Цель:
- закрепить знания детей о форме предметов (квадрат, круг, треугольник, шар), название чисел и цифр до 9, состав чисел (7, 8, 9), закрепить умение уменьшать количество предметов;
- развивать мышление, внимание, интерес к математике и к новым литературным произведениям;
- воспитывать усидчивость, взаимовыручку.
Оборудование:
- компьютерная презентация по сказкам,
- мультимедийный проектор с экраном, звукозаписи песен;
- раздаточный материал: геометрические фигуры, пластилин, доска для лепки,
карточки с заданиями.
Ход занятия
Ребята, к нам пришла телеграмма от героев сказок. Они просят о помощи. Нам предстоит отправиться в страну сказок и помочь нашим героям. Отправимся в путешествие на поезде. Все заняли места в вагонах и поехали: “Чух, чух, чух! Ту, ту!
(Играет музыка “Песня паровозика из Ромашкова”.)
Вот мы на границе страны сказок. (Играет музыка “Песня про волшебную страну”. На экране картинка волшебной страны. Слайд 1.) Отправляемся в путь пешком, что бы никого не спугнуть. В какую же сказку мы сначала попадём?
(Слайд 2.) Что это за сказка? Какой цифры не хватает в названии? Три. Поросятам надо помочь построить дома, а то они замёрзнут! Посмотрите на экран! (Слайд 3.) Из каких фигур состоят домики? (Треугольники и квадраты.) Постройте такие же дома из своих фигур. Постройте домик, в котором бы жили вы. (Дети строят дома под песню “Домик нужен поросятам”.) Вот мы и помогли поросятам! Теперь они не замёрзнут.
Отправимся на помощь к следующим героям!
В какой сказке мы сейчас? (Слайд 4.) Волк и семеро козлят. Давайте посчитаем, сколько козлят на картинке? Какой цифры не хватает в названии сказки? Семь. Поможем спрятаться козлятам так, что бы их не нашёл волк. (Слайд 5.) Где могли бы спрятаться козлята? В шкафу и под кроватью. По сколько козлят можно было бы разместить в шкафу и под кроватью, если их семеро? (4 и 3, 2 и 5, 6 и 1, 3 и 4, ...)
Мы помогли спрятаться козлятам и можем идти дальше.
А на пути герои сказки... (Колобок.) (Слайд 6.) Хитрая лиса съела колобка. Но ведь не зря же здесь появились мы. Давайте, заново вылепим колобка! Какой колобок по форме? Круглый. (Дети лепят колобка.) Какую фигуру мы получили? Шар. Чем отличается шар от других фигур? Нет углов.
Теперь наш колобок может катиться снова по дорожке, а мы тоже разомнём ручки и ножки.
Физкультминутка. (Под музыку “Чунга-чанга”)
Отдохнули, пора отправляться дальше. Герои сказки сами идут навстречу. Какая это сказка? (Слайд 7.) Маша и медведь. Посмотрите, как медведю тяжело нести корзину с пирожками.
Ему постоянно приходится останавливаться, чтобы отдохнуть. А бедная Маша мечтает скорей добраться до дома. Поможем Маше! Облегчим корзину, уменьшим количество пирожков! Посчитайте, сколько пирожков в корзине? (Слайд 8.) Девять. Уменьшите на карточках количество пирожков на 4 штуки. (Приложение 1) Сколько пирожков осталось? (Слайд 9.) Пять. Корзина стала легче, и медведь мигом донесёт Машу до дома.
Мы отправляемся дальше. Перед нами герои, какой сказки? (Слайд 10.) Журавль и лисица. Почему они отвернулись друг от друга? (Поссорились.) Давайте их помирим! Угостим их рыбкой. (Слайд 11.) Только вначале поделим рыбу поровну. Поделите на карточках рыбу между лисой и журавлём. (Приложение 2)
.
По сколько рыбок досталось каждому. (Слайд 12.) По 4. Смотрите они уже подружились и говорят нам спасибо. (Слайд 13.)
А на пути у нас уже герои следующей сказки. (Слайд 14.) Это сказка “Гуси-лебеди”. Какая беда случилась с героями сказки? Гуси-лебеди похитили у девочки братца Иванушку. В этой сказке девочке помогают разные персонажи. А какие, вы узнаете, когда прочтёте эту сказку?
А на следующем занятии расскажите, кто же помог девочке?
А наше путешествие подошло к концу. Героям, каких сказок мы сегодня помогли и как? (Слайд 15–19.)
Понравилось вам помогать другим?