Введение
«Дороги не те знания, которые
откладываются в мозгу,
как жир, дороги те, которые
превращаются в умственные
мышцы.»
Герберт Спенсер,
английский философ.
В связи с внедрением ЕГЭ в практику Российской школы, становится актуальной проблема подготовки школьников к экзамену. Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.
Цель, которая ставится при работе в выпускном классе – создание условий для полноценного математического образования школьников. Одним из таких условий является организация повторения.
Работу по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинается с знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке. В течение учебного года они имеют возможность сверять свои достижения с этими требованиями (Приложение №1). Это готовит учеников к успешной сдаче ЕГЭ и успешному обучению в вузе. К этим требованиям возвращаемся и на уроках заключительного повторения.
Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы учителем начинается с обеспечения положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны. В своей практике педагог использует различные виды уроков повторения, но наиболее эффективными являются уроки, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач. Повторение темы начинается с краткого справочника, в которой освещаются вопросы теории. Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
В уроки заключительного повторения включаются задачи и упражнения с параметрами и с модулями. В школьных учебниках практически нет заданий по данным темам. Однако овладение методикой их решения является полезным: оно существенно повышает уровень логической подготовки учащихся, позволяет по-новому взглянуть на известные школьникам функциональные зависимости. В последнее время в практику средней школы стал внедряться тестовый контроль, как способ проверки знаний, умений и навыков. В последние годы при подготовке учащихся к централизованному тестированию и на уроках итогового повторения я постоянно использую тесты.
Тестовая система сдачи экзаменов создает значительные психологические проблемы для школьников с замедленной реакцией. Они нередко обладают хорошими способностями, но не умеют быстро переключаться с одной задачи на другую. Поэтому на уроках заключительного повторения предлагаются тренировочные тесты, которые использовались как на ЕГЭ в предыдущие годы, так тесты, которые я составляю сама, использую программу «Test Generator», также тесты, которые можно найти а Интернете.
В течение года я постоянно анализирую письменные и устные работы учащихся, провожу различные проверочные работы, организуют работу по закреплению вычислительных навыков, работают над проблемой рационального использования времени во время выполнения контрольных заданий. Наиболее актуальной эта работа становится на этапе подготовки к ЕГЭ.
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений (Приложение №2).
В процессе математической деятельности учащихся в арсенал приемов и методов мышления включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые в ходе решения задач.
Применение компьютерных технологий при подготовке уроков повторения
Использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении «правил игры» с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных упражнений. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки.
Я попыталась создать небольшое мультимедийное учебное пособие, предназначенное, для организации тематического и итогового повторения, подготовки и проведения итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Мною разработано 50 слайдов, с помощью которых можно проводить уроки повторения, согласно итоговому планированию (Приложение №3).
На слайдах размещают необходимые формулы, уравнения, правила, задачи в соответствии с последовательностью изучения материала на уроках в 10-11 классах. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на каждом уроке помещен справочный материал, контрольные вопросы, различные диктанты.
Все уроки разбиты на отдельные главы, с помощью гиперссылки можно вернуться к любой теме, где она помещена в содержании.
Помимо слайдов, практически на каждом уроке можно проводить тестирование, созданное с помощью программы «Test Generator», которая очень проста в обращении. С помощью этой программы также можно создавать электронный дневник. В Приложении №4 дана инструкция по использованию данной программы.
Тестирование хорошо проводить с помощью компьютера, когда ученик видит результаты своих ответов и получает независимую оценку. И ученик, и учитель видит, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению незнания и непонимания.
Психологический настрой на экзамен
В итоговой аттестации – проще говоря, экзаменах, для учащихся есть свои плюсы и свои минусы. Минусы – в эмоциональном накале и стресса. Школьники воспринимают экзамен как важный этап в жизни, после которого что-то может коренным образом измениться, нарушиться. Страхов много, и у каждого ученика они свои. И это необходимо иметь в виду педагогом. Запугивание приводит к мобилизации сил, скорее, страх парализует волю, возникает ощущение, что «ничего не получится, и нет смысла напрягаться».Я стараюсь правильно сориентировать на каком уровне они будут изучать материал (на какую отметку они претендуют) и настраиваю их на высокий уровень, стараюсь, поднять самооценку ребят (у некоторых она довольно низкая).
В итоговой аттестации в форме ЕГЭ есть свои плюсы:
- Это снижение нагрузки на выпускников (сдача одной серии экзаменов взамен выпускных и вступительных).
- Снижение нагрузки на семейные бюджеты (уход от необходимости поездок абитуриентов на вступительные экзамен.
Каждый педагог достаточно хорошо знает своих учеников и должен уметь использовать их достоинства для успешной сдачи экзаменов. (Приложение №5). Одному нужно напомнить, чтобы он не торопился, все тщательно проверил, прежде чем сдать работу. Другому, наоборот, посоветовать не засиживаться над теми задачами, которые не получаются, переходить к следующему. Третьему высказать свою уверенность в том, что он справится с экзаменом, поскольку приложил много усилий на этапе подготовки. Не будет лишним напомнить, что решать им придется задачи такого же типа и уровня сложности, что и на уроках, на контрольных работах, при повторении по подготовке к ЕГЭ. Для успешной сдачи экзамена необходимо иметь представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения. Ученикам я предлагаю тест (Приложение №6).Данный тест можно использовать в работе с учащимися, чтобы в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ. Готовит к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ нужно готовит не только учеников, но и их родителей (Приложение №7). Только совместным усилиями мы можем добиться успехов.
Заключение
Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков. И лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету.
Применение электронных учебных пособий на уроках математики показало:
- повышение интереса к урокам математики,
- улучшение дисциплины на уроках,
- улучшение успеваемости по другим предметам,
- повышение внимания и улучшение памяти.
Список литературы (Приложение №8).