Как мы можем сказать иначе? (Вычислили площадь прямоугольника.)

- Как вычисляли? (Дети предлагают варианты ответов: действием сложения и действием умножения.)

- Каким действием удобнее находить площадь прямоугольника?

- Обратите внимание на прямоугольник, что обозначали числа 4 и 3? (Длину сторон прямоугольника.)

- Запишем решение нахождения площади прямоугольника в тетради (у доски работает ученик, обратить внимание на то, что в ответе должно присутствовать слово «квадратный»).

2) Самостоятельное выведение правила нахождения площади прямоугольника.

- Кто может сформулировать, как мы вычислили площадь прямоугольника?

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Откроем учебник на стр. 38.

№1. Чтение учащимися правила нахождения площади прямоугольника.

2) Работа по теме урока. Решение задачи.

№2. Необходимые пояснения к рисунку: в книге, в тетради можно показать предметы только в уменьшенном виде. Если нужно показать, каковы настоящие размеры, на рисунках обычно пишут единицы измерения, которые тоже изображают в уменьшенном виде.

- На рисунке к заданию 2 каждая клетка изображает, как вы думаете, какую единицу измерения? (Квадратный метр.)

Пользуясь вышесказанным правилом, мы с вами вычислим площадь каждой комнаты. Посмотрите на рисунок, скажите какой они формы.

Решение:

Кухня: 3 * 5 = 15 (кв. м)
Прихожая: 3 * 3 = 9 (кв. м.)
Ванная: 2 * 3 = 6 (кв. м)
Комната 1: 4 * 4 = 16 (кв. м)
Комната 2: 4 * 6 = 24 (кв. м)
Всего: 15 + 9 + 6 + 16 + 24 = 15 + 15 + 40 = 70 (кв. м)
Жилая часть: 16 + 24 = 40 (кв. м)
Подсобная: 15 + 9 + 6 = 30 (кв. м)

3) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Вычислите (на доске записаны выражения).

Запишите с помощью знака умножения.

6 + 6 + 6 + 6 + 6 =
11 + 11 + 11 + 11 =
7 + 7 + 7 =

Проверка по эталону. Эталон демонстрируется на доске интерактивной (см. Приложение 1).

- Кто справился с заданием ? Нарисуйте зеленый кружок в тетради на полях.

- Какие прямоугольники можно начертить к каждому равенству?

- Какова будет площадь этих прямоугольников? (Варианты ответов детей.)

- Как мы вычисляем площадь прямоугольника?

4) Решение задачи по учебнику. №5 стр. 39 (один или два ученика решают задачу у доски).

  1. 4 * 4 = 16 (кв. м)
  2. 100 – 16 = 84 (кв. м)

Проверка решения.

VI. Рефлексия деятельности.

- Ребята, посмотрите на таблицу. Какой величине мы уделили особое внимание? (Величине – площадь.)

- Площадь какой фигуры мы научились вычислять? (Ответ: площадь прямоугольника.)

- Кто может повторить правило нахождения площади прямоугольника? (Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину.)

- Какие единицы измерения площади мы узнали?

(Ученик заполняет пустое поле в таблице.)

Домашнее задание: с.38, решить примеры №3, решить задачу на с.39, №4.

Литература:

  1. Обучение во 2 классе по учебнику «Математика» М.И Башмаков, М.Г. Нефёдовой. М., АСТ- Астрель, 2009г. ]